Руководители компаний, применяющих общую систему налогообложения, уже запомнили слова «разрыв», «бумажный НДС», «АСК НДС-2» и тому подобные.
Думаю, уже не осталось ни одного руководителя в малом бизнесе, которого бы не вызвала хотя бы раз налоговая инспекция на предоставление пояснений и душещипательную беседу.
Инспекторы весьма душевно озвучивают проблему разрыва, если таковая имеется или ею инспекторы хотят прикрыться для того, чтобы вас принудить платить больше налогов в преддверии какого-нибудь масштабного всероссийского мероприятия: будь то Олимпийский игры или Чемпионат по чему-нибудь, или горящий план по сбору налогов в конкретной инспекции.
В общем, разные способы хороши, лишь бы доплатили НДС.
Бояться или нет вызовов в инспекцию?
Мне лично не доводилось общаться с инспекторами на этих невеселых мероприятиях, ибо им интересен руководитель, а бухгалтер, финдиректор или консультант с юристом — это все не интересно для них, ибо на первого можно надавить, а со вторыми — с ними шансов уже меньше. Поэтому извольте явиться, гражданин руководитель.
На допросах/опросах инспекторы ведут себя уверенно и по шаблону. Ничего нового в их действиях и словах нет. Есть скрипт, есть задачи, есть цель, к которой они идут.
Что придешь в магазин к кассиру оплатить корзину покупок, что к инспектору на допрос — мы для них клиенты, которые должны выполнить свою роль.
У инспектора задача ЗАПУГАТЬ. И есть ли действительно разрыв или нет — не важно. Вы можете никогда не узнать что там в той программе у инспектора и вообще включен ли монитор.
Инспекции нет нужды разбираться. Они не психологи, чтобы ковырять причинно-следственные связи. У них задача банальна — получить налоги. И ногда доходит до смешного: у вас разрыв на 2 млн., вы нам заплатите в течение ближайшей недели 1 млн и нам этого будет достаточно. Такой изощренный шантаж. И хрен проверишь есть ли разрыв. Если вы будете настаивать на том, что у вас есть все бумаги, а ведь на комиссии эти руководителей вызывают без предложения взять с собой все бумаги и рассчет именно на то, что в моменте парировать нечем, поэтому возможен торг. И не надо удивляться тому, что будут торговаться. И запугивать.
Могут угрожать уголовным преследованием, пытаться рассказать об аффилированности, о том, что руководитель поставщика отказался от факта руководства компанией, будут утверждать, что у поставщика нет склада, офиса, машин, трактора, сотрудников и вообще он гол как сокол. При этом вы можете четко знать и помнить, что буквально месяц назад с руководителем компании поставщика ходили в баню или пиво пили.
Какой же выход?
Один из вариантов — стоять на своем и держаться своих показаний. Особенно, когда вы точно знаете, что и руководителя, и менеджеров, и бухгалтера или секретаря компании поставщика вы знаете в лицо.
Можно настаивать на том, что контрагентов проверяете, лично с ними знакомы, докумены все в порядке, услуги реально были оказаны, товар был привезен и лежит на вашем складе.
Помните, что если сумма годовой выручки в вашей компании небольшая, сумма НДС по поставщику тоже не велика, то вас просто пытаются запугать.
Важно знать, что налоговой инспекции чтобы инициировать проверку, надо, во-первых, доказать, что это необходимо, во-вторых, минимальный бюджет в Москве, например, на недоимку составляет 20 млн. руб., в-третьих, у вашей компании должны быть активы, чтобы за их счет можно было взыскать налоги. А если пойдут еще дальше, то это будет им удовольствие стоить очень дорого. Точнее — бюджету. А профит — весьма сомнительный, если у вас оборот торговый 15-20 или 30 млн. руб. в год.
Приведу в качестве примера недавний диалог моего клиента с инспектором (диалог был построен заранее совместно с нашим адвокатом):
Инспектор: у вас разрыв по НДС, ваш поставщик не подтверждает в книге продаж.
Ответ: мы не отвечаем за действия поставщика, у нас все документы в порядке, услуга была реально оказана.
Инспектор: мы допросили вашего поставщика, он не подтверждает ваш вычет.
Ответ: я не согласен. Все сделки по этому поставщику проходили. Ошибка у вас.
Инспектор: директор вашего поставщика — номинал. Он написал отказ от причастности к деятельности компании.
Ответ: директор в компании реальный, я с ним встречался неделю назад для подписания актов.
Инспектор: мы инициируем выездную проверку и докажем, что услуга не была оказана.
Ответ: попробуйте. Это невозможно.
Инспектор: мы передадим материалы в полицию, они заведут уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов.
Ответ: можете передавать, у нас все документы и деятельность в порядке.
А чтобы полиция взялась за вашу компанию и руководителя, у нее тоже должны быть веские причины и понимание того, что они могут получить от этого меропритяия, вести которое затратно.
Конечно, если у вас не все гладко с документами и контрагентами, то рисковать и оказывать сопротивление можно только если у вас ну очень хороший адвокат. Или связи.
Комментарии
23Я думаю картинка к статье про разрывы подобрана ОГОНЬ!
Открыла свою статью сегодня утром на этом портале и глазам своим не верю
Отвратительная картинка, если честно. Бульварщиной отдает, что сразу сказывается на восприятии текста. Ну и сочетание в одной статье "аффилированности" и "хрен проверишь"....
"У кого чего болит тот о том и говорит" и картинки подбирает по своему пониманию прекрасного ... Это я про Горячую Наталью
кстати, картинку подбираю не я. Это редакторы стараются. Я лишь тексты пишу и в первоисточнике более мягкая картинка
Это точно, картинку подбирал бильдредактор Клерка
Вы Ярослава Гашека не читали? Он очень точно, конкретно и полно высказался по поводу "онанистов псевдокультуры" в конце первой части Швейка.
Разрывы!!! )))
кто у вас такой креативный, Борис?
Наталья, это известная современная художница Anthea Hamilton. Картинка - с ее выставки в галерее Тейт
я не про автора картинки, а про то, кто поставил такую картинку на статью. Собственно, Борис озвучил.