ЭДО

Почему до сих пор используют бумажные документы? Точка зрения бухгалтера

Сейчас существует много компаний, реализующих возможности использования электронного документооборота. Но пользуются этим способом далеко не все бизнесмены. Почему? С чем это связано?
Почему до сих пор используют бумажные документы? Точка зрения бухгалтера

Сейчас существует много компаний, реализующих возможности использования электронного документооборота. Но пользуются этим способом далеко не все бизнесмены. Почему? С чем это связано?

Мы решили поразмышлять на эту тему.

Почему ЭДО не идет в массы?

Причина может быть в плохой реализации самой идеи ЭДО? Можем с уверенностью сказать, что нет! В своей работе мы плотно работаем со всевозможными сервисами и на собственном опыте и опыте наших клиентов знаем, как удобно работать с такими продуктами как Диадок, СБИС, Калуга Астрал и др. Эти компании сделали вполне приличные решения, которыми удобно пользоваться:

  • легко создавать документы;
  • легко передавать их контрагенту;
  • хорошая системы уведомления и анализа массива документов;
  • открытое API для интеграции с другими системами.

Отдельно отметим, что каких-либо сбоев программ ЭДО у нас не происходило, все работает стабильно (если у вас что-то случалось, расскажите об этом в комментариях).

Мы видим, как минимум, следующие причины:

  1. Электронная подпись. Многих предпринимателей останавливает стоимость и сроки ее оформления. Но даже если она есть, то воспользоваться ей получится далеко не на всех устройствах! Плюс к этому требуются специальные программы для ее использования (ВипНет, КриптоПро).
  2. Отсутствие возможности обменяться документами на месте. Например, приехал экспедитор с товаром на склад, передает его представителю покупателя. Им нужно подписать документ, который подтвердит, что экспедитор товар передал, а покупатель товар получил. С помощью современных систем “на ногах” это сделать не представляется возможным.
  3. Обслуживание программ стоит денег. Не всем предпринимателям это выгодно. Если за год он отправляет порядка 6-10 документов, то зачем ему все это? Ему проще подготовить бумажный вариант документа и сделать по старинке.

Как это должно работать

Мы поделимся своим видением того, как должен быть организован электронный документооборот, чтобы он помогал бизнесу.

Сразу стоит сказать, что в этом вопросе (с нашей, бухгалтерской точки зрения), первостепенную роль должно играть государство, которое создаст единый data-центр с единым стандартом и интерфейсом (вроде сайта Госуслуг), с открытым API для интеграции с внешними системами, а также простой и легкой формами регистрации и идентификации.

Говоря простым языком: скачал мобильное приложение, залогинился, привязал свою фирму, загрузил документ, выбрал получателя по ИНН/КПП из единого государственного реестра и нажал кнопку “Подписать и отправить”. И все!

Сложно? Частные компании доказали, что в этом нет ничего сложного. Почему бы не отдать им эту разработку? А вот почему. Создание единого ресурса для обмена электронными документами невозможно решить в рамках коммерческого продукта, потому что это монополизация рынка. Выход один - этот вопрос должен решаться исключительно на государственном уровне. Почему не делается? Вопрос риторический.

Чем поможет ЭДО бизнесу

А вот несколько слов о том, какая польза от ЭДО. Мы считаем, что она очевидна для всех участников бизнес-процессов:

  1. При использовании ЭДО, большая часть проблем с бухгалтерским учетом отходит на второй план, меньше усилий со стороны учетчиков тратится на банальный сбор документов - бухгалтер будет видеть все электронные документы на портале
  2. Отпадает необходимость в большом количестве операций при работе с бумажными документами: в закупке бумаги, обслуживании оргтехники, хранении документов и т.д. Все эти вопросы ЭДО снимает.
  3. Отсутствие физического контакта при передаче информации. Для бизнеса это экономит время и расширяет географию контрагентов.

Вот такие размышления на тему электронного документооборота. Если вам есть, что сказать, поделиться своими соображениями - будем рады :-)

Комментарии

71
  • AleSam

    Думаю, что для начала можно сделать следующее:

    1. Ввести единый он-лайн классификатор материалов, товаров, работ, услуг с едиными требованиями к заполнению и наименованиям, тем самым уйдёт проблема множественности наименований и путаница в них.
    2. Ввести единый электронный УПД, который заполнятся только из единого классификатора и может быть загружен в бухгалтерскую программу, кроме того может быть автоматически сформирована декларация по НДС (если подгружать ещё авансы).
    3. Ввести единый виртуальный склад предприятия, на котором бы эти материалы и товары учитывались в режиме он-лайн с оформлением электронных документов (подписание может быть через смартфон (NFC) или чип-карты непосредственно в месте совершения операций, в том числе у сторонних предприятий и организаций, документы из которого могут быть также выгружены в бухгалтерскую программу, тут же может решиться проблема со статистически сбором данных по реализации и товародвижению вообще.

    Сейчас что-то подобное хотят сделать в Казахстане.

    При этом статистика может формироваться автоматически, реализация будет реальной ("однодневки" по товарам вообще не смогут "надувать" систему и т.п.) не нужно дополнительно кого-то "кормить" обязательной маркировкой, так как всё будет и так "прозрачно", и да - этим должно заниматься государство, причём на безвозмездной основе, так как оно будет являться основным выгодоприобретателем этой системы.

    • Илья_Бирюлин

      Вот еще единого классификатора товаров и услуг не хватало! А если я придумал новый товар или услугу, то мне бегать по инстанциям и их регистрировать?! Я еще могу понять классификатор вроде ТНВЭД, но прописывать абсолютно все товары и услуги это очень ресурсоемко и глупо.

      • yp

        Но именно так и будет.

        Самое неприятно, что всю информацию о виртуальном складе могут слить конкурентам

  • Над. К
    Ввести единый он-лайн классификатор материалов, товаров, работ, услуг

    Вы серьезно? Вы себе как это представляете, особенно по услугам?

    Ввести единый электронный УПД, который заполнятся только из единого классификатора

    А если в классификаторе товара нет, то его не продавать и/или не покупать?

    • stichh

      Согласна, а с запчастями по vin номеру это вабще не представляется возможным!