ЭДО

Почему до сих пор используют бумажные документы? Точка зрения бухгалтера

Сейчас существует много компаний, реализующих возможности использования электронного документооборота. Но пользуются этим способом далеко не все бизнесмены. Почему? С чем это связано?
Почему до сих пор используют бумажные документы? Точка зрения бухгалтера

Сейчас существует много компаний, реализующих возможности использования электронного документооборота. Но пользуются этим способом далеко не все бизнесмены. Почему? С чем это связано?

Мы решили поразмышлять на эту тему.

Почему ЭДО не идет в массы?

Причина может быть в плохой реализации самой идеи ЭДО? Можем с уверенностью сказать, что нет! В своей работе мы плотно работаем со всевозможными сервисами и на собственном опыте и опыте наших клиентов знаем, как удобно работать с такими продуктами как Диадок, СБИС, Калуга Астрал и др. Эти компании сделали вполне приличные решения, которыми удобно пользоваться:

  • легко создавать документы;
  • легко передавать их контрагенту;
  • хорошая системы уведомления и анализа массива документов;
  • открытое API для интеграции с другими системами.

Отдельно отметим, что каких-либо сбоев программ ЭДО у нас не происходило, все работает стабильно (если у вас что-то случалось, расскажите об этом в комментариях).

Мы видим, как минимум, следующие причины:

  1. Электронная подпись. Многих предпринимателей останавливает стоимость и сроки ее оформления. Но даже если она есть, то воспользоваться ей получится далеко не на всех устройствах! Плюс к этому требуются специальные программы для ее использования (ВипНет, КриптоПро).
  2. Отсутствие возможности обменяться документами на месте. Например, приехал экспедитор с товаром на склад, передает его представителю покупателя. Им нужно подписать документ, который подтвердит, что экспедитор товар передал, а покупатель товар получил. С помощью современных систем “на ногах” это сделать не представляется возможным.
  3. Обслуживание программ стоит денег. Не всем предпринимателям это выгодно. Если за год он отправляет порядка 6-10 документов, то зачем ему все это? Ему проще подготовить бумажный вариант документа и сделать по старинке.

Как это должно работать

Мы поделимся своим видением того, как должен быть организован электронный документооборот, чтобы он помогал бизнесу.

Сразу стоит сказать, что в этом вопросе (с нашей, бухгалтерской точки зрения), первостепенную роль должно играть государство, которое создаст единый data-центр с единым стандартом и интерфейсом (вроде сайта Госуслуг), с открытым API для интеграции с внешними системами, а также простой и легкой формами регистрации и идентификации.

Говоря простым языком: скачал мобильное приложение, залогинился, привязал свою фирму, загрузил документ, выбрал получателя по ИНН/КПП из единого государственного реестра и нажал кнопку “Подписать и отправить”. И все!

Сложно? Частные компании доказали, что в этом нет ничего сложного. Почему бы не отдать им эту разработку? А вот почему. Создание единого ресурса для обмена электронными документами невозможно решить в рамках коммерческого продукта, потому что это монополизация рынка. Выход один - этот вопрос должен решаться исключительно на государственном уровне. Почему не делается? Вопрос риторический.

Чем поможет ЭДО бизнесу

А вот несколько слов о том, какая польза от ЭДО. Мы считаем, что она очевидна для всех участников бизнес-процессов:

  1. При использовании ЭДО, большая часть проблем с бухгалтерским учетом отходит на второй план, меньше усилий со стороны учетчиков тратится на банальный сбор документов - бухгалтер будет видеть все электронные документы на портале
  2. Отпадает необходимость в большом количестве операций при работе с бумажными документами: в закупке бумаги, обслуживании оргтехники, хранении документов и т.д. Все эти вопросы ЭДО снимает.
  3. Отсутствие физического контакта при передаче информации. Для бизнеса это экономит время и расширяет географию контрагентов.

Вот такие размышления на тему электронного документооборота. Если вам есть, что сказать, поделиться своими соображениями - будем рады :-)

Информации об авторе

🔍 Узнайте то, чего нет в интернете!

💼 Главбух на УСН
Экспертные лайфхаки и методы, проверенные практикой.
💰 4 200 ₽ 15 950 ₽

📊 Работа с ЭДО
Легко настроите самые используемые системы ЭДО в компании
💰 4 200 ₽ 15 990 ₽

🎓 Профессия бухгалтер с нуля
Секреты профессионалов для старта карьеры.
💰 4 200 ₽ 19 900 ₽

🚀 Знания, которые вы не "нагуглите"! Начните обучение сейчас!

Каталог курсов

Комментарии

71
  • AleSam

    Думаю, что для начала можно сделать следующее:

    1. Ввести единый он-лайн классификатор материалов, товаров, работ, услуг с едиными требованиями к заполнению и наименованиям, тем самым уйдёт проблема множественности наименований и путаница в них.
    2. Ввести единый электронный УПД, который заполнятся только из единого классификатора и может быть загружен в бухгалтерскую программу, кроме того может быть автоматически сформирована декларация по НДС (если подгружать ещё авансы).
    3. Ввести единый виртуальный склад предприятия, на котором бы эти материалы и товары учитывались в режиме он-лайн с оформлением электронных документов (подписание может быть через смартфон (NFC) или чип-карты непосредственно в месте совершения операций, в том числе у сторонних предприятий и организаций, документы из которого могут быть также выгружены в бухгалтерскую программу, тут же может решиться проблема со статистически сбором данных по реализации и товародвижению вообще.

    Сейчас что-то подобное хотят сделать в Казахстане.

    При этом статистика может формироваться автоматически, реализация будет реальной ("однодневки" по товарам вообще не смогут "надувать" систему и т.п.) не нужно дополнительно кого-то "кормить" обязательной маркировкой, так как всё будет и так "прозрачно", и да - этим должно заниматься государство, причём на безвозмездной основе, так как оно будет являться основным выгодоприобретателем этой системы.

    • Илья

      Вот еще единого классификатора товаров и услуг не хватало! А если я придумал новый товар или услугу, то мне бегать по инстанциям и их регистрировать?! Я еще могу понять классификатор вроде ТНВЭД, но прописывать абсолютно все товары и услуги это очень ресурсоемко и глупо.

  • Над.
    Ввести единый он-лайн классификатор материалов, товаров, работ, услуг

    Вы серьезно? Вы себе как это представляете, особенно по услугам?

    Ввести единый электронный УПД, который заполнятся только из единого классификатора

    А если в классификаторе товара нет, то его не продавать и/или не покупать?

    • stichh

      Согласна, а с запчастями по vin номеру это вабще не представляется возможным!


Похожие материалы

Трудовое право

С 1 марта наставникам положена доплата

Вступил в силу разработанный депутатами и сенаторами закон от 09.11.2024 № 381-ФЗ с изменениями в ТК РФ, который урегулировал труд работников, выполняющих функции наставников.

8
Увольнение

👍 С 01.03.2025 при увольнении неиспользованные отгулы точно оплатят

1 марта вступил в силу разработанный Правительством закон от 30.09.2024 № 339-ФЗ с изменениями в ТК РФ об оплате неиспользованных дней отдыха при увольнении работника.

Банки

Экс-президент банка «Открытие» стал банкротом

Суд удовлетворил заявление банка «Траст» о признании Рубена Аганбегяна банкротом. Бывший президент «Открытия» не выполнил соглашение о взыскании убытков.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Миграционный учет

🌏 Трудовых мигрантов будут искать в новых странах

Чтобы удовлетворить запросы работодателей, Минэкономразвития рассмотрит новые страны для привлечения мигрантов.

КоАП РФ

За продажу энергетиков детям оштрафуют на 500 тысяч рублей

В КоАП появится новая статья, по которой начнут штрафовать за нарушение правил продажи безалкогольных энергетических напитков.

НДФЛ

Порядок расчета НДФЛ с матвыгоды по займам, если ставка по договору меняется

Минфин уточнил нюанс определения налоговой базы по НДФЛ при получении дохода в виде материальной выгоды от пользования заемными (кредитными) средствами.

Продажа недвижимости после закрытия ИП

Добрый день!

Недвижимость (жилая,квартира) продана через 20 дней после закрытия ИП. Могут ли доначислить

Налог по УСН(6%) ?

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Поправок очень много, я не очень понимаю о какой именно вы пишете.

Но с 2019 года как раз в п.17.1 ст.217 НК как раз добавили вот это

(за исключением...

Читать полностью
Налог на прибыль

Налоговые последствия прямого владения акциями ЭЗО для иностранных лиц: позиция Минфина

Получение иностранными лицами прав на прямое владение акциями экономически значимых организаций (ЭЗО) не приводит к возникновению налогооблагаемого дохода.

Соцфонд массово рассылает требования по долгам за прошлые годы и судится с «неплательщиками». Цена вопроса — копейки. 💰«Ночной бухгалтер» № 1883

СФР стал присылать требования об уплате долгов за прошлые годы. Причем долги и пени в письмах просто смешные, в несколько рублей или даже копеек. Бухгалтеры возмущаются, потому что многие из них ранее сверялись с Фондом и никаких долгов по сверке не было.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: спама стало в 2,5 раза меньше, в компании «Ароматный мир» корпоративный конфликт, а россияне потратят на цветы 2,3 тысячи

Подготовили обзор главных событий дня — 4 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

НДФЛ

Продажа квартиры по ДДУ: с какого момента считать 5 лет для освобождения от НДФЛ

Минимальный срок владения недвижимостью при продаже зависит от способа ее приобретения. Для дольщиков ключевой датой является не регистрация собственности, а выполнение финансовых обязательств по договору.

Самозанятые

🍅🍆 ФНС объяснила, может ли самозанятый торговать овощами со своего участка

Самозанятые имеют право торговать на рынке товарами собственного производства, в том числе овощами.

Обучение для бухгалтеров

Что меняется в воинском учете в 2025 году? Подготовьтесь к работе на обновленном курсе

Наступила весна, а значит, не за горами весенний призыв. Сейчас самое время изучить все нововведения 2024 и 2025 гг., исправить старые ошибки и подготовиться к новой кампании. Чтобы помочь вам в этом, мы обновили наш курс «Воинский учет в организации» и добавили новые уроки по работе с электронным реестром воинского учета и ведению учета в 1С.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

В алкомаркетах начнутся выездные обследования по новым критериям

Росалкогольтабакконтроль будет проверять компании, которые хотя бы раз в течение года нарушали требования по продаже алкоголя.

Воинский учет

Пока есть три способа уведомить военкомат о новом сотруднике

При приеме на работу сотрудника с военным билетом работодатель должен направить сведения в военный комиссариат заказным письмом или через курьера.

Интернет и IT

Минцифры: прямой ущерб от действий киберпреступников составил 160 млрд рублей

Число киберпреступлений за год выросло на 34,8%. В основном злоумышленники занимались мошенничеством в сети и кражей денег.

1
Взносы в СФР

💌 СФР шлет требования на копеечные пени

Многие компании и ИП столкнулись с парадоксом: СФР массово направляет им требования об уплате пеней в размере даже менее 1 рубля. При этом большинство ранее успешно проходили сверки с фондом и не получали претензий.

Социальный вычет

За оплату путевок в детские лагеря будет можно получить налоговый вычет

В Госдуме хотят предоставлять социальный налоговый вычет по НДФЛ при покупке ребенку путевки в образовательный или оздоровительный лагерь.

Чеки

ФНС дала рекомендации по выдаче чеков и применению ККТ в общепите с 1 марта 2025 года

С 1 марта 2025 года вступят в силу новые правила передачи кассового чека (БСО) клиенту и применения ККТ.

Какой штраф грозит за опоздание со сдачей бухотчетности

Срок сдачи бухгалтерской отчетности за 2024 год – до 31 марта 2025 года включительно.

Интересные материалы

УСН

Региональные УФНС проверят бизнес на УСН на предмет фиктивной миграции

Предусмотренные НК преференции в виде минимальных налоговых ставок по УСН в отдельных регионах привели к массовой миграции упрощенцев.