Закон о коллекторах: взгляд изнутри

Новый закон весьма интересен тем, что отвечает на актуальные запросы беднеющего населения и отвечает именно перед выборами, но реально вступает в действие большая часть положений только с 01 января 2017 года. До этого новая Государственная дума вполне может его поправить, т.к. введение реестра коллекторов весьма дорого, а изначально в финансово-экономическом обосновании указывалось отсутствие затрат бюджета.
Закон о коллекторах: взгляд изнутри
Дмитрий Жданухин, президент Ассоциации корпоративного коллекторства, генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. Фото предоставлено автором

Президент РФ Владимир Путин подписал вчера федеральный закон о регулировании коллекторской деятельности.

Новый закон весьма интересен тем, что отвечает на актуальные запросы беднеющего населения и отвечает именно перед выборами, но реально вступает в действие большая часть положений только с 01 января 2017 года. До этого новая Государственная дума вполне может его поправить, т.к. введение реестра коллекторов весьма дорого, а изначально в финансово-экономическом обосновании указывалось отсутствие затрат бюджета. Соответственно, есть вероятность кроме замены реестра саморегулированием увидеть следующие изменения:

  • уточнение термина «телефонные переговоры», число которых ограничивается (как вариант – запрет на чрезмерно частые звонки без указания конкретного количества);
  • исключение из числа защищаемых законом VIP-должников, которые поручались по долгам своих организаций.

Также стоит отметить, что многие ограничения закона будут требовать от граждан большей юридической грамотности, хотя ее смогут за наличный расчет обеспечить многочисленные антиколлекторы. Например, будет впариваться услуга по обеспечению запрета коллекторам на общение с должником, т.к. для этого требуется отправка заказного письма с уведомлением либо вручение под роспись и недостаточно просто устного «посыла» на три буквы, а именно в суд. Подчеркнем, что кроме «коллекторского» закона принимается еще закон о внеудебном взыскании для банков по исполнительной надписи нотариуса и значит банки смогут идти не в суд, а к более многочисленным и расторопным нотариусам. В итоге к должникам могут быстрее прийти приставы или кредиторы сами через запрос в налоговую обнаружат счет, включая пенсионный и спишут с них деньги. Кроме того, возможно появление частных приставов-исполнителей как в Казахстане, т.к. с еще более возросшим потоком небольших долгов государственные приставы просто могут не справляться.

Небольшим легальным коллекторским агентствам в регионах, вполне возможно, придется «переквалифицироваться в управдомов», точнее активнее заниматься коммунальным коллекторством, взысканием долгов ЖКХ. Дело в том, что по буквальному толкованию новый закон на работу с этими долгами распространяется, если ею занимаются не сами ресурсоснабжающие организации кредиторы или их помощники, а только агентства, которые возвратом долгов занимаются в качестве основного вида деятельности.

Корпоративное коллекторство, т.е. взыскание долгов организаций, закон практически не поменяет, кроме случаев работы с поручителями-физлицами, но на них и сейчас обычное коллекторское надоедание не работало.

Начать дискуссию