Архетипы Кэрол Пирсон. Как это работает на примере известных личностей и брендов

Сегодня мы поговорим об архетипах. Приведем пример распределения известных персонажей и людей по архетипам, а также рассмотрим применение архетипов в брендинге и маркетинге. 
Архетипы Кэрол Пирсон. Как это работает на примере известных личностей и брендов

Создать живой, убедительный бренд — компании или человека, в котором целевая аудитория сможет увидеть себя, с кем она может ассоциировать себя и оставаться на долгие годы как лояльный потребитель, непросто. Но еще сложнее донести философию, ценности и все остальное, что составляет суть бренда, до публики на понятном ей языке. И тут на помощь бренд-менеджерам приходит сторителлинг. В первую очередь — в виде архетипов и литературных приемов, вроде «пути героя».

Сторителлинг (storytelling) в переводе с английского — рассказывание историй.

Сегодня мы поговорим об архетипах.

Краткий экскурс в историю

Термин «архетип» был введен в использование Карлом Юнгом, учеником Зигмунда Фрейда и отцом-основателем аналитической психологии в начале двадцатого века.

А в брендинг и маркетинг архетипы пришли благодаря американскому профессору Кэрол Пирсон, которая специализируется на изучении роли архетипов в организациях и других социальных системах. Точнее благодаря ее книге «Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World», изданной в 1991 году. 

А также тесту PMAI (the Pearson-Marr Archetype Indicator). Этот тест позволяет абсолютно любому человеку определить свой ведущий архетип. И через это лучше понять свою мотивацию, свою главную цель для достижения и нарративы, которые они рассказывают своей жизнью и своими поступками. 

Круг из 12 архетипов с ведущей мотивацией, сгруппированных по главным целям выглядит вот так: 

Применение архетипов в брендинге и маркетинге 

Оказалось, что, если перенести все это на бренды, то и архетипы сами по себе, и архетипические нарративы позволяют осуществлять лучшую коммуникацию с аудиторией. Потому что архетипы интуитивно понятны и людей притягивают бренды с архетипами и нарративами, похожими на их собственные. 

Пример современной группировки брендов компаний по архетипам: 

Личные бренды также не остались в стороне. Тем более, что с живыми людьми аудитории установить прочную эмоциональную связь гораздо проще, чем с компаниями. И через типичный для конкретного архетипа образ жизни, философияю, внешний вид, профессию, ценности и цели можно рассказать больше, чем просто биографию владельца бренда. Можно показать его суть как личности, что он несет в мир, какой след хочет оставить после себя в истории и заранее предсказать, каким путем он пойдет. Избавляя тем самым аудиторию от необходимости гадать — что это за человек, в чем его экспертность, чего от него ожидать, можно ли ему доверять, положиться на него в чем-то, будь то управление государством или преподавание психологии отношений. 

Пример распределения известных персонажей и людей по архетипам:

Сторителлинг при помощи архетипов

Сторителлинг через архетип может осуществляться двумя путями: прямым - простым, очевидным и прямолинейным, без отклонений от основной сюжетной линии, и сложным — с бесконечными сюжетными поворотами и личностными трансформациями. Выбор стратегии сторителлинга зависит от конечной цели и ниши, в которой существует бренд. 

Например, для политика или бизнесмена лучше первый вариант или он рискует потерять доверие своей аудитории. Для человека творческой профессии предпочтителен второй вариант, поскольку он отражает все метаморфозы главных тем творчества — картин, книг или песен. 

Пример «прямого» сторителлинга, где одно проистекает из другого: 

Пример сложной структуры сторителлинга, когда в течении жизни или во время проживания какой-то ситуации человек переходит из одного архетипа в другой:

Все так просто?

Не совсем. 

Во-первых, люди часто ошибаются с определением своего главного архетипа. Все хотят быть Героями, мало кто хочет быть Ребенком. Несмотря на то, что их профессии или компании именно архетип Ребенка подходит больше всего в позиционировании на рынке и отстройке от конкурентов. 

Во-вторых, архетипические нарративы — всего лишь шаблон, к которому нужно подобрать правильную, соответствующую массе параметров стратегию сторителлинга. Это прекрасно, что владелец корпорации — такой же человек, как и все остальные, и не скрывает этого от общественности, но это мало чем помогает в построении успешного бизнеса. 

Поэтому к подбору архетипа и разработке стратегии сторителлинга лучше привлечь профессионалов. Которое создадут именно то, что подходит лично вам или вашей компании и поможет достичь всех намеченных целей в бизнесе.

Начать дискуссию

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Лучшие спикеры, новый каждый день

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Интересные материалы

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.