Блокировка счетов

АБС на страже: противодействие отмыванию доходов и терроризму возросло

Закон был в каком-то смысле революционным: в него вошли, в частности, положения о бенефициарных владельцах и замораживании средств и имущества, которые многие годы до этого ФАТФ безуспешно пыталась рекомендовать для обязательного внедрения в национальное законодательство в области ПОД/ФТ.

В 2013 году на направлении борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма в нашей стране был совершен значительный прорыв: вышел Федеральный закон от 28.06.2013 №134-ФЗ (1) с обманчиво неброским названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…». Содержание закона, сроки его исполнения и обстоятельства выхода и последующих коррекций обеспечили создателям АБС много месяцев работы, направленной на реализацию большого объема непростых доработок

Нормотворчество и его позитивные последствия

Закон был в каком-то смысле революционным: в него вошли, в частности, положения о бенефициарных владельцах и замораживании средств и имущества, которые многие годы до этого ФАТФ безуспешно пыталась рекомендовать для обязательного внедрения в национальное законодательство в области ПОД/ФТ.

Но вопреки ожиданиям закон увидел свет очень скоро, причем окончательная его форма существенно отличалась от проектов. Разумеется, в такой спешке не обошлось без недочетов: многие принципиальные для исполнения положения были делегированы в обещанные подзаконные акты, а кое-что сопровождалось целым каскадом новых «исправительных» законов и разъяснительных писем ФСФМ и ЦБ. (Например, неисполнимое по определению требование о приостановке операций с замороженными средствами и имуществом, которое было срочно изъято законом №403-ФЗ.)

Следует заметить, что все эти дополнения, исправления и разъяснения не отменяли весьма жесткие сроки, отведенные банкам на приведение своей технологии в соответствие новым требованиям. Поэтому, когда напряжение спало, началась активная работа во исполнение новых законодательных норм. Для АБС RS-Bank V.6 ее итогом стали обширные доработки:

  • реализованы механизмы ведения бенефициарных владельцев, выгодоприобретателей, представителей клиента;
  • поддержано расторжение договора банковского счета, а уже имеющаяся поддержка отказов в заключении договора счета и отказов в выполнении операции приведена в соответствие новым требованиям;
  • реализован механизм предоставления информации в электронном виде по запросам ФСФМ;
  • реализован механизм замораживания средств и имущества субъектов экономики с информированием ФСФМ о принятых мерах по замораживанию и о проверках замораживания, а также внесены сопряженные с ним изменения порядка приостановления операций и порядка ведения в системе перечня террористов ФСФМ.

Бенефициарные владельцы и другие

Бенефициарные владельцы (в терминологии ФАТФ — бенефициарные собственники) — это ключевое для ПОД/ФТ понятие. Это те самые люди, которые закулисно владеют или управляют бизнесом, в то время как банк, налоговые и правоохранительные органы наивно принимают за владельца какого-нибудь зицпредседателя. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев бенефициарные владельцы вполне легальны и скрыться не пытаются, но дух и буква финансового мониторинга никаких послаблений для честных людей не предусматривают — все они должны быть выявлены и находиться под контролем.

Вместе с бенефициарными владельцами под пристальным вниманием отечественного закона (в отличие от рекомендаций ФАТФ) находятся и иные лица — выгодоприобретатели и представители клиента. Для банков и разработчиков АБС это означает необходимость вести в системе списки и тех, и других, и третьих; тщательно соблюдать все нюансы их финмониторинга: когда кого следует идентифицировать, кого проверять на терроризм и замороженность, сведения о ком включать в сообщение для отправки в ФСФМ.

Ради соблюдения законодательства в RS-Bank V.6 реализованы три механизма (рис.1).

Рисунок 1. Механизмы ведения бенефициарных владельцев, выгодоприобретателей и представителей клиента (на примере клиента – юридического лица)

Каждый бенефициарный владелец, выгодоприобретатель и представитель любого клиента должен быть внесен в Справочник субъектов экономики отдельной записью с теми данными, которые удалось установить в процедуре его идентификации, и с присвоением соответствующего одноименного вида субъекта. Между записью клиента и записью об этом лице создается атрибутированная связь, которую в последствии отслеживают процедуры проверок и идентификации. Клиент может иметь по несколько связанных субъектов каждого из этих видов: столько, сколько нужно для отражения реальности. Субъект, в свою очередь, может располагать любым набором этих ролей, то есть для кого-то выступать бенефициарным владельцем, для кого-то — выгодоприобретателем, при этом сам может являться клиентом банка и иметь своих владельцев, выгодоприобретателей и представителей. Разумеется, быть кем-нибудь из них для самого себя невозможно.

Обзорный характер статьи не позволяет осветить множество интересных тем, таких как опосредованность владения, определение реальной доли собственности, условия идентификации, свидетельство полномочий, соотношение форм субъектов и многих других. Приведем здесь только в качестве иллюстрации панели для определения параметров бенефициарного владельца и выгодоприобретателя (рис. 2), чтобы дать представление о составе их специальных атрибутов (помимо тех общих, которые имеются у каждого субъекта экономики).

Рисунок 2. Панели параметров бенефициарного владельца и выгодоприобретателя

Панель параметров представителя клиента здесь не показана, так как реализована на основе известной всем весьма громоздкой панели участника операции ФМ, на которую добавлена вкладка с полями реквизитов документа о полномочиях представителя (номер документа, дата выдачи, комментарий).

Новые механизмы позволяют систематизировать процедуры финансового мониторинга, поскольку все их фигуранты ведутся теперь на единой технологии Справочника субъектов экономики.

Расторжение договора банковского счета

Указание ЦБ РФ №3041-У (2) вышло во исполнение Закона №134-ФЗ и взамен Указания №1519-У, которым еще в 2004 году были введены сообщения в ФСФМ об отказах в заключении договора счета и об отказах в выполнении операций. Новым нормативом частично изменен порядок представления сведений в ФСФМ, например, теперь можно направлять несколько электронных сообщений в одном файле. Но самое главное — добавлено сообщение о расторжении договора банковского счета.

Следует сказать, что новое сообщение появилось по весьма важной причине. Дело в том, что поставленная перед банком задача выявления и идентификации бенефициарных владельцев клиента смутила бы и Шерлока Холмса. Действительно, если клиент скрывает своих бенефициарных владельцев, то какими инструментами должен пользоваться банк, чтобы все-таки выяснить правду? Если бы не разрешенная теперь угроза расторжения договора счета, то ответ законодательства был бы очень простым: никакими, все прочее запрещено. Так что банки должны быть благодарны законодателю за разрешение расторгать договоры с клиентами. Два раза за календарный год отказали в выполнении операции — и пожалуйста, можете расторгать.

Поддержка нового сообщения в системе, помимо очевидных доработок в связи с изменением формата представления информации, заключается в оказании помощи специалистам банка в выявлении ситуаций, когда имеет смысл подумать о расторжении договора с клиентом. Появилось такое понятие «рекомендация расторгнуть договор». Эта рекомендация формируется автоматически в случае, если за предшествующий календарный год зарегистрировано два отправленных сообщения в ФСФМ об отказе в выполнении операций по любым счетам клиента и пока не отправлено сообщение о расторжении договора счета. Текст рекомендации показывается пользователю в панели субъекта экономики — клиента и в панели любого принадлежащего ему лицевого счета. Кроме того, пользователь может вызвать в отношении клиента функцию проверки наличия рекомендации, конкретизирующую основания для ее выдачи.

К сожалению, законодатель не уточнил, что в данном случае следует понимать под термином «календарный год» — период с 1 января по 31 декабря или же год, отсчитываемый в прошлое от сегодняшнего дня. Поэтому в систему была введена настройка реестра, чтобы банк мог сам выбрать, как трактовать этот термин.

Представление информации по запросам ФСФМ

Закон №134-ФЗ ввел в обязанность банкам предоставлять в ФСФМ по его запросам информацию в электронном виде об операциях клиентов, об их бенефициарных владельцах и о движении средств по счетам клиентов. Во исполнение данного требования ЦБ РФ выпустил Положение №407-П (3), а также разработал и опубликовал форматы электронных сообщений к нему.

Идея реализации поддержки этих требований в ИБС RS-Bank V.6 довольно прозрачна. В подсистеме «Финансовый мониторинг» ведется список всех сообщений, подготовленных и направленных в ФСФМ. При получении очередного запроса от ФСФМ уполномоченный пользователь создает в этом списке новую запись, для чего заполняет специальную форму (рис. 3).

Рисунок 3. Панель параметров информации по запросу ФСФМ

Пользователь может подготовить сообщение самостоятельно, а может перенаправить его для исполнения в подчиненный филиал, как того требует законодательство.

Атрибутный состав формы соответствует содержанию сообщения, установленному форматами ЦБ. Весь набор атрибутов размещен на двух вкладках «Общие сведения» и «Сведения о физическом лице».

На третьей вкладке находится список вложений, возможный состав видов которых также установлен Положением №407-П. В специальной форме (рис. 4) пользователь может создать запись в этом списке.

Рисунок 4. Панель параметров вложения к информации по запросу ФСФМ

В этой форме пользователь может вызвать функцию [F2] «Получить вложение», которая обращается к соответствующей прикладной подсистеме и генерирует тело вложения (например, выписку по лицевым счетам клиента, интересующего ФСФМ) по хранящимся в ней текущим прикладным данным. Также пользователь может вызвать функцию [Alt + F2] «Загрузить вложение» и воспользоваться стандартным диалогом для выбора дискового файла, содержащего тело предварительно подготовленного вложения (например, отсканированной карточки с образцами подписей, как в примере на рисунке 4).

Значения полей в формах по возможности инициализируются автоматически имеющимися в системе данными, чтобы максимально облегчить работу пользователя. В частности, автоматически генерируются установленные Положением №407-П имена файлов-вложений. Когда все необходимые данные заполнены, а все требуемые вложения подготовлены и занесены в список, пользователь вызывает процедуру выгрузки информации в ФСФМ. Сначала процедура выгружает в предназначенный для этого каталог на рабочей станции пользователя файлы вложений. Пользователь подписывает их электронной подписью («снабжает кодом аутентификации») и в защищенном таким образом виде возвращает в систему. После этого становится возможным завершить процедуру выгрузки: в соответствии с требованиями Положения №407-П формируется архивный файл, в котором содержится файл готового сообщения и файлы вложений к нему. Пользователь подписывает архивный файл и отправляет в ФСФМ.

Замораживание средств и имущества клиентов

Введенная Законом №134-ФЗ практика замораживания средств и имущества клиентов — это настоящий переворот. Во-первых, потому что национальное законодательство наконец-то в этой части приблизилось к международным нормам. Во-вторых, потому что произошли глубокие изменения в технологии работы специалистов финансового мониторинга и прочих участвующих в процессе сотрудников банка.

ЦБ РФ выпустил Указание №3063-У(4), регламентирующее новую технологию. Теперь, если клиент банка обнаружился в перечне террористов ФСФМ либо если уполномоченным органом принято решение заморозить средства и имущество клиента, все его ценности, которыми оперирует банк, должны быть заблокированы: расходные операции с ними прекращаются (кроме гуманитарных). Ранее ничего подобного не делалось, банк всего лишь приостанавливал операцию и запрашивал у ФСФМ разрешение на ее продолжение. Приостановление операций применяется и сейчас, но лишь в случае, если замораживание средств и имущества обнаружилось у бенефициарного владельца или выгодоприобретателя клиента.

Доработки АБС RS-Bank V.6, соответственно, тоже оказались радикальными.

Наиболее впечатляющее изменение произошло в технологии работы с перечнем террористов ФСФМ. Если ранее он импортировался в специальный справочник и в дальнейшем выполнялась сверка с ним всей клиентской базы, занимавшая многие часы и требовавшая ручного разбора результатов, то теперь перечень террористов импортируется непосредственно в Справочник субъектов, причем время импорта и ручная трудоемкость сократились на порядок. Импорт в Справочник субъектов стал необходим в результате того, что теперь с перечнем должны быть сверены не только клиенты, но и бенефициарные владельцы, и выгодоприобретатели, ведущиеся, как мы уже отметили, в этом же Справочнике.

Ну и, конечно, ради чего все это делалось: появилась функциональность замораживания средств и имущества субъекта экономики. Пользователь должен вызвать небольшую особую панель в Справочнике субъектов, указать в ней причину замораживания и реквизиты решения о замораживании, после чего сохранить введенные данные. В этот момент запускается процедура замораживания, которая последовательно опрашивает все прикладные подсистемы на предмет поиска в них любых активов, числящихся за клиентом, отражающих замораживаемые средства и имущество (деньги, ценные бумаги, сейфовые ячейки и пр.). По каждому такому активу выполняются действия, необходимые для прекращения расходных операций, а также создается отдельная запись в списке «Действия по замораживанию» в подсистеме «Финансовый мониторинг». Атрибутика этой записи соответствует установленной Указанием №3063-У (рис. 5).

Рисунок 5. Панель параметров действия по замораживанию средств и имущества клиента

В дальнейшем пользователь — сотрудник подразделения финансового мониторинга вызывает функцию выгрузки вновь созданных записей, которая генерирует по ним файл сообщений установленного формата для передачи в ФСФМ.

Реализована также поддержка регламентированных Указанием № 3063-У проверок на наличие среди клиентов банка организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию. Пользователь в специальном списке может создать запись о результатах выбранной проверки и также выгрузить по ней сообщение установленного формата.

Ни для кого не секрет, что неисполнение законодательства в области финансового мониторинга фактически является сейчас технологической основой кампании по изъятию лицензий у кредитных учреждений, ведущейся Центральным банком РФ. Прорывной характер Федерального закона №134-ФЗ и авральная процедура введения его в действие добавили в ситуацию бодрящую динамику. Все это заставляет банки вкладывать беспрецедентные ресурсы в противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а разработчиков АБС, в том числе нас, разработчиков RS-Bank V.6, всячески усиливать техническую поддержку этого противодействия. Результат очевиден — противодействие возросло.


1. Федеральный закон от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

2. Указание Банка России от 23.08.2013 №3041-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации».

3. Положение Банка России от 2.09. 2013 №407-П «О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов в электронном виде» (и форматы электронных документов к нему).

4. Указание Банка России от 19.09.2013 №3063-У «О порядке информирования кредитными организациями уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества».

Начать дискуссию