Неправильный выбор бизнес-идеи
Одна из самых частых ошибок предпринимателей – отказ от анализа потребностей потенциальных покупателей. Например, основательнице бизнеса кажется, что юбки из муслина — популярный товар, так как она сама носит только их. Но на практике у товара не так много поклонников. Потому перед запуском любого продукта в первую очередь нужно оценить потенциал спроса на него. Сделать это можно с помощью аналитики: допустим, изучить, как часто люди ищут товар в поисковиках и на маркетплейсах. Параллельно рекомендуется организовать кастдевы и фокус-группы с потенциальными покупателями.
Неверная оценка желаний и возможностей
Вторая распространенная ошибка — неглубокая оценка реализуемости идеи. Без качественного воплощения даже гениальный замысел потеряет всю свою инновационность. Потому желания нужно соотносить с реальными возможностями — опытом, навыками, финансовыми ресурсами. К примеру, компания разработала проект ИИ-стилиста. Сама по себе идея является прорывной, но при реализации команда столкнулась с нехваткой средств на техническое воплощение и найм грамотных специалистов, потому вместо весьма прибыльного бизнеса итогом работы стал так и оставшийся неизвестным чат-бот.
Некорректный анализ рынка
Аналитические данные – альфа и омега успешного ведения бизнеса. Первое, на что нужно смотреть — объём рынка: общее количество продаж, число конкурентов и размер их доли на рынке. Если ниша практически монополизирована крупными игроками, к примеру, сфера такси, то заходить в нее можно только с весьма солидным бюджетом. Оптимально, если в выбранном направлении нет ярко выраженных и сильных лидеров. Однако обратная ситуация — полное отсутствие конкурентов — тоже опасна: скорее всего в нише попросту нет особой выручки.
Далее стоит проанализировать успешность конкурентов, их продуктовую матрицу, объем продаж, самые популярные товары. Допустим, самая крупная компания в нише имеет выручку 20 млн рублей в год. Для бизнеса это весьма скромные показатели, потому начинать здесь борьбу не стоит.
Ошибки при работе с финансами
Фатальное заблуждение предпринимателей – смешивать свои средства и доход от бизнеса. Это неизбежно приведет к краху всего дела. Финансовые потоки необходимо разделять, и никогда не забирать себе сумму, превышающую доход компании, иначе не избежать кассовых разрывов и ощутимых потерь. Также всегда нужно держать «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств. Оптимально, если её объем равняется доходу бизнеса за 4-5 успешных месяца.
Недостаточное внимание к маркетингу
Экономия бюджета на рекламу похоронила не одну хорошую задумку. Какой бы уникальный шоурум предприниматель не сделал — все труды будут напрасны, если о нем никто не узнает. Вложения в маркетинг — важная статья расходов, а на старте — просто необходимая. После выхода проекта на окупаемость бюджет на рекламу ежемесячно должен составлять минимум 20% от прибыли — без продвижения бренда и привлечения новой аудитории даже самый лояльный пул клиентов рано или поздно «перегреется», а успешный товар окажется в тени более новых моделей. Активным маркетинг дожжен быть даже в пик сезона — чтобы не потеряться среди конкурентов и держать стабильный спрос.
Неэффективное управление персоналом
Во-первых, сотрудники должны иметь четкие должностные инструкции и понимать, какой результат будет давать каждое их действие. Это позволит усилить гибкость и устойчивость бизнеса во время неожиданных ситуаций, а также укрепить моральный дух команды. Когда руководитель просто дает распоряжения без пояснений — эффективность сотрудников гораздо ниже, что сказывается на успехе дела не лучшим образом.
Во-вторых, важно регулярное планирование. Допустим, в пятницу на общей встрече формируется график задач на следующую неделю. Так каждый сотрудник может адаптировать свою нагрузку, и проект не скатится в хаос.
Третье — сотрудникам нужно давать определенную свободу. Когда человек постоянно отчитывается по каждому действию и задаче — это подтачивает его мотивацию. Также вместо продуктивной работы персонал концентрируется на том, чтобы угодить начальству, а не найти интересное решение, которое могло помочь обогнать конкурентов.
Неумение делегировать
Руководитель бизнеса должен решать глобальные задачи, а не фокусироваться на операционке. Нередки ситуации, когда компания не растет потому, что ее основатель экономит бюджет на менеджеров, и обрабатывает все заявки сам. В итоге часть лидов остаются неохваченными. Упущенная выгода налицо. А со временем такой подход приведет к смерти проекта.
Комментарии
1Мало фотографий