Как не допустить ошибок при расчете налога на прибыль, признавая расходы «прямыми» и «косвенными».
Наполнение бюджета любым способом
Перед налоговой стоит задача – пополнять бюджет. И за последние годы налоговики во многом преуспели. Информационный ресурс ФНС – по разрывам и несоответствиям — ловит «однодневки», бумажный НДС, нарисованные нереальные операции. Схемы с дроблением бизнеса раскрываются по дереву связей.
По большому счету, все эти приемы неумелой оптимизации лежат на поверхности и легко считываются алгоритмами ФНС.
И даже если вы не работаете с однодневками, исключили бумажный НДС и не дробите бизнес – это еще не значит, что вы «в шоколаде» и проверка вам не страшна. Конечно, вы большой молодец, если отказались от порочных схем.
Но казну надо наполнять. И налоговая будет искать для этого все новые способы. Используя углубленное погружение в нормы налогового права. И не только налогового. И за счет неоднозначностей правовых норм. И за счет ошибок.
Не исключено, что бухгалтерам, «клацающим по кнопке», придется изучать методологию расчета налогов, штудировать Налоговый кодекс и копать судебную практику.
Один из показательных вопросов, для решения которого придется вникнуть в методологию учета — распределение расходов на прямые и косвенные.
Анализ расходов: если не прямые — то косвенные
А вот и сигнал прилетел – письмо Минфина от 6 декабря 2018 года № 03-03-06/1/88527 «Об определении и учете прямых и косвенных расходов в целях налога на прибыль».
Основные тезисы этого письма.
- В целях налогообложения прибыли расходами признаются затраты 1) экономически оправданные 2)документально подтвержденные 3) направленные на получение дохода.
- По способу включения в налоговую базу по налогу на прибыль расходы бывают прямые и косвенные.
- Перечень прямых расходов, установленный пунктом 1 статья 318 Налогового кодекса, является открытым: определяется компанией самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
- Все остальные расходы – за исключением внереализационных – косвенные.
- Косвенные расходы для целей налогообложения прибыли списываются когда возникли, в этом же отчетном периоде.
- Прямые расходы можно списать в том периоде, когда произошла реализация продукции (или товаров), в стоимости которых эти расходы учтены.
То есть компании, производящие продукцию, выполняющие работы или продающие товары – на конец отчетного периода часть прямых расходов должны учитывать как «незавершенку». Все, кто изучал бухгалтерский учет, это знают. Остальным, кто не очень в курсе – подскажет любой бухгалтер. Даже не главный.
Примерный состав прямых расходов определен Налоговым кодексом. Для производства – это статья 318 -расходы на сырье и материалы, амортизация и расходы на оплату труда. Для торговли – это статья 320 – стоимость приобретения товаров и транспортные расходы, если они не включены в цену приобретения.
У компаний, оказывающих услуги, «незавершенки» не бывает, все расходы признаются в отчетном периоде.
Эта норма существует уже давно. В чем новость? Минфин еще раз напоминает, что перечень прямых расходов открыт. Перечень прямых расходов в статьях 318 для производства и 320 для торговли примерный и очень общий.
Конкретный перечень прямых расходов каждая компания должна закрепить в учетной политике. С учетом специфики своей деятельности, опираясь на технологический процесс и обосновывая экономически.
К примеру, амортизацию по оборудованию, используемому в производстве, явно рискованно относить к косвенным расходам. А вот амортизацию по административным помещениям можно списать сразу.
И еще одна цитата из письма «#наподумать» : «Налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели».
То есть расходы можно отнести к косвенным только тогда, когда нет реальной возможности отнести их к прямым.
Деление всех расходов компании на прямые и косвенные должно быть максимально обоснованным. Если в учетной политике это не прописывать, а привести ссылки на статьи 318 или 320 Налогового кодекса – вы сильно рискуете.
Помните первый тезис? Про экономическую оправданность расходов? А при наличии убытка – где она, экономическая обоснованность? Готовы к вопросам о происхождении убытка на налоговых комиссиях?
Цель налоговой для увеличения налоговой базы -максимально «запихнуть» расходы в прямые. Часть косвенных расходов переедут в «незавершенку». Тем самым уменьшая ваш убыток. Или даже исключая его.
Уверены, что расходы делить не надо?
Вопрос разделения затрат на прямые и косвенные затронут и в деле, по которому вынесено определение Верховного суда от 21 декабря 2018 г. № 302-КГ18-21175.
Налоговая при проверке уменьшила убыток и доначислила налог на прибыль по причине отсутствия деления расходов на прямые и косвенные. Но в этом деле была еще одна проблема — переквалификация характера деятельности компании.
Суть спора: Компания, выполняющая сейсморазведочные работы, расценила свою деятельность как оказание услуг. И все расходы – для целей налогообложения прибыли признавала сразу – в том периоде, когда они возникли.
Налоговая настаивала на переквалификации характера деятельности компании (из «услуги» в «работу») с выделением прямых и косвенных расходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Налогового кодекса работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса.
Суд согласился с доводами налоговой:
Налоговое законодательство не содержит точного перечня видов деятельности, которые относятся к работам и которые относятся к услугам. Определяющим является достижение результата в материальном выражении.
Из спорных договоров на проведение сейсморазведочных работ и актов приема-передачи было ясно, что исполнитель передавал заказчику результат сейсморазведочных работ, представляющий собой сейсмограммы, 3D схемы и отчеты на бумажных и электронных носителях.
Суды признали — результат сейсморазведочных работ имеет материальное выражение, поскольку передается заказчику в бумажном и электронном виде. Цель заключения договоров — получение заказчиком результата, выраженного в передаче соответствующей документации.
Поэтому спорная деятельность признана в качестве работы. Это – не услуга. И признание в целях налогообложения прибыли расходов в полном объеме — без учета «незавершенки» – неправомерно.
Из определения Верховного суда и рассмотренных им решений показательно: суды поддерживают подход налоговиков к распределению затрат на прямые и косвенные. И подтверждают переквалификацию характера деятельности компании из «услуги» в «работу».
Резюмируем. И советы:
- Пересмотрите свои расходы на предмет «прямых» и «косвенных». Закрепите эти перечни в учетной политике. Ссылок на статьи 318 и 320 Налогового кодекса недостаточно.
- Составьте обоснование с учетом специфики производственного процесса и технологических особенностей. Лучше с привлечением «узких» экспертов, оспорить мнение которых затруднительно. Докажите, что вопрос распределения расходов – для вас не новость, все продумано, и с учетом и распределением затрат – все ок!
- Проведите экспертизу своих договоров по видам деятельности своей компании – правильно вы определяете характер деятельности компании как услуги? Какой результат исполнения договора вы передаете заказчику? Должны вы оставлять «незавершенку» на конец отчетного периода? Еще раз проштудируйте Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2018 N Ф02-3834/2018 по делу N А19-17641/2017, которое поддержал Верховный суд.
Предмет договора — «оказание информационных услуг» — широкая, и зачастую, абстрактная формулировка. Обратите внимание — как оформляется результат исполнения договора? Сейсморазведочная компания тоже считала свои работы – информационными услугами. Но налоговая и суд решили иначе: результаты работ — схемы, проекты, планировки, проекты, согласования – имеют материальное выражение. И это не услуги.
Не рискуйте. Не игнорируйте деление расходов на прямые и косвенные.
Учитесь на чужих ошибках и будьте осторожны.
Начать дискуссию