/ Светлана Петрова / Известным финансистам - председателям
советов директоров МДМ-банка Андрею Мельниченко и "МЕНАТЕП-СПб" Платону
Лебедеву, возможно, придется оставить свои посты в банках, совладельцами которых
они являются.
Их деловая репутация не удовлетворяет требованиям, которые планирует ввести
Центробанк к руководителям кредитных организаций. Топ-менеджеры банков и даже
члены советов директоров, которые этим требованиям не соответствуют, попадут
в черный список - ЦБ будет добиваться их замены.
Принятые два года назад поправки в банковское законодательство наделили Центробанк
правом устанавливать квалификационные требования не только к менеджерам, но
и к членам совета директоров, в том числе к их "деловой репутации".
ЦБ, впрочем, этим не пользовался - единственным препятствием к членству в совете
директоров была судимость за экономические преступления. Но весной курирующий
банковский надзор первый зампред ЦБ Андрей Козлов предупредил, что ЦБ готовит
инструкцию, в которой подробно сформулирует критерии "профпригодности" топ-менеджеров
и директоров банков, в том числе их деловой репутации.
Вчера ЦБ опубликовал проект положения на своем веб-сайте для обсуждения.
ЦБ собирается применять квалификационные требования к руководителям банков при регистрации и лицензировании кредитных организаций, согласовании кандидатов в топ-менеджеры (члены правления, главные бухгалтеры и их заместители, директора филиалов и др. ) , а также "в порядке контроля" - директоров. Один из критериев оценки, за несоответствие которому ЦБ "может требовать замены руководителя", - деловая репутация. Список репутационных требований к ним довольно широк. В частности, они не должны иметь непогашенную или неснятую судимость за экономические преступления, административные правонарушения в области финансов, налогов, рынка ценных бумаг и предпринимательской деятельности. Поводом для претензий ЦБ также может стать возбужденное уголовное дело, увольнение с предыдущего места работы, например, за "недостаточную квалификацию", разглашение тайны, прогулы или появление на работе в пьяном виде.
Козлов вчера был недоступен для журналистов. Глава банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников считает, что предложения ЦБ отчасти "заменяют азы деловой этики Запада": "Там [руководитель] оказавшийся под судом или обвиняемый в экономических и административных нарушениях обычно подает в отставку, чтобы не нанести урон своему банку. В России таких прецедентов не было".
По его мнению, в нашей стране репутационные требования "не являются лишними, хотя и затрагивают вопросы, относящиеся к компетенции собрания акционеров". Аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова соглашается, что предъявление регулятором репутационных требований соответствует международной практике, но не ожидает от положения ЦБ значительного эффекта. "Человек, не подпадающий под требования ЦБ, может выполнять руководящие функции, но формально числиться на более низкой должности. Такое [в России] практикуется", - говорит Трофимова.
Если бы положение в нынешнем виде действовало сейчас, свои посты пришлось бы оставить нескольким выдающимся российским банкирам. Например, находящемуся под следствием Платону Лебедеву - председателю совета директоров и совладельцу банков "МЕНАТЕП-СПб" и "Траст", входящих в двадцатку крупнейших. Или его коллеге из МДМ-банка (входит в десятку) Андрею Мельниченко, которого ЦБ в январе 2002 г. требовал в месячный срок заменить на посту руководителя Конверсбанка "в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями". А согласно проекту положения должно пройти три года, чтобы человек, которого ЦБ требовал заменить в руководстве банка, мог войти в совет директоров.
В МДМ-банке и в "МЕНАТЕП-СПб" заявили, что к введению репутационных требований ЦБ, в принципе, относятся положительно. "Но применение этих правил в такой деликатной сфере, как репутация, требует не слепого и формального, а индивидуального подхода, так как именно по репутации зачастую и наносились удары в ходе конкурентных войн последнего десятилетия", - говорит представитель МДМ-банка. А управляющий директор банка "МЕНАТЕП-СПб" Игорь Дергунов считает, что репутационные критерии "разумно распространить" на управленцев, но они "излишние" для членов совета директоров. По его мнению, требования к директорам должны регламентироваться кодексом корпоративного управления, а ЦБ надо лишь оставить право давать рекомендации акционерам - ведь только собственники могут решать, кому представлять их интересы в совете.
Начать дискуссию