Взыскание проблемных долгов в сфере ЖКХ часто бывает максимально сложным. Такая ситуация обуславливается тем, что задолженность в случае недобросовестности или непрофессионализма руководителей управляющей компании или государственного/муниципального предприятия накапливаются годами, а выводимые денежные средства делятся между различными лицами, расходуются. Соответственно, цель возврата денежных средств часто недостижима. Это, правда, не значит, что надо отказаться от попыток решения долговой проблемы, однако стоит задуматься об альтернативных целях для кредиторов.
Вместо лобовой атаки может быть актуальнее стратегия непрямых действий, которая детально разработана на материале военной истории*, но применима и в «мирных» конфликтах. Основные идеи этого подхода к организации своих действий:
- Выбирайте цель по своим средствам.
- Ставьте дополнительные цели, приближающие к основной.
- Бейте туда, где противник не ожидает удара.
- Действуйте по линии наименьшего сопротивления.
- Создавайте угрозу одновременно нескольким объектам.
- Будьте гибки и готовы к изменению обстановки.**
Практически все эти рекомендации актуальны для работы с проблемными долгами организаций в коммунальной сфере. Цель по средствам – не получение всей суммы долга, а прекращение увеличения объема задолженности. Дополнительными целями такой стратегии, ведущими к основной, являются смена неэффективной управляющей организации или руководителя муниципального/государственного предприятия-должника. Направленность усилий на смену неэффективного руководителя вполне неожиданна и может встретить меньше сопротивления, чем попытка взыскания гражданско- или уголовно- правовым средствами. Гибкий инструментарий информационного воздействия, с помощью которого возможно достижение обсуждаемых целей, может по разному применяться в меняющихся условиях и позволяет демонстрировать оппонентам риски по различным направлениям: экономическому, юридическому, «политическому»,
Смена управляющей компаний либо руководителя задолжавшего МУПа/ГУПа дает их приемникам повод задуматься о том, что стоит более внимательно относиться к накоплению долгов перед той организацией, которая смогла это обеспечить. Также достигается определенный профилактический эффект, т.к. руководители других подобных организаций получают вполне понятный сигнал, что может случиться при обострении долговых проблем.
Если мы определись с актуальными целями, то важно обсудить средства. Технологии корпоративного коллекторства – расширенного претензионного порядка как средство решения долговых проблем, по нашему мнению, остаются актуальными. Вполне применим стандартный алгоритм планирования, состоящий из: а) системного описания проблемной ситуации с фиксацией «ключевых» точек для воздействия; б) моделирования поведения оппонентов и связанных с ними лиц; в) составления в письменном виде программы действий, учитывающей возможности описания, демонстрации и реализации информационных ходов. Рассмотрим каждый из шагов этого алгоритма по отдельности с учетом особенностей долговых ситуаций, связанных с управляющими компаниями и муниципальными или государственными предприятиями.
Системное описание долговых ситуации ЖКХ приводит нас к выделению несколько иных «ключевых» точек, чем в стандартных взысканиях с коммерческих организаций. Вместо контрагентов, объединений предпринимателей, «ключевыми» точками, т.е. лицами, информирования которых должник хотел бы избежать, оказываются:
А) при смене управляющей компании:
- жильцы соответствующих домов;
- правоохранительные органы.
Б) при смене руководителей МУПов/ГУПов:
- администрации и руководители муниципального и регионального уровня.
Жильцы являются «ключевой» точкой в связи с тем, что правильно проведенная с ними информационная (PR) работа, похожая на избирательную кампанию в миниатюре, может привести к расторжению договора с недобросовестной или неэффективной управляющей компанией. Правоохранительные органы при правильной мотивации могут содействовать пресечению накопления долгов с помощью привлечения к уголовной ответственности.
Региональные администрации и руководители (прежде всего, мэры и губернаторы) могут заменить руководителя муниципального или государственного предприятия при определенных условиях, т.к. через них осуществляются полномочия собственника имущества этих предприятий.
После системного описания необходимо сделать второй шаг в алгоритме планирования решения долговой проблемы – смоделировать поведение оппонентов и лиц с ними связанных, а также ключевых точек. Это моделирование возможно с помощью ответов на вопросы: могут ли указанные субъекты совершить необходимые нам действия? Почему не делают этого? Что может их мотивировать к этим действиям? Какое сопротивление возможно? При моделировании, как правило, надо учитывать, что если «ключевые» точки по каким-то причинам не хотят реагировать, то можно с помощью системного воздействия на значимых уже для них лиц обеспечить дополнительную мотивацию.
Часто именно моделирование возможных последствий останавливает ресурсоснабжающую организацию-кредитора от использования для решения долговых проблем нестандартных ходов, в том числе, связанных с применением методик корпоративного коллекторства в предлагаемых целях. Дело в том, что руководители кредиторов опасаются, что смена управляющей компании или руководителя организации-должника создаст ситуацию «безвластия», денежные средства с населения не будут собираться или ГУП/МУП перестанет работать. Возникновение описанной ситуации маловероятно, т.к. она опасна не только для поставщиков ресурсов, но и для властей различных уровней, а значит варианты решения проблемы будут оперативно найдены.
Отдельно отметим, что моделирование обуславливает необходимость предупреждения лицами, которые руководят решением долговых проблем и несут ответственность за эту деятельность, своих начальников, вышестоящих организаций и контролирующих органов. Предупреждение с описанием программы мероприятий и возможных последствий позволит избежать критики или снизить ее накал при поступлении жалоб от оппонентов или возникновении рискованных ситуаций, связанных с передачей дел от одной УК другой или сменой руководителей ГУП/МУП.
Специфика ключевых точек и результатов моделирования реакции оппонентов определяют некоторые изменения в методиках корпоративного коллекторства, которые актуальны для работы с проблемными коммунальными долгами. В стандартных взысканиях в основе точечного и публичного информирования лежат сведения о возможной или явной недобросовестности руководителей организации-должников, проявляющейся в неисполнении обязательств, уклонении от погашения задолженности. В коммунальных взысканиях само по себе неисполнение обязательств перед некоторыми контрагентами может быть обычным делом и потому надо особым образом показать аномальность положения этой конкретной организации-должника.
Одним из вариантов демонстрации особой неправильности долговой ситуации конкретной организации является сравнение ее с другими такими же компаниями, т.е. управляющими компаниями, тепло- или водо- снабжающими МУПам и т.д. За основу сравнения могут браться:
- количество и суммы судов по дебиторской задолженности;
- статистические показатели;
- отзывы поставщиков.
Важно представить это сравнение наглядно, понятно и в краткой форме.
Актуальной методикой является мониторинг вариантов разрешения проблемной долговой ситуации. Например, для взыскания задолженности с одного муниципального теплоснабжающего предприятия за поставленное дорогостоящее оборудование проводился опрос руководителей подобных организаций из других городов. Проводились поиск и фиксация уже реализованных схем решения подобных долговых проблем. Сам контакт с некоторым количеством руководителей, которые вполне могут знать директора организации-должника, служит средством давления, а не только способом узнать как же может быть погашена задолженность.
На базе собранных сведений о возможной недобросовестности или неэффективности работы управляющей компании в сфере ЖКХ или МУП/ГУП организуется по стандартной схеме точечное, а при необходимости публичное PR-сопровождение. Точечное информационное воздействие включает системное направление обращений по ключевым точкам с фиксацией возможности выхода в публичную плоскость и т.д. Разновидностями методик публичного сопровождения являются: размещение пресс-релизов и других материалов в СМИ, проведение круглых столов и пресс-конференций. При этом круглые столы актуальны для координации усилий различных кредиторов и согласования хода взыскания с представителями власти, а пресс-конференции служат, прежде всего, для воздействия через подготовку этих мероприятий.
Важно подчеркнуть, что использование внесудебных технологий не исключает возможности применения стандартных юридических методик. К примеру, для достижения предложенных новых целей может быть актуально банкротство организации-должника при появлении минимальной возможности. Однако актуальной останется информационная работа, связанная с обоснованием для руководства и контролирующих органов важности такого шага и понимания возможных последствий (хуже не будет, а если оставить недобросовестную управляющую компанию, то долг может серьезно вырасти).
Отдельным важным направлением повышения долговой безопасности может стать взаимодействие по решению долговых проблем с объединениями предпринимателей и общественными организациями. Например, вместе с такими организациями возможно ведение реестра должников и присуждение антипремий отдельным особо выделяющимся его фигурантам. Известные объединения предпринимателей, такие как ТПП, Деловая Россия, могут способствовать распространению и повышению эффективности описанных методик.
Таким образом, новыми целями применения методик корпоративного коллекторства при решении долговых проблем в сфере ЖКХ могут стать смена управляющей компании или недобросовестного/неэффективного руководителя организации-должника. Стратегия непрямых действий может обеспечить победу в войне с проблемными коммунальными долгами.
*Лиддел Гарт Б. Стратегия непрямых действий. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.
** Там же. С. 473-474.
Начать дискуссию