Сбор для Сбера

Решение крупнейшего банка страны передать работу с проблемными заемщиками коллекторским агентствам знаменует собой новый этап развития рынка. Чтобы это решение оказалось максимально эффективным для самого Сбербанка, необходимо активное сотрудничество с региональными игроками.

Решение крупнейшего банка страны передать работу с проблемными заемщиками коллекторским агентствам знаменует собой новый этап развития рынка. Чтобы это решение оказалось максимально эффективным для самого Сбербанка, необходимо активное сотрудничество с региональными игроками.

Сбербанк делает очередной заход на коллекторскую тему. Действительно, вряд ли получится «научить слона танцевать» без освоения схемы передачи на аутсорсинг взыскания наиболее проблемной задолженности физических лиц, опробованной во многих странах. Анализ вариантов работы крупнейшего банка страны с коллекторскими агентствами заставляет обратить внимание на парадоксальную ситуацию: региональных сборщиков часто упрекают в жесткости, иногда даже переходящей грань законности, а, с другой стороны, именно они могут быть наиболее эффективны и удобны для территориальных банков «Сбера».

Почти сразу после заявления руководителей Сбербанка о запуске механизма отбора коллекторов в регионах появились комментарии крупнейших федеральных агентств о том, что Сбербанк, скорее всего, будет работать именно с ними. Желание федеральных агентств ухватить лакомый кусок понятно, но самому Сбербанку выгоднее работать с регионалами. И вот почему.

Во-первых, организация работы с коллекторами передана в территориальные банки, а в большинстве других кредитных организаций, с которыми работают крупнейшие коллекторские агентства, эта функция централизована. Именно централизация создает ситуацию, когда банку проще договориться с одним или несколькими крупными игроками, чем отбирать наиболее эффективных коллекторов в каждом регионе.

Во-вторых, долги по кредитам Сбербанка могут быть достаточно сложными, так как довольно тщательно проводилась и проверка заемщиков, и последующая работа по взысканию. Все это смещает акцент с soft-collection на hard- и legal-collection. При этом основная «ударная сила» крупнейших агентств — мощные call-центры, и, сколько бы ни говорилось об усилении групп выезда в регионах, они часто бывают весьма малочисленными.

Справедливости ради стоит отметить, что крупнейшие федеральные коллекторские агентства можно условно разделить на две группы: одни (такие как «Секвойя», «Пристав», ФАСП, Morgan & Stout) формировались «из центра», то есть сначала создавался call-центр, а затем происходило расширение в регионы, а другие (Первое коллекторское бюро, Столичное коллекторское агентство, Центр ЮСБ) основывались на уже существовавших региональных подразделениях. Соответственно, возможности плотной личной работы с должником, например, в Якутии, у этих двух групп могут различаться, хотя агентства первой группы, компенсируя свои особенности, могут привлекать региональных партнеров.

В любом случае остается вопрос о неудобстве отчетности, так как управляющие органы федеральных игроков расположены не там, где находится большинство территориальных банков «Сбера».
Таким образом, все перечисленное обуславливает актуальность работы с наиболее эффективными региональными агентствами. При этом территориальные банки имеют возможность на месте проверить соответствие конкретных потенциальных партнеров по взысканию долгов централизованно утвержденным требованиям.

Дополнительный довод в пользу сотрудничества именно с региональными сборщиками заключается в том, что местные игроки лучше знают особенности своего региона. Как показывает практика, для взыскания долгов бывает важно иметь информацию, которую дистанционно сложно получить и проверить: где работают должники, в каком состоянии конкретное предприятие, каковы местные условия по перекредитованию и т.д.

Стоит отметить, что и зарубежный опыт свидетельствует об эффективности использования именно региональных агентств. К примеру, в США более 6 тыс. организаций по взысканию долгов, большинство из них — региональные, и работают они в том числе с крупнейшими кредитными учреждениями.

Актуальность сотрудничества с регионалами достаточно давно понял Альфа-Банк, который даже составляет свой рейтинг эффективности локальных агентств

На одной из конференций представитель крупного итальянского банка рассказывал, что у них развито именно региональное коллекторство, так как соответствующие организации регистрируются в местных органах внутренних дел. Впрочем, это, видимо, связано с историческими особенностями (в том числе и с историей борьбы с преступными сообществами). В данной связи нельзя не высказаться по поводу звучащих в СМИ обвинений в адрес именно «регионалов» об их методах, якобы заимствованных из «лихих девяностых».

Я много езжу по регионам и вижу в основном агентства, которые очень заботятся о своей репутации и рассказывают, что, мол, да, были конкуренты, работавшие на грани или даже за гранью закона, но их бизнес быстро пресекался правоохранительными органами. Более того, в провинции претензии регуляторов (Роспотребнадзор, Роскомнадзор, ФАС и др.) и правоохранителей значимее, чем в столице Москве. Даже слухи о претензиях — а не то что информация о привлечении к какой-либо ответственности — распространяются там быстрее, что отпугивает клиентов.

Многие региональные коллекторские агентства обладают теми же доказательствами добросовестности, что и федеральные организации. Они также могут предъявить свидетельства своего членства в профессиональных ассоциациях (АРКБ или НАПКА), рекомендательные письма клиентов, сертификаты о прохождении специального обучения сотрудниками. Актуальность сотрудничества с регионалами достаточно давно понял Альфа-Банк, который даже составляет свой рейтинг эффективности локальных агентств.

В перспективе для Сбербанка важным может оказаться и то, что именно региональные игроки более интенсивно внедряют новые технологии, так как они не избалованы вниманием крупных банков и поэтому должны постоянно повышать эффективность своей работы при соблюдении требований законности. Вполне возможно, что коллекторам на местах будут отдавать работу по корпоративным долгам, часть которых, связанную с заложенным имуществом, удалось вернуть через затяжное банкротство, но часть активов была выведена, и на ее базе ведется новый бизнес.

Хотя для такой работы часто, как говорилось в «Кавказской пленнице», требуется человек не из нашего района, так как удаленность от должника может снижать возможности коррупционного и криминального противодействия со стороны последнего. Поэтому я не утверждаю, что работа с местными коллекторскими агентствами всегда и, безусловно, удобнее и эффективнее, чем сотрудничество с федеральными и московскими организациями, но, надеюсь, что сбор долгов для «Сбера» силами региональных игроков поможет развитию российского коллекторства в целом.

Начать дискуссию