Маркетплейсы

Отчётность маркетплейсов и селлеров

Маркетплейсы — универсальные интернет-площадки, обычно выступающие в роли посредника между продавцом (селлером) и покупателем. Они осуществляют хранение и доставку товаров, принимают оплату и даже формируют чеки. Какую отчётность сдавать селлерам, реализующим товары через маркетплейс? Какая отчётность предусмотрена для самих торговых площадок? Как система налогообложения влияет на состав отчётности? 
Отчётность маркетплейсов и селлеров
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Отвечаем на самые популярные вопросы об отчётности селлеров и торговых площадок, а также подробно рассказываем про новую форму отчётности в Росстат для маркетплейсов.

Взаимодействие селлеров с маркетплейсами

Многие маркетплейсы, включая лидеров рынка Ozon и Wildberries, заключают с селлерами агентский договор (статья 1005 ГК), в котором прописывают условия сотрудничества. Обычно это оферта, которую продавец принимает при регистрации на торговой площадке и создании личного кабинета.

В рамках агентского договора маркетплейс является агентом, а селлер — принципалом (данные определения применимы даже в том случае, если в самом договоре прописаны не были). Агент получает полномочия на осуществление юридически значимых действий (реклама товаров, сделки с покупателями и т.д.) за особое вознаграждение от принципала — агентскую комиссию. В зависимости от категории товаров, размер комиссии варьируется от 5% до 15%.

Сделки с покупателями могут осуществляться как от имени селлера, так и от имени маркетплейса. Например, первый вариант предусмотрен в агентском договоре Wildberries, а Ozon, наоборот, предпочитает делать продажи от своего имени.

Условия агентского договора оказывают непосредственное влияние на то, как учитываются продажи и составляется бухгалтерская отчётность. 

Бухгалтерский учёт

Маркетплейсы, ведущие продажи от своего имени, сначала выкупают товар у селлеров, а затем продают его конечному потребителю. Они обязаны использовать онлайн-кассу и выдавать чеки покупателям.

Селлеры в таком случае учитывают только тот товар, который продали маркетплейсу, а работать с кассой и формировать чеки им не нужно.

Если маркетплейс находится в позиции посредника, возможны два варианта:

  • торговая площадка осуществляет доставку и выдачу товаров своими силами (курьеры, пункты выдачи) и оформляет кассовый чек;

  • селлер выставляет кассовый чек самостоятельно, а доставку или выдачу осуществляет за свой счёт. 

Кроме того, на учёт продаж влияет система налогообложения, которую применяет продавец (ОСНО, УСН) и форма бизнеса (ООО, ИП, самозанятость). Так, например, предприниматели и самозанятые физлица могут не вести бухучёт и, следовательно, не сдавать финансовую отчётность. Достаточно отразить все операции в Книге учёта доходов и расходов (КУДиР).

Продавцы, применяющие ОСНО (общая система налогообложения), могут принимать НДС (налог на добавленную стоимость) к вычету в составе комиссий маркетплейсу. Для этого понадобятся сведения об НДС в составе проданных товаров, которые торговая площадка отражает в УПД (универсальный передаточный документ) или счетах-фактурах после продаж. Некоторые маркетплейсы самостоятельно удерживают агентские комиссии и перечисляют селлеру деньги за вычетом своего вознаграждения.

Бухгалтерский учёт на УСН (упрощённая система налогообложения) отличается особенностями работы с НДС. Выделять этот налог не нужно, поскольку принять его к вычету в дальнейшем упрощенец не сможет. По закону доходом на УСН считается вся стоимость товара, даже если маркетплейс удерживает агентскую комиссию.

ПСН (патентная система налогообложения) неприменима в интернет-торговле (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК). Если селлер осуществляет свою деятельность на патенте, но хочет сотрудничать с маркетплейсом, ему придётся либо перейти на УСН, либо совместить ПНС с упрощёнкой.

Налоговая отчётность

При осуществлении продажи через маркетплейс, уплата налогов и сдача соответствующей отчётности происходит по общим правилам. Так, на ОСНО все компании должны платить налог на прибыль и сдавать декларацию по нему, а предприниматели — облагать свои доходы НДФЛ и отчитываться об этом в ФНС. То же относиться к декларации по НДС, обязательной для всех, кто ведёт торговлю на общей системе налогообложения.

Для упрощенцев предусмотрена своя налоговая отчётность — декларации по УСН, уведомления об исчисленных суммах и т.д. Ниже в таблице представлены основные формы налоговой отчётности селлеров и маркетплейсов с учётом разных систем налогообложения:

Форма отчётности

Сроки сдачи

Декларация по УСН

Организации — до 25 марта года, следующего за отчётным;

Предприниматели — до 25 апреля года, следующего за отчётным;

Уведомление об исчисленных суммах либо платёжное поручение (для УСН)

До 25 числа того месяца, в котором происходит платёж;

Декларация по налогу на добавленную стоимость (НДС)

До 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом;

Декларация по налогу на прибыль

До 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом:
Годовая декларация — до 25 марта года, следующего за отчётным

Декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ с доходов ИП на ОСНО)

До 30 апреля года, следующего за отчётным.

Статформа: что это такое и как правильно оформить

Крупные российские маркетплейсы могут осуществлять реализацию товаров не только в РФ, но и на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По состоянию на 2023 год в него входят пять стран: Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия.

Если селлер продал свой товар гражданам ЕАЭС за пределами РФ, он обязан отчитаться об этом в Федеральную таможенную службу (ФТС), заполнив специальную статистическую форму учёта перемещения товаров. Данное правило касается всех юридических и физических лиц, в том числе предпринимателей и самозанятых. 

Порядок составления и представления статформы утверждён постановлением Правительства от 19.06.2020 № 891. Согласно документу, отчитываться перед ФТС должен тот, кто считается собственником товара в момент продажи конечному потребителю. Здесь ключевую роль играет агентский договор, который селлер заключил с маркетплейсом. Если торговая площадка является посредником, то отчитаться в таможню — задача продавца. Если маркетплейс выкупает товар у селлера и продаёт его от своего имени, то должен взять ответственность за сдачу статформы на себя.

Сдавать статформу нужно каждый месяц с 1 по 10 рабочий день, включая в отчёт все товары, проданные за предыдущий месяц, даже те, по которым был оформлен возврат. Количество товара или его стоимость не влияют на порядок заполнения формы: даже если в ЕАЭС была продана всего лишь одна позиция на сумму менее 100 рублей, отчитаться всё равно нужно. 

При заполнении важно помнить о следующих правилах:

  • Форма может быть заполнена и сдана только в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Это можно сделать на сайте таможенной службы через личный кабинет, либо через оператора электронного документооборота.

  • По каждой стране необходимо заполнять отдельную статформу.

  • В один бланк можно включить до 999 позиций, каждая из которых имеет уникальный код ТН ВЭД. Если товарных позиций было 1000 и более за месяц, то нужно будет оформить минимум два отчёта.

За нарушение порядка предоставления статформы в ФТС предусмотрены штрафы по статье 19.7.13 КоАП:

  • для юридических лиц и ИП — от 20 до 50 тыс. рублей (за первое нарушение), от 50 до 100 тыс. рублей (за повторное нарушение);

  • для должностных лиц — от 10 до 15 тыс. рублей и от 20 до 30 тыс. рублей соответственно.

Кто должен сдавать отчёт по новой форме №1-маркетплейс

Приказом Росстата от 19.09.2023 № 444 была утверждена новая годовая форма статистической отчётности — № 1-маркетплейс (краткая) «Опросный лист обследования деятельности маркетплейсов». 

Данный отчёт ежегодно должны представлять в Росстат организации, являющиеся владельцами агрегаторов информации о товарах и услугах (исключение — субъекты МСП).

Перечень таких организаций приведён в Приложении Приказа. Сдавать отчёт нужно в промежуток со 2 по 30 октября того года, что следует за отчётным. 

В отчёте необходимо отражать следующие данные:

  • общие сведения о маркетплейсе;

  • информация о филиалах и распределении оборотов розничной торговли;

  • данные о способах доставки товаров покупателям;

  • перечень продавцов (селлеров), с которыми сотрудничает маркетплейс.

Сдавать отчётность вовремя и без ошибок легко с сервисами «Астрал Отчёт 4.5», «Астрал Отчёт 5.0» и «1С-Отчётность» от «Калуга Астрал». Здесь реализованы удобные решения для работы с электронной отчётностью различных видов: бухгалтерской, налоговой, статистической. Каждый из сервисов обладает функциями отслеживания актуальных форм отчётности и их проверки в процессе заполнения.

Сервисы ГК «Астрал» для бизнеса

Экосистема клиентского сервиса под любые потребности бизнеса

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Реклама: ООО «АСТРАЛ-СОФТ», ИНН: 4027145240, erid: LjN8KMDaQ

Информации об авторе

Твой ключ к маркетплейсам

Ozon & Wildberries

Понятный учет

Автоматизация

Налоги

Стабильный рост

7 500 ₽ 16 350 ₽

Скидка 54% — только сегодня

Начать курс

Начать дискуссию


Похожие материалы

АУСН

ТПП хочет разрешить применять АУСН компаниям с обособленными подразделениями

Если у компании есть склад, филиал или хотя бы одно рабочее место не по адресу регистрации, то это не повод лишать предпринимателей права на АУСН.

Инвесторам для налоговых льгот засчитают период владения ценными бумагами, когда компания была иностранной

Если инвестор держал в портфеле акции иностранного холдинга, который потом стал экономически значимой организацией в РФ, он сможет получить налоговую льготу при продаже этих ценных бумаг. Срок три года будет включать период владения иностранными активами.

Лицензирование

Компании, которые используют этанол, обяжут получать лицензии на фармацевтическую деятельность

Власти могут обязать бизнес платить госпошлину за фармлицензию, если предприятие работает с медицинским препаратом «Этанол».

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На IT-решениях для доступа к налоговому мониторингу заработают больше 22 млрд рублей

Компании на подключение к налоговому мониторингу уже потратили порядка 6 млрд рублей, а к 2030 году рынок может вырасти в четыре раза.

Ипотека

Банки перестанут завышать ставки по ипотеке до 100%

С 1 апреля 2025 года завершится мораторий, связанный с полной стоимостью кредитов. Банки будут наказывать за превышение ПСК более чем на треть от среднерыночных значений.

Итоги контрольной деятельности ФНС в 2024

За десять лет количество выездных проверок снизилось в десять раз. Основное снижение числа пришлось на 2015-2019 годы, и далее число проверок стало снижаться более медленными темпами.

Итоги контрольной деятельности ФНС в 2024
skazka2818
Зарплата

Зарплата наемным на ООО которое деятельность пока неведёт, т.к.нет лицензии пока

Добрый вечер, коллеги! Зарегистрировали ООО , деятельность пока не ведём , так как ещё не получили лицензию. Людей наемных по ТД приняли, так как получали ключи...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый вечер.

Если сотрудники не находятся в отпусках за свой счет, то вы обязаны выплачивать им зарплату или оплачивать простой из-за отсутствия...

Читать полностью

Можно ли не выдавать копию карточки Т-2?

Отказ нанимателя в выдаче сотруднику копии карточки Т-2 (если сотрудник подал такое заявление) неправомерен.

Налоговики запросили документы, а их нет: что делать — инструкция от эксперта

Зачастую в ходе проверок ФНС и ее органы обращается к компаниям за документами, которых у предпринимателей может и не быть по разным причинам. Что в таком случае ответить инспектору, рассказали на конференции «Клерка».

Специалист по налогам рассказал, когда ФНС запросит документы у бизнеса

Если налоговики не указали в требовании, какие ошибки и недочеты они выявили в ходе проверки, то такой запрос документов считается незаконным.

Специалист по налогам рассказал, когда ФНС запросит документы у бизнеса
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Ozon будет продавать авто с пробегом, пользователям iPhone рекомендуют загрузить обновление, а e-Neva не будут производить на экс-заводе Toyota

Подготовили обзор главных событий дня — 13 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

VII Всероссийская бухгалтерская конференция «БухВесна-2025». Дмитрий Ряховский: рекомендую не играть в прятки с зарплатой

Участники собираются, спикеры волнуются, мы сами, как в первый раз в первый класс. Ведущие невероятно красивые))) Буду вам рассказывать, что интересного происходит на конференции, следите в течение дня за этим постом.

VII Всероссийская бухгалтерская конференция «БухВесна-2025». Дмитрий Ряховский: рекомендую не играть в прятки с зарплатой
11
Обучение для бухгалтеров

Три главных расчета: что нужно выплатить сотруднику при увольнении

В день увольнения работодатель должен провести полный расчет и выдать сотруднику положенные ему средства. Рассказываем, что и в каком объеме надо выплатить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

ОНА и ОНО поменялись из-за возросшего налога на прибыль. 📈«Ночной бухгалтер» № 1890

Повысилась ставка налога на прибыль до 25%, а отложенные активы и обязательства по ПБУ 18 были начислены по ставке 20% Надо их пересчитать, пока отчетность не сдана.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Самозанятые

Эксперт привел законные способы снижения налоговых рисков при работе с самозанятыми и ИП

Лучше заранее подготовить обоснование начала сотрудничества и договорных отношений с конкретным самозанятым или ИП.

💎Прямой репортаж с VII Всероссийской бухгалтерской конференции «Клерка» «БУХВЕСНА-2025»

Наконец-то! Более 250 бухгалтеров в зале и более 500 пользователей онлайн собрались на седьмой конференции «Клерка». В этом посте мы публикуем прямой репортаж с фото и интересными моментами с мероприятия. В посте будут эксклюзивные скрины из презентаций, а также цитаты и тезисы из выступлений. Добавляйте пост в избранное!

💎Прямой репортаж с VII Всероссийской бухгалтерской конференции «Клерка» «БУХВЕСНА-2025»
14
Самозанятые

Топ ошибок при заключении договоров с самозанятыми и ИП

Заключение договоров с плательщиками налога на профессиональный доход и предпринимателями априори несет повышенные налоговые риски доначислений и/или переквалификации отношений сторон.

Топ ошибок при заключении договоров с самозанятыми и ИП

Подтверждать полномочия B2B могут не только доверенности

В целом полномочия представителей компаний регламентирует соглашение сторон и нормы ГК РФ.

При использовании электронной подписи руководителя есть преимущества и очевидные недостатки

При использовании электронной подписи единоличного директора-учредителя вся ответственность лежит на ее владельце.

При использовании электронной подписи руководителя есть преимущества и очевидные недостатки
Самозанятые

Можно ли в договоре с самозанятым указать почасовую оплату

Компании все чаще привлекают внештатных исполнителей для выполнения краткосрочных задач. Возникает вопрос, как упростить ведение документации и не подписывать много договоров. Рассмотрим, законно ли заказчику оформить с самозанятыми договор с почасовой оплатой и как его составить, чтобы налоговики не посчитали это трудовыми отношениями.

Можно ли в договоре с самозанятым указать почасовую оплату

Интересные материалы

Налог на прибыль

Эксперт привела примеры расчета налога на прибыль и чистой прибыли для отчета о финрезультатах

В отчете о финансовых результатах отражают в том числе чистую прибыль, которая зависит от расхода по налогу на прибыль.