Налоговые проверки

Новая практика по статье 54.1 НК: надежда на налоговую реконструкцию есть

Есть компания «Сива лес». Она купила фанерный кряж и дрова технологические на 35,7 млн руб у контрагента «Пермснаб». Инспекция провела выездную и выяснила, что контрагент липовый. На самом деле компания покупала кряж и дрова у лесозаготовителей, которые не являются плательщиками НДС.
Новая практика по статье 54.1 НК: надежда на налоговую реконструкцию есть

Есть компания «Сива лес». Она купила фанерный кряж и дрова технологические на 35,7 млн руб у контрагента «Пермснаб».

Инспекция провела выездную и выяснила, что контрагент липовый. На самом деле компания покупала кряж и дрова у лесозаготовителей, которые не являются плательщиками НДС. Инспекция выяснила, у кого это сырьё покупалось.

Реальность покупки сырья и его дальнейшую перепродажу инспекция не отрицала.

Раз контрагент «неправильный» инспекция решила, что согласно статье 54.1 НК Сива лес не может ни вычесть НДС по покупке кряжа и дров, ни учесть расходы при исчислении налога на прибыль.

Было доначислено:

  • налог на прибыль — 4,6 млн руб;
  • НДС — 5,4 млн руб.

То есть в налоговой реконструкции (когда инспекция учитывает расходы, если они реально были понесены, и неважно, правильный контрагент указан в документах или нет) инспекция отказала.

Что сказали суды по вопросу налоговой реконструкции в смысле статьи 54.1 НК?

Первые две инстанции поддержали инспекцию. А вот кассация (АС Уральского округа) встала на сторону компании и налоговую реконструкцию применила. Цитируем судебный акт:

Запрет на проведение так называемой «налоговой реконструкции» налогового обязательства по налогу на прибыль путем установления расходной части расчетным путем на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ в рассматриваемой норме [ст. 54.1 НК] отсутствует.

Более того, применение положений части 2 статьи 54.1 НК РФ налоговым органом и судами необоснованно произведено в отрыве от основополагающих положений действующего налогового законодательства, а именно положений статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3 НК РФ, устанавливающих правило о том, что налог в обязательном порядке должен иметь экономическое основание и не может быть произвольным.

Подход же, предложенный инспекцией (полное непринятие затрат при исчислении налога на прибыль), в ситуации, когда факты поступления товара налогоплательщику и последующей продажи им спорной продукции конечному потребителю налоговым органом в ходе проверки не опровергнуты, неизбежно влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль.

АС Уральского округа сослался на Высший Арбитражный Суд и Конституционный Суд:

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее Постановление № 53) изложил в полной мере соответствующую статье 3 НК РФ правовую позицию, согласно которой определение размера налоговых обязательств при наличии сомнений в обоснованности налоговой выгоды должно производиться с учетом реального характера сделки и ее действительного экономического смысла.

Конституционный Суд Российской Федерации также придерживается подхода, согласно которому положения налогового законодательства не допускают доначисления сумм в размере большем, чем установлено законом; налоговые органы в ходе мероприятий налогового контроля определяют объем налоговой обязанности исходя из фактических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика (определение от 04.07.2017 № 1440).

Выводы о налоговой реконструкции и её перспективах

Одни арбитражные суды считают, что статья 54.1 исключает налоговую реконструкцию, другие — что налоговая реконструкция должна проводиться. Например, в известном деле Кузбассконсервмолоко суд первой инстанции провёл налоговую реконструкцию, а апелляция её отменила (следующее заседание по этому делу 28 апреля 2020). В деле Сива лес обратная ситуация — суд первой инстанции и апелляция отказали в налоговой реконструкции, а кассация решила, что она должна быть проведена.

Окончательное решение о налоговой реконструкции при недостоверности контрагента, указанного в первичных документах — за Верховным Судом. Вопрос «быть налоговой реконструкции или нет» назрел, и мы ожидаем, что ВС РФ выскажется по этому вопросу в одном из последующих обзоров практики.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию