Сейчас существует много компаний, реализующих возможности использования электронного документооборота. Но пользуются этим способом далеко не все бизнесмены. Почему? С чем это связано?
Мы решили поразмышлять на эту тему.
Почему ЭДО не идет в массы?
Причина может быть в плохой реализации самой идеи ЭДО? Можем с уверенностью сказать, что нет! В своей работе мы плотно работаем со всевозможными сервисами и на собственном опыте и опыте наших клиентов знаем, как удобно работать с такими продуктами как Диадок, СБИС, Калуга Астрал и др. Эти компании сделали вполне приличные решения, которыми удобно пользоваться:
- легко создавать документы;
- легко передавать их контрагенту;
- хорошая системы уведомления и анализа массива документов;
- открытое API для интеграции с другими системами.
Отдельно отметим, что каких-либо сбоев программ ЭДО у нас не происходило, все работает стабильно (если у вас что-то случалось, расскажите об этом в комментариях).
Мы видим, как минимум, следующие причины:
- Электронная подпись. Многих предпринимателей останавливает стоимость и сроки ее оформления. Но даже если она есть, то воспользоваться ей получится далеко не на всех устройствах! Плюс к этому требуются специальные программы для ее использования (ВипНет, КриптоПро).
- Отсутствие возможности обменяться документами на месте. Например, приехал экспедитор с товаром на склад, передает его представителю покупателя. Им нужно подписать документ, который подтвердит, что экспедитор товар передал, а покупатель товар получил. С помощью современных систем “на ногах” это сделать не представляется возможным.
- Обслуживание программ стоит денег. Не всем предпринимателям это выгодно. Если за год он отправляет порядка 6-10 документов, то зачем ему все это? Ему проще подготовить бумажный вариант документа и сделать по старинке.
Как это должно работать
Мы поделимся своим видением того, как должен быть организован электронный документооборот, чтобы он помогал бизнесу.
Сразу стоит сказать, что в этом вопросе (с нашей, бухгалтерской точки зрения), первостепенную роль должно играть государство, которое создаст единый data-центр с единым стандартом и интерфейсом (вроде сайта Госуслуг), с открытым API для интеграции с внешними системами, а также простой и легкой формами регистрации и идентификации.
Говоря простым языком: скачал мобильное приложение, залогинился, привязал свою фирму, загрузил документ, выбрал получателя по ИНН/КПП из единого государственного реестра и нажал кнопку “Подписать и отправить”. И все!
Сложно? Частные компании доказали, что в этом нет ничего сложного. Почему бы не отдать им эту разработку? А вот почему. Создание единого ресурса для обмена электронными документами невозможно решить в рамках коммерческого продукта, потому что это монополизация рынка. Выход один - этот вопрос должен решаться исключительно на государственном уровне. Почему не делается? Вопрос риторический.
Чем поможет ЭДО бизнесу
А вот несколько слов о том, какая польза от ЭДО. Мы считаем, что она очевидна для всех участников бизнес-процессов:
- При использовании ЭДО, большая часть проблем с бухгалтерским учетом отходит на второй план, меньше усилий со стороны учетчиков тратится на банальный сбор документов - бухгалтер будет видеть все электронные документы на портале
- Отпадает необходимость в большом количестве операций при работе с бумажными документами: в закупке бумаги, обслуживании оргтехники, хранении документов и т.д. Все эти вопросы ЭДО снимает.
- Отсутствие физического контакта при передаче информации. Для бизнеса это экономит время и расширяет географию контрагентов.
Вот такие размышления на тему электронного документооборота. Если вам есть, что сказать, поделиться своими соображениями - будем рады :-)
Комментарии
71Сейчас введут обязательную маркировку и полетит ✈️
Думаю, что для начала можно сделать следующее:
Сейчас что-то подобное хотят сделать в Казахстане.
При этом статистика может формироваться автоматически, реализация будет реальной ("однодневки" по товарам вообще не смогут "надувать" систему и т.п.) не нужно дополнительно кого-то "кормить" обязательной маркировкой, так как всё будет и так "прозрачно", и да - этим должно заниматься государство, причём на безвозмездной основе, так как оно будет являться основным выгодоприобретателем этой системы.
Вот еще единого классификатора товаров и услуг не хватало! А если я придумал новый товар или услугу, то мне бегать по инстанциям и их регистрировать?! Я еще могу понять классификатор вроде ТНВЭД, но прописывать абсолютно все товары и услуги это очень ресурсоемко и глупо.
Но именно так и будет.
Самое неприятно, что всю информацию о виртуальном складе могут слить конкурентам
Вы серьезно? Вы себе как это представляете, особенно по услугам?
А если в классификаторе товара нет, то его не продавать и/или не покупать?
Согласна, а с запчастями по vin номеру это вабще не представляется возможным!