Экономика России

Хроники пикирующей нефтедобычи: Текущий статус. Спрос

По прошествии 8 полных месяцев этого года можно констатировать, что рост спроса на нефть не отвечает не только оптимистичным траекториям, но и, вероятнее всего, уже идет ниже усредненного прогноза крупнейших агентств.
Хроники пикирующей нефтедобычи: Текущий статус. Спрос

С одной стороны - это снятие неопределенности, но с другой стороны - это вероятное понижение траектории дальнейших прогнозов на 2025г+, а значит и необходимость в будущем оперировать более узкими диапазонами. Несмотря на консенсусный перенос пикового спроса на нефть на несколько лет вперед (Голдман теперь вообще говорит о 2035г), прогнозные приросты не особо радуют. Во-первых, объективно не существует никаких драйверов роста г/г ни в абсолютном, ни в относительном значении, в основном прогнозируется постепенное замедление темпов роста. Во-вторых, если взять декомпозицию прироста, то это будет преимущественно нефтехимия, керосин и прочее, по моторным топливам позитива нет, что-то около полки.

Одним из главным негативных факторов этого года является слабый прирост спроса в Китае. Он не только меньше прошлогоднего в разрезе импорта, но еще и немного сменил вектор в сторону иранской нефти. С прицелом до конца года неопределенность по росту спроса в Китае, можно сказать, снята, сезонность присутствует и там. Из главных позитивных факторов фиксируется восстановление зарубежных полетов. Это достаточно масштабный тренд, в целом мобильность в ЮВА + Индии растет и продолжит расти дальше. При этом экономика Китая уже не демонстрирует прежних темпов роста в районе 5+%, а веса постепенно меняются. Большая часть торможения объясняется замедлением темпов строительства в рамках сдутия огромного пузыря на рынке недвижимости с медленным сползанием цен. Помимо быстрого перехода на отечественные марки электромобилей, Китай проделал большую работу по использованию СПГ в качестве топлива для более тяжелого транспорта, что негативно влияет на спрос по дизелю. Внутренние прогнозы института Синопек еще в конце того года предупреждали о стабилизации и полке спроса конкретно на нефть (около 3-5 лет). Параллельно на небольшой объем выросла внутренняя добыча нефти, в том числе на сложных и старых месторождениях. Китай все эти годы стадийно двигался вверх по технологической цепочке в области нефтегазовых технологий, от геологоразведки до ГРП, что позволило стабилизировать естественный процесс падения добычи и даже дать небольшой прирост в последние годы, до локальных пиков 2015 года уже не так и далеко. Отрасль при этом крайне закрытая, геология самая разнообразная и сложная, объективно существует нехватка новых крупных месторождений, но современные технологии так или иначе продлевают добычную полку, а значит влияют на итоговый внутренний баланс. Все эти факторы приводят к тому, что положение Китая как главного драйвера именно роста потребления нефти, по всей видимости, завершается. В долгосрок смотреть надо на прочие страны ЮВА, на молодую и активную Индию, на Африку в конце концов.

Одновременно замедляются темпы роста мировых продаж электромобилей. Несколько крупных европейских рынков (ВБ, Германия) вообще просели в связи с естественным процессом отмены субсидий и инфраструктурными ограничениями. Поток дешевых электромобилей из Китая оказался значимым риском для местных брендов, поэтому повсеместно начался ввод заградительных импортных пошлин. Снова стали популярны гибридные автомобили. Полная невозможность ценовой конкуренции с китайскими электроавто в итоге дополнительно тормозит всеобщую электромобилизацию, что, в том числе, отразилось в пересмотре долгосрочных прогнозов спроса на нефть. Максимально зеленые слабо реалистичные сценарии уже ушли в прошлое, а общий спрос на нефть превысил доковидные максимумы.

Опять же - прогнозный спрос ведь модельный и, конечно, без учета возможной рецессии (см. картинку Голдмана). Гарантировано небольшие приросты потребления точно влияют на фундаментальную подложку модели и приводят к тому, что их проще компенсировать со стороны предложения, но про него отдельно.

Начать дискуссию