С одной стороны - это снятие неопределенности, но с другой стороны - это вероятное понижение траектории дальнейших прогнозов на 2025г+, а значит и необходимость в будущем оперировать более узкими диапазонами. Несмотря на консенсусный перенос пикового спроса на нефть на несколько лет вперед (Голдман теперь вообще говорит о 2035г), прогнозные приросты не особо радуют. Во-первых, объективно не существует никаких драйверов роста г/г ни в абсолютном, ни в относительном значении, в основном прогнозируется постепенное замедление темпов роста. Во-вторых, если взять декомпозицию прироста, то это будет преимущественно нефтехимия, керосин и прочее, по моторным топливам позитива нет, что-то около полки.
Одним из главным негативных факторов этого года является слабый прирост спроса в Китае. Он не только меньше прошлогоднего в разрезе импорта, но еще и немного сменил вектор в сторону иранской нефти. С прицелом до конца года неопределенность по росту спроса в Китае, можно сказать, снята, сезонность присутствует и там. Из главных позитивных факторов фиксируется восстановление зарубежных полетов. Это достаточно масштабный тренд, в целом мобильность в ЮВА + Индии растет и продолжит расти дальше. При этом экономика Китая уже не демонстрирует прежних темпов роста в районе 5+%, а веса постепенно меняются. Большая часть торможения объясняется замедлением темпов строительства в рамках сдутия огромного пузыря на рынке недвижимости с медленным сползанием цен. Помимо быстрого перехода на отечественные марки электромобилей, Китай проделал большую работу по использованию СПГ в качестве топлива для более тяжелого транспорта, что негативно влияет на спрос по дизелю. Внутренние прогнозы института Синопек еще в конце того года предупреждали о стабилизации и полке спроса конкретно на нефть (около 3-5 лет). Параллельно на небольшой объем выросла внутренняя добыча нефти, в том числе на сложных и старых месторождениях. Китай все эти годы стадийно двигался вверх по технологической цепочке в области нефтегазовых технологий, от геологоразведки до ГРП, что позволило стабилизировать естественный процесс падения добычи и даже дать небольшой прирост в последние годы, до локальных пиков 2015 года уже не так и далеко. Отрасль при этом крайне закрытая, геология самая разнообразная и сложная, объективно существует нехватка новых крупных месторождений, но современные технологии так или иначе продлевают добычную полку, а значит влияют на итоговый внутренний баланс. Все эти факторы приводят к тому, что положение Китая как главного драйвера именно роста потребления нефти, по всей видимости, завершается. В долгосрок смотреть надо на прочие страны ЮВА, на молодую и активную Индию, на Африку в конце концов.
Одновременно замедляются темпы роста мировых продаж электромобилей. Несколько крупных европейских рынков (ВБ, Германия) вообще просели в связи с естественным процессом отмены субсидий и инфраструктурными ограничениями. Поток дешевых электромобилей из Китая оказался значимым риском для местных брендов, поэтому повсеместно начался ввод заградительных импортных пошлин. Снова стали популярны гибридные автомобили. Полная невозможность ценовой конкуренции с китайскими электроавто в итоге дополнительно тормозит всеобщую электромобилизацию, что, в том числе, отразилось в пересмотре долгосрочных прогнозов спроса на нефть. Максимально зеленые слабо реалистичные сценарии уже ушли в прошлое, а общий спрос на нефть превысил доковидные максимумы.
Опять же - прогнозный спрос ведь модельный и, конечно, без учета возможной рецессии (см. картинку Голдмана). Гарантировано небольшие приросты потребления точно влияют на фундаментальную подложку модели и приводят к тому, что их проще компенсировать со стороны предложения, но про него отдельно.
Начать дискуссию