Посткризисное время делает все более актуальным повышение эффективности взыскания долгов, как для государственной исполнительной системы, так и для самих взыскателей.
Соответственно, требуются все новые технологии мотивации должников к выполнению своих обязанностей, работающие даже при нынешнем недостаточном ресурсном обеспечении службы судебных приставов.
Одной из таких технологий, появление которой предопределено современной информационной эпохой, становится PR-сопровождение взыскания долгов.
В настоящее время Федеральная служба судебных приставов России демонстрирует большую информационную активность. Мы постоянно видим новости о запретах выезда за рубеж, новых способах взыскания и т.д. Возникает вопрос: можно ли эту PR-деятельность ФССП РФ сделать более эффективной с точки зрения взыскания долгов?
С нашей точки зрения возможности для улучшения имеются и вот основные из них:
1) Актуально использование арсенала корпоративного коллекторства для мотивации руководителей, которые дистанцировались от организаций-должников, к «возвращению» в проблемные организации, поиску денежных средств, чтобы избежать не юридической, а репутационной ответственности.
Это направление работы проявлялось бы в том, что судебные приставы, кроме стандартной и часто трудоемкой работы (запросы о имущественном состоянии должника, выезд по месту нахождения и другие исполнительные действия), могли бы показать должнику, а затем, при отсутствии шагов навстречу, осуществить информационное воздействие по ключевым точкам: контрагентам, предпринимательским объединениям, контролирующим органам. При этом информационное воздействие могло бы проводиться и в отношении организаций, которые фактические руководители организации должника создали на базе активов, выведенных из «брошенных» или обанкроченных фирм.
Такая работа не исключала бы актуальное в подобных случаях уголовно-правовое направление (применение ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», ст. 315 УК РФ «Неисполнение решения суда»), но была бы более оперативной и часто более опасной для должника.
2) Информационным акциям, направленным на мотивацию отдельных категорий должников к погашению задолженности, можно добавить системности за счет взаимодействия с крупными взыскателями.
Речь идет о том, что к отдельным новостям можно добавить использование, например, наружной рекламы по аналогии с практикой партнерства ГИБДД и страховых компаний. Такие акции были бы актуальны, например, для взыскания небольших долгов перед телекоммуникационными компаниями.
Системность информационного воздействия проявляется в использовании различных каналов коммуникации (пресса, интернет, слухи и т.д.) и форматов сообщений для целевой аудитории, а также применении стратегии непрямого действия, когда мысль о необходимости погашения задолженности доносится косвенно.
3) Информационное сопровождение наиболее спорных и сложных инициатив (наложение взыскания на полисы ОСАГО, средства на мобильном телефоне и т.д.) может отчасти обеспечиваться научно-консультационной поддержкой, т.е. заключениями авторитетных правоведов относительно юридической обоснованности таких действий. Естественно, научно-консультационные заключения могут быть непонятны широкой общественности, но они важны для коммуникации с контролирующими органами и демонстрируют проработанность инициатив.
4) Кроме сообщений о негативных для должника последствиях работы судебных приставов, стоит организовать появление новостей о позитивных примерах, т.е. ситуациях, когда должник, несмотря на все сложности, сумел погасить задолженность. Важно подбирать не только экзотические, но и типичные варианты решения долговых проблем (займ у родственников, помощь объединений и работодателя).
Можно сказать, что эффективность PR-сопровождения взыскания задолженности для службы судебных приставов может быть повышена за счет расширения:
- подходов к использованию PR-воздействия (не только массовое информирование, но и точечная работа методами корпоративного коллекторства);
- круга участвующих субъектов (совместные PR-компании с отдельными видами взыскателей; привлечение экспертов для научно-консультационной поддержки);
- содержания сообщений (наряду с описанием негативных последствий позитивные примеры решения долговых проблем).
Важным моментом для эффективного PR-сопровождения исполнительного производства может стать расширения круга сотрудников службы судебных приставов, которые могут применять информационное воздействие. Пресс-службы в настоящее время существуют на уровне Управлений ФССП РФ по отдельным субъектам федерации, а значит круг лиц, которые могут использовать PR-инструментарий, достаточно ограничен и его расширение затруднено с учетом особенностей функционирования государственных органов.
Однако отдельные приемы информационного воздействия, прежде всего, точечные (письма контрагентам должников и т.д.) могли бы использовать и отдельные приставы исполнители. Естественно, такая работа требует определенного обучения и практики, но она может дать хорошие результаты по наиболее проблемным взысканиям, когда стандартные приемы не работают.
Таким образом, PR-сопровождение взыскания задолженности может стать для судебных приставов еще более эффективным инструментом обеспечения успешного исполнения решений судов.
Начать дискуссию