Тезисно по ситуации:
1) Добыча нефти в РФ, вполне ожидаемо, понемногу начала падать по итогам марта. Судя по тому, что в процессе продажи есть некоторый лаг, это процесс только начался. Косвенно это подтверждает сообщение Транснефти о приеме в систему только нефти с гарантией сбыта. Никаких существенных возможностей по долговременному хранению больших объемов нефти в стране нет. Это проходили уже два раза, в 2019 и 2020 годах. Соответственно, если проблемы быстро не рассосутся, с высокой долей вероятности скоро снова придется тормозить добычу. Опыт коронакризиса тут безусловно в помощь, но и на высоких ценах процесс неприятный. Помимо прямого ущерба параллельно необходимо разбираться с сопутствующими проблемами (преимущественно морскими) вроде дисконтов, налоговых ножниц, проблем с оплатой, фрахтом и логистикой и т.д. Затыков очень много, часть из них, похоже, не решается быстро. И в отличие от ситуации 2020 года, где сокращение было всеми оговорено и квотировано, здесь существует некоторый риск “продолжения банкета”, функционально связанный с развитием санкционного давления.
2) Оценки падения экспорта из РФ варьируют от 1.5 до 3 млн б/д. Последнее включает в себя все нефтепродукты и, по сути, это будет глобальный удар. Средние и тяжелые сорта нефти и так были в дефиците, а рынок при этом так или иначе является связанным. Соответственно к дисконтам на Юралз добавляются премии на ближневосточные сорта Думай и Оман. При этом ухудшается логистика, условно российскую нефть надо везти в Азию, а с БВ наращивать объемы взамен. Так называемая перереструктуризация рынка в нынешней ситуации идет с напрягом. Мало кто сталкивался с такого рода масштабными репутационными проблемами. Какие-то объемы с удовольствием абсорбирует Индия, но и на нее оказывается давление со стороны США.
3) ОПЕК+ работает по прежнему плану наращивания производства и все также не выполняет собственную квоту. Даже несмотря на отказ от данных МЭА, невыполнение никуда не делось. Примерно в это время в сферическим мире (из прогнозов конца 2021 года) должен был бы начать формироваться мировой профицит, но перебои с поставками из РФ, отсутствие значимого роста сланцевой нефтедобычи, локдауны в Китае и прочие слабопредсказуемые события внесли свои разносторонние коррективы. В условиях внешней турбулентности приверженность прежнему курсу и дисциплина пока что являются якорными моментами для участников пакта.
4) Одновременно страны импортеры согласовали крупнейшую интервенцию, где флагманом выступает США с их целями по продаже 1 мбд за полгода. Всего же, вроде бы как, согласились с продажей запасов более 30 стран, но объемы там значимо меньше. Это не первый заход за последнее время, предыдущие сбили цену на нефть лишь ненадолго, хотя в данном случае объемы и системность должны привнесли элемент стабилизации. Правда со временем станет необходим обратный выкуп, но это когда еще будет. При этом, в случае успешной реализации, запасы в SPR в штатах упадут на треть, до рекордно низкого значения за десятилетия. В целом резервы нефти, стратегические и коммерческие, - это защитная мера для рынка, склонного к тем или иным перебоям по самым разным причинам. Их сокращение само по себе давит на общий сантимент.
5) Какое-то значимое разрушение спроса, по всей видимости, начнется не раньше 200 долларов за баррель. По некоторым оценкам это может быть в районе 2 мбд, плюс столько же из-за проседания доходов. Многие ищут рифму с финансовым кризисом 2008 года, с ценовыми пиками в районе $150 за баррель. Разница лишь в том, что здесь потенциальный шок закладывается на стороне предложения, то есть цены могут превысить даже инфлированные уровни 2008 года.
Начать дискуссию