В который раз убеждаюсь в том, что на тему банковской безопасности бизнеса надо писать, писать и снова переписывать.
Казалось бы: уже все всё знают про 115-ФЗ и что можно делать, а что не стоит или вообще опасно для жизни бизнеса.
Увы, практика показывает, что либо предпринимателей, которые не в теме, очень много, либо эти предприниматели по нашей национальной традиции думают, что вот они-то ушлые, наученные, да и счет давно открыт, да и все аккуратно делает и вообще это касается только Пети Петина, а я — звезда и до меня не достанут.
Ах, как все просто ... наивные.
Итак, разберу ситуацию, с которой довелось разбираться давече:
Юридическое лицо в форме ООО, существует несколько лет.
На старте занималось поставкой строительных материалов, обороты в месяц от нескольких миллионов (в низкий сезон) до нескольких десятков в квартал. Бизнес стабильно растет, руководитель (он же хозяин) доволен. Процессом управляет сам плюс один помощник, оформленный как коммерческий директор. Справляются. Толпу менеджеров по продажам держать не надо. Бухгалтер на удаленке.
Брокеры жужжат на таможне, логисты держат свои авто на базе под Москвой.
Все как у любого современного бизнеса: меньше издержек — больше прибыли.
Кофе-гёрл — пережиток жирненьких нулевых — ушла в небытие.
Зарплата у каждого на 50% выше МРОТ, установленного в регионе регистрации.
Прилетает сначала из Сбербанка
Без объяснения причин указывают пальцем на дверь. Руководитель идет открывать счет в другой банк.
Там через 2 месяца тоже указывают на то место, откуда он пришел.
Тут уже кажется странным, что из второго банка вытурили. Тогда принимается решение, что пора счета открывать в 2-3 банках.
Один системно значимый отказал, второй отказал, еще один вообще не понял, зачем строительная компания с такими малюсенькими оборотами к нему пришла, третий тоже не горел желанием открывать счет компании, вид деятельности которой в зоне риска, желтый банк тоже без объяснения причин отказал в открытии счета, хотя обычно «проглатывает» всех отказников.
И пошел руководитель туда, где лимоны раздают.
Открыли счет, дали поработать полгода, запросили документы по 115-ФЗ, отработали, возобновили работу.
Проходит еще два месяца.
Руководитель, чуя что-то неладное, но не понимая реальную причину происходящего, решает убрать из основных видов деятельности строительную тематику и переключился на поставку товаров для B2B сегмента из Китая.
Съездил, договорился, подписал контракт, представил его на обозрение своему банку.
Валютный контроль одобрил, присвоил номер, клиент довольный поехал восвояси готовить платеж на аванс поставщику.
Первый платеж проходит без задержек, тогда в банк летят еще 3 контракта на круглую сумму.
И тут — прилетает откуда не ждали
Банк блокирует операции по интернет-банку и предлагает снова представить в банк ворох документов, подтверждающих реальность бизнеса.
Клиент, недолго думая и послушав совета юриста, вместо того, чтобы отправлять документы через интернет-банк (понимая, что этот сервис могу отключить навсегда и он не сможет даже зайти в личный кабинет, чтобы предъявить суду подтверждение того, что ответил банку в полном объеме и в срок), отправляется с огромной папкой в банк.
Согласно тарифам банка с клиента списывается комиссия за получение документов в печатном виде (комиссия составляет около 10 тыс. рублей), документы отправляются в комплаенс и руководителю компании предлагается возить в банк платежки на оплату всего того, что ему надо, а банк будет решать пропустить платеж или нет.
А тем временем контракты с китайцами подписаны и сроки уже поджимают, контейнер плывет себе по морю, деньги платить надо, а платить хоть и есть чем, но не представляется возможным.
И здесь руководитель компании начинает понимать, что во всем, что происходит, есть некая система, ограниченная или спровоцированная рамками какого-то закона и инструкцией под ним. И начинает шерстить интернет и искать консультантов, которые могут помочь решить вопрос полюбовно, через административный ресурс, через юридическую плоскость или понятийно.
Если вы увидели в этом сюжете свою ситуацию, или это хоть каким-то боком напоминает вам то, что есть у вас сейчас, обратите внимание на поведение банка, посмотрите на то, как вы ведете себя в повседневной бизнес-жизни, как проявляете себя как реальный бизнес, насколько ваши действия или их отсутствие напоминают банку транзитные операции или операции компании, специально созданной для обналичивания.
Комментарии
8Начало интригующее. А выводы где?
Выводы каждый из нас сделает в меру своей распущенности (испорченности)!
А если серьезно, то в работе с банком нужно ориентироваться не на банк, не на размер банковских комиссий, а на конкретных сотрудников банка. Допустим, счет ООО в банке Х, фирма работает, банк периодически запрашивает документы и не имеет к ООО никаких претензий. А потом, рядовой работник банка , который курировал ООО уходит в другой банк на должность начальника отдела , а вместо него в ваш банк на место вашего куратора приходит новый работник, который малоопытен, блатной, трусливый перестраховщик - что делаете Вы? Я , как правило, закрывал счет в старом банке и открывал его по месту работы бывшего куратора. И на новом месте также проверяют, но проверяют то спецы, с которыми я работал в старом банке и со мной не было никаких проблем, у меня, как у буха имеется репутация, "что в связях, порочящих мое доброе и честное имя я не замечен".
В приведенном примере, скорее всего был какой-то момент, который нам не известен- когда клиент не предоставил банку некие документы вовремя или дал информацию в неполном объеме или систематически не оставлял на конец месяца на расчетном счете некую сумму денег, способную покрыть комиссию "по ведению счета за месяц". Или куратор из банка попросил руководителя ООО за несколько дней до окончания квартала, по возможности, не распуливать с расчетного счета ООО крупную сумму денег, а наш "гениальный" наплевал на мнение своего буха и просьбу куратора банка.
И еще, как говаривал мой покойный дядя, который всю свою жизнь проработал в системе Госбанка СССР, а потом в ряде коммерческих банков одного независимого государства ( бывшей союзной республики бывшего СССР) - если банк начнет работать с клиентом по всем инструкциям, то клиенту конец. А ради хорошего клиента банк может чуть-чуть нарушить какую-нибудь инструкцию
Прочитал дважды концовку, но так и не понял. Если контракт поставлен на учет ВК банка, да ещё и после предварительной проверки банком, если "контейнер уже плывёт", то отчего такое бурление в банке? Предоплата была? Ожидаемый срок в СВО клиентом обозначен? Счетчик срока репатриации включился? Срок истек?
Вообще не понятно. Из-за следующих контрактов "на кругленькую сумму"? Так до момента осуществления предоплаты (старта счетчика ожидаемого срока репатриации) ВК и суетиться повода нет. А если товар идёт по постоплате, пока клиент не предоставит ГТД и прочие ПД - так и вообще.
Какие там terms of payment?
Статья ни о чем. Очередные страшилки "добрых консалтеров", всегда готовых подставить крепкое плечо под пошатнувшийся бизнес.
Так и чем дело-то кончилось? Бизнесмен постиг тайну 115-ФЗ? Кто победил? Тема не раскрыта. Чего всё таки мы не знаем о 115-ФЗ?