Как заставить судебных приставов вернуть ваши деньги

Часто надежда на реальное получение денег от должника связывается с работой судебных приставов-исполнителей. Однако этим надеждам не всегда суждено сбыться, чему мешает чрезвычайная загруженность и недостаточная мотивация работников ФССП, хитрость должников, использующих схемы, когда их имущество «исчезает» и т.д. Что же делать?
Как заставить судебных приставов вернуть ваши деньги
Дмитрий Жданухин, президент Ассоциации корпоративного коллекторства, генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. Фото предоставлено автором

Часто надежда на реальное получение денег от должника связывается с работой судебных приставов-исполнителей. Однако этим надеждам не всегда суждено сбыться, чему мешает чрезвычайная загруженность и недостаточная мотивация работников ФССП, хитрость должников, использующих схемы, когда их имущество «исчезает» и т.д. Что же делать?

Как мне кажется, самое важное ответить на вопрос: может ли правильная работа судебного пристава-исполнителя привести к взысканию денег в вашем случае?

Ответить на этот вопрос поможет предварительный поиск имущества должника, хотя бы по фотографиям в соцсетях, но прежде по реестрам (ЕГРЮЛ – доли в организациях, ЕГРП – недвижимое имущество (но надо знать адрес предполагаемого объекта)).

Следующим является вопрос мотивации. Не секрет, что иногда его решают просто и незаконно – деньгами. Я предложу другой вариант.

Основная идея нового подхода к мотивации судебных приставов-исполнителей проста: замена обычных юридических жалоб (старшему и главному приставам, прокурорам, Президенту РФ и др.) на уведомление о возможности PR-сопровождения исполнительного производства с фиксацией недостатков, которые могут иметь место.

Сразу отметим, что PR-сопровождение вполне может помочь самим приставам-исполнителям предоставить руководству обоснование, почему они наиболее активно начали работать по конкретным исполнительным листам. Кроме того, вынужденно появляющиеся в рамках информационного сопровождения тексты (пресс-релизы и т.д.) могут дополнительно демонстрировать неизбежность неблагоприятных последствий для должников, которые по каким-то причинам, в том числе коррупционным, стали надеяться, что исполнительные действия осуществлены не будут.

Алгоритм PR-сопровождения для мотивации эффективной работы приставов выглядит так:

  1. при подаче исполнительного документа или столкновении с ненадлежащей работой пристава на имя главного судебного пристава конкретного региона готовится уведомление о PR-сопровождении исполнительного производства, в том числе в виде передачи информации для проекта «Рейтинг приставов». В уведомлении описывается причина актуальности PR-сопровождения и предлагается назначить лицо, ответственное за освещение позиции подразделения ФССП по данному вопросу;
  2. подготовленное уведомление может демонстрироваться конкретному приставу-исполнителю или сразу направляться адресату;
  3. при выявлении конкретных нарушений в работе службы (нарушение сроков, ошибки в запросах и т.д.) они отражаются в пресс-релизе, который также может демонстрироваться приставу, старшему судебному приставу или направляться в пресс-службу;
  4. при отсутствии необходимой реакции пресс-релиз предлагается СМИ (интерес которых зависит от масштаба дела или наличия «изюминки») либо публикуется на специальных новостных порталах в интернете (news.peredsudom.ru, press-release.ru и др.).

В этот основной алгоритм возможно внесение дополнений: подготовка пресс-релизов не по одному исполнительному производству, а по нескольким (например, за определенный период, если взыскивается большое количество долгов в судебном порядке), размещение не критических, а нейтральных и позитивных новостей и т.д. Организации, которые сталкиваются с большим объемом долгов на стадии исполнительного производства, могут даже готовить регулярные (раз в 2–3 месяца) новости с рейтингом отделов службы судебных приставов в конкретном регионе.

Действенность описанной методики базируется на следующих моментах:

  1. пресс-служба имеется на уровне Управления ФССП по региону, то есть в отделах ее нет, а значит, вопрос об учете возможности и последствий PR-сопровождения решается на достаточно высоком уровне;
  2. ФССП, как и другие ведомства, ведет постоянный мониторинг публикаций в СМИ. Результаты этого мониторинга просматривают руководители вплоть до директора службы;
  3. правильно подготовленное уведомление и типовой пресс-релиз могут представлять собой стандартные бланки, которые с минимальными усилиями изменяются под конкретную ситуацию.

На практике использование описанной методики часто затруднено, поскольку специалисты, сопровождающие исполнительное производство, не уверены, что смогут написать или разместить пресс-релиз. В таком случае могут пригодиться изучение и переработка в соответствии со своей ситуацией уже размещенных текстов коллег, которые можно найти в интернете.

Впервые автором уведомление об информационном (PR) сопровождении исполнительного производства было применено при взыскании задолженности одного индивидуального предпринимателя в Республике Удмуртия. Взыскатель самостоятельно (без помощи коллекторов) подал исполнительный лист в отдел службы судебных приставов по месту нахождения имущества должника (это возможно по закону об исполнительном производстве). Дело в том, что индивидуальный предприниматель был зарегистрирован в одном районе города Ижевска, а остатки товара из нескольких его закрытых магазинов размещались на складе в другом районе. К сожалению, вместо оперативный действий по аресту имущества, как и ходатайствовал кредитор, готовый предоставить транспорт, понятых и все необходимое, приставы… «потеряли» исполнительный лист. Точнее, сначала сообщили о том, что он отправлен в отдел по месту регистрации ИП, т.к. информация о наличии имущества не подтвердилась. Когда исполнительный лист в течение нескольких недель так и не дошел по почте до соответствующего отдела, пришлось использовать описанную методику.

Буквально через пару дней после отправки электронной почты уведомления в адрес Главного судебного пристава по Республике Удмуртия, пришло электронное письмо с ответом. Прежде всего, оказалось, что лист найден. Было назначено ответственное лицо для комментирования и исправления ситуации – заместитель старшего судебного пристава отдела, куда изначально был подан исполнительный лист. В письме даже был указан мобильный телефон этого сотрудника ФССП и предлагалось связаться с ним для оперативно выезда по месту нахождения имущества должника.

В других случаях, в результате информационного (PR) сопровождения, приставы-исполнители сами начинали звонить взыскателям и оперативно выполнять свою работу. 

Начать дискуссию