Маркетплейсы

Топ-5 юридических ошибок продавцов на Wildberries и их последствия

В 2023 году на маркетплейсы приходится около 80% онлайн-торговли. При этом селлеры регулярно сталкиваются с юридическими проблемами — многие не знают всех нюансов ведения дел на платформах.

Как получать прибыль, а не претензии и штрафы — рассказали Эмиля Егиазарян и Ирина Проскурина, основатели юридической компании.

Почему одна юридическая ошибка может принести бизнесу много проблем

Все процессы в бизнесе должны иметь твердые и грамотно оформленные юридические подтверждения. Некорректный документ или его отсутствие нередко могут сыграть очень злую шутку. Разберем несколько распространенных ситуаций.

Продавец анализировал разные ниши и выбрал карточку, которая приносит хорошую прибыль. Скопировал чужую карточку товара на маркетплейсе вместе с фотографиями. Правообладатель может требовать компенсацию за нарушение — минимум 10 000 рублей за одно фото.

Продавец документально не оформил транспортировку товара на склад Wildberries: не заключил договор с транспортной компанией, не подписал товарно-транспортную накладную. При отсутствии этих документов селлер лишается возможности доказать факт передачи товара в адрес маркетплейса. В случае, когда поставка была принята не полностью на складе и часть товара была утеряна, судья выносит решение о компенсации стоимость утерянного товара, исходя из доказанности факта передачи товара в адрес маркетплейса.

Договоренности существуют только на словах. Когда все держится исключительно на партнерских или дружеских договоренностях, найти отправную точку для обоснования своей правоты очень непросто. К примеру, при отсутствии договора с фулфилментом фактически он не будет отвечать за товар. Кейс для визуализации: продавец заказывал пошив своих товаров на производстве, которое затем само поставляло их фулфилменту. Оно, конечно же, определённым образом отчитывалось перед селлером, но сроки поставок и их передачу регулировало само.

Все работало замечательно до момента, когда производство отчиталось о поставке 500 единиц, а фулфилмент получил лишь 250. И здесь встал извечный вопрос о том, кто виноват. После длительного расследования выяснилось, что недобросовестно поступило производство. Наличие договора будет стимулировать стороны работать качественно, не нарушать сроки и соблюдать все обязательства,  поможет распределить ответственность. В сложных цепочках передачи товара важно, чтобы все участники процесса понимали, на каком этапе кто из них ответственен за товар.

Эмиля Егиазарян и Ирина Проскурина

Разбор 5 самых распространённых ошибок селлеров и их последствий 

Неправильное заполнение информации о товаре

Любые нарушения здесь чреваты ощутимыми убытками. Ответственность может быть предусмотрена как правилами маркетплейса, так и законодательством. К примеру, занижение габаритов — намеренное или случайное, когда вместо сантиметров указаны миллиметры, — неизбежно приведет к существенному штрафу от Wildberries.

Закон о защите прав потребителей предусматривает, что продавец обязан предоставлять достоверную информацию о товаре. Например, при указании в описании товара, произведенного не в России, РФ в качестве страны изготовления, есть вероятность, что внимательный потребитель может проверить данные и пожаловаться в Роспотребнадзор на то, что его вводят в заблуждение. Ведомство направит предписание исправить ошибку, если ситуация не изменится — может наложить штраф и даже приостановить деятельность ООО или ИП. Очень аккуратно и внимательно нужно заполнять информацию о товарах, которые могут быть восприняты, как медицинские, но таковыми не являются. В этом случае тоже есть риск столкнуться с жалобами потребителей в Роспотребнадзор.

Нарушение авторских прав

Самый распространенный пример — размещение в карточке фото товара с китайских сайтов без согласия правообладателя либо автора произведения. Сумма штрафа здесь может составлять, исходя из последней судебной практики, от 10 000 рублей до 40 000 рублей за одно фото.

Офертой Wildberries  также предусмотрен штраф за один факт нарушения - 25 000 рублей. На практике пока что мы не видели его применение. Но рекомендуем не брать чужие фотографии, а делать собственные фотосессии. Отношения с фотографами/дизайнерами необходимо фиксировать договорами. В них обязательно предусматривать отчуждение прав на фотографические произведения (фото товара) и произведения изобразительного искусства (инфографику карточки товара). Не забывать подписывать акт о переходе исключительных прав. Договоры нужно заключать со всеми — дизайнерами, фотографами, моделями, авторами использующихся в карточке шрифтов. При получении текстов, инфографики и фото подписывать акты приемки-передачи. Оплаты же проводить только по безналичному расчету.

Отсутствие реакции при получении неправомерного штрафа

На все необоснованные штрафы обязательно нужно писать возражения. Срок их подачи предусмотрен офертой — 7 календарных дней с момента получения отчета с указанной санкцией. Бездействие приводит как к потере денег, так и к невозможности оспорить штраф в суде. Площадка может не сразу ответить, но прекращать писать о своем несогласии в этом случае не стоит. Напротив, важно вежливо, но непреклонно продолжать запрашивать ответ. Формат прост: указание компании, обозначение штрафа, аргументированное указание на то, почему он необоснован. При таком подходе либо маркетплейс внемлет позиции селлера, либо продавец будет иметь все доказательства в суде и сможет возместить убытки. 

Невнимательное отношение к правилам площадки, особенно новым

При выходе на Wildberries важно досконально изучить оферту, а также отслеживать изменения — как в официальных каналах, так и в чатах селлеров. Цена незнания высока. К примеру, не все продавцы заметили появление в оферте пункта о том, что за превышение скорости на территории склада маркетплейс взимает солидный штраф — 200 тысяч рублей. Итог — он был им начислен, и оспорить его не получится.

Регистрация личного кабинета на другое лицо

Данное действие может совершаться как без злого умысла, так и с целью махинации с налогами. Если кабинет зарегистрирован не на селлера — это чревато потерей контроля над ним а значит, всем бизнесом. В каких бы отношениях продавец не был с лицом, на которое оформил кабинет — человеческий фактор никто не отменяет. Любая ссора рискует обернуться крахом своего дела.

Если же действие совершается для того, чтобы не переходить на общую систему налогообложения — доход от бизнеса подошел к положенной границе, и селлер, чтобы не увеличивать выплаты, просто создает другой кабинет и начинает продавать аналогичный товары — высок риск получить серьезные проблемы с налоговой инспекцией. У нее закономерно возникнут вопросы, почему компания, которая стабильно увеличивала прибыль и росла, вдруг остановилась на одних показателях. Далее будет инициирована проверка, и все выплывет наружу.

В целом, для предотвращения любых юридических проблем при ведении торговли на Wildberries рекомендуется каждый свой шаг, особенно на старте, согласовывать со специалистами из области юриспруденции. В этом случае риск каких-то неприятностей будет сведен к минимуму, а конфликтные ситуации можно будет решать в соответствии с буквой закона.

Комментарии

1
  • Юксон

    На все необоснованные штрафы обязательно нужно писать возражения.

    Возражения пишем каждый раз. Результат всегда одинаковый - полный игнор со стороны ВБ.

    Формат прост: указание компании, обозначение штрафа, аргументированное указание на то, почему он необоснован. При таком подходе либо маркетплейс внемлет позиции селлера, либо продавец будет иметь все доказательства в суде и сможет возместить убытки.

    Вы серьезно? А Вы работали с ВБ в качестве продавца? Как только Вы превышаете некий предел настойчивости, то сразу следует предупреждение: "Вам что-то не нравится? Мы можем прекратить сотрудничество с вами в любой момент. У нас нет заинтересованности в вас."

    Если Вы решите подать в суд на какое-либо возмещение и оспаривание штрафа и т.д. Вы автоматически вылетаете с ВБ навсегда. Т.е. вариант с судом только в случае разрыва работы с ВБ. И после этого Вы познаете все прелести платного и длительного возврата своих товаров с ВБ, а возможно и платной принудительной утилизации ваших товаров.

    А в курсе что, с ВБ провести сверку невозможно? При попытке запросить акт сверки выскакивает предупреждение, что дальнейшее сотрудничество будет прекращено, если вы продолжите настаивать на акте сверки.

    В целом, для предотвращения любых юридических проблем при ведении торговли на Wildberries рекомендуется каждый свой шаг, особенно на старте, согласовывать со специалистами из области юриспруденции. В этом случае риск каких-то неприятностей будет сведен к минимуму, а конфликтные ситуации можно будет решать в соответствии с буквой закона.

    К сожалению это розовые очки, ни один специалист не поможет, потому что с ВБ нереально разговаривать на языке закона, у них свой закон. При Вашем несогласии с позицией ВБ, Вам предлагается выйти вон.