Менеджер, доведший банк до санации, должен искать новую работу
Если банк находится в трудном положении, бесполезно слушать объяснения, почему он в нем оказался. Это в любом случае ошибки менеджмента.
Такой точки зрения придерживаются санаторы. Новые владельцы отпускают «старых» менеджеров на все четыре стороны. Как правило, с бонусами в портфелях и «золотым парашютом» за спиной. В момент ввода в проблемный банк временной администрации полномочия его менеджмента автоматически приостанавливаются. Если же кредитной организации смогли быстро найти инвестора, судьбу доставшихся по наследству «топов» приходится решать новым владельцам.
Сценарии развития событий при этом могут быть разными. Первый вариант – с управленцами расстаются сразу. По возможности мирно и интеллигентно. Увольняют нечасто, предпочитают объяснить, что «пора в путь-дорогу». Менеджер пишет заявление – ему выплачивают компенсацию. «Если человек знаковый, то будут и бонусы, и «золотой парашют», чтобы в дальнейшем «некрасивое» расставание не повредило репутации банка-инвестора», – отмечает руководитель на правления «Коммерческие банки» Cornerstone Екатерина Дайнеко. Второй вариант – новые акционеры добиваются желаемого не словом, а делом.
К примеру, в приобретенной кредитной организации меняют предправления, который начинает проводить жесткую политику. «Знаю о случаях вынужденных уходов топ-менеджеров из спасенных банков по причине того, что им были созданы неприемлемые условия для работы, – рассказывает партнер Antal International Russia Ната лья Куркчи. – Например, их могут попросить сократить команду, набранную недавно и с большим трудом, либо урезать подчиненным зарплату.
Топ-менеджера также могут лишить части полномочий». Третий вариант – оставить менеджмент на некоторое время (обычно от месяца до полугода), чтобы процесс передачи дел прошел без серьезных потрясений. Но в любом случае топ-менеджер будет восприниматься как за щитник интересов прежних акционеров. Своего рода чужой среди своих. Еще один возможный сценарий – сохранение бывших владельцев и «топов» на других должностях, как правило, с существенным понижением.
Так, в «Банке24.ру» экс-владельцы Борис Дьяконов и Сергей Лапшин после санации стали наемными менеджерами. «Вообще после смены собственников серьезных изменений в «Банке24.ру» не произошло: массовых увольнений не было, вакансий тоже нет, – сообщает старший консультант екатеринбургского офиса Avanta Personnel Людмила Байбарина. – Иная ситуация в банке «Северная Казна», здесь сокращают специалистов кредитных отделов и бэк-офиса».
Интересный вопрос: что с приходом новых акционеров происходит с зарплатами и бонусами? По словам замруководителя по работе с клиентами компании «АНКОР Банки, финансовые услуги» Анны Добряковой, изменения в структуре компенсаций сотрудников проблемного банка неизбежны прежде всего потому, что предыдущие схемы разрабатывались в условиях растущего рынка и высоких прибылей.
И если договоренности по выплате бонусов, «золотых парашютов» и т.п. зафиксированы документально, то новые акционеры выполняют эти обязательства, поскольку их нарушение может повлечь за собой существенные репутационные и юридические риски. Однако при этом допускается «вольное» толкование пунктов контракта. Например, в договоре записано, что бонус по итогам года может составлять до 100% от годового оклада. «Старые» акционеры выплачивали его «топам» по-максимуму, а новые могут ограничиться 50% и даже 30%.
КСТАТИ...
Куда уходят «топы» проблемных организаций? Часто в реальный сектор или в банк «помельче». Причем попытки уйти вместе с командой сейчас успехом не увенчиваются. Еще один распространенный вариант: менеджеры решают взять паузу, попутешествовать, покорить Джомолунгму, вспомнить, как выглядят дети, а потом спокойно начать искать варианты. Процесс поиска хорошего места с учетом кризиса может занять 3-4 месяца.
Начать дискуссию