Как выбрать аутсорсера: почему компании бегут от онлайн-сервисов и фриланса

Есть ли бизнес, который за все время существования не менял штатного бухгалтера или обслуживающую организацию? То специалист разочарует, то цена слишком высокая, то подготовка первички за отдельные деньги, а то и под штрафы подведут.
Как выбрать аутсорсера: почему компании бегут от онлайн-сервисов и фриланса

Есть ли бизнес, который за все время существования не менял штатного бухгалтера или обслуживающую организацию? То специалист разочарует, то цена слишком высокая, то подготовка первички за отдельные деньги, а то и под штрафы подведут.

Чем особенно не угодили предпринимателям различные сервисы и аутсорсеры? Давайте посмотрим.

Какие варианты предлагает рынок

Основная задача, которую озвучивает большинство руководителей: сам не хочу вести бухгалтерию, не желаю возиться с первичкой и отчетами, не собираюсь разбираться с актами сверки и прочее.

Директор хочет управлять и зарабатывать. И чтобы у него было на это время, нанимает бухгалтера или стороннего исполнителя для ведения учета.

Благо, закон о бухучете позволяет (см. п. 3 статьи 7 закона № 402-ФЗ).

Причем услуги бухгалтера нужны как малому бизнесу, а это ИП или юрлицо на спецрежиме без «отягчающих» обстоятельств (импорт, НДС и т. п.) с небольшим штатом сотрудников или даже без них, так и крупному — холдингам, группам компаний, торговым сетям и т. д.

Итак, какие же у бизнеса есть варианты (штатного бухгалтера не рассматриваем, его функционал давно известен):

  • Фрилансер-бухгалтер на «удаленке». Популярная, традиционная форма. Схема работы проста и незамысловата: в офисе не появляется (почти), первичку получает по электронной почте или прямо на дом, сдает отчетность.
  • Автоматизированный сервис. В последнее время банки активно предлагают клиентам такой вариант, их заинтересованность в этом понятна — это возможность привлечь больше клиентов из малого бизнеса. Учет упрощенный подходит скорее ИП на УСН или патенте
  • Обычная аутсорсинговая компания. Схема работы: клиент привозит документы, аутсорсеры их вносят в свою программу. Один специалист ведет от 10 до 100 компаний (зависит от специфики и объема, нулевок и больше может быть). Если повезет, клиенту «вручается» личный менеджер, а он уже распределяет нагрузку по бухгалтерам. Отчеты сдают сами.
  • Настоящий аутсорс. Редкое явление на рынке. Его услуги не ограничиваются только бухгалтерским учетом, сотрудники регулярно проходят обучение, упор сделан на автоматизацию рабочих процессов. За компанией-клиентом сразу закрепляют одного специалиста, чтобы каждый раз, обращаясь к аутсорсеру, ему не приходилось с нуля объяснять — в чем вопрос.

Ну и начинаем наш топ «Разочарование года».

Чем разочаровывает бухгалтер — фрилансер

Трудно найти надежного человека. Даже если конкретный бухгалтер верой и правдой служит вашему лучшему другу вот уже три года (5, 10, 15 лет — нужное подчеркнуть), не факт, что вы с ним сработаетесь.

Сейчас рискуем получить недовольство читателей, но надо признать — не полностью загруженный фрилансер имеет обыкновение работать не только с вами, а еще с несколькими клиентами. Поэтому на 100% внимание можно не рассчитывать.

Мало того, ФНС немало способствует тому, чтобы бухгалтеры искали подработки, особенно самозанятые, которые сейчас так популярны. В письме № АБ-4-20/13183@ от 16.09.2021 налоговики определили критерии, по которым будут определять не является ли договор с фрилансером фактическим сокрытием трудовых отношений. Попадаете под какой-то один и уже есть повод для сомнений.

Например, если регулярно давать задачи в рамках одного договора, а не заключать на каждый чих отдельный контракт, но разве можно так работать с бухгалтером?

Также один из критериев, который уже является красной тряпкой для быка (т. е. для налоговой) — это отсутствие других заказчиков у исполнителя. Если вы хорошо ему платите или объем работы такой, что больше никого он взять на обслуживание не может — все, вы виноваты, надо было брать в штат и не мучить беднягу. И не важно, что сам самозанятый не хочет оформляться и ему так комфортно.

Итак, риски при работе с частником, даже ведущим официальную деятельность, есть и немалые.

Один из плюсов фриланса, как правило, небольшая стоимость услуг. Конкуренция способствует демпингу. Но следом за низкой ценой идут минусы:

  • нет гарантий профессионализма, компетенция не гарантирована;
  • финансовая ответственность отсутствует;
  • высокий риск человеческого фактора — технических, счетных ошибок;
  • отсутствие контроля (оценить результат работы можно только с помощью внешнего аудита).

Не все фрилансеры могут похвастаться высоким уровнем автоматизации: полноценной учетной программой, ЭДО, электронной отчетностью и т. д. И тут ничего удивительного — бизнес-услуги вещь непостоянная. Сегодня спрос есть, завтра будет спад, а оператору деньги платить надо регулярно.

Что не так с онлайн-сервисами

По отзывам многих пользователей они не решают основной проблемы: нежелания заниматься бухгалтерией. Придется заниматься, вникать в тонкости, а то и данные самостоятельно вносить (а как иначе формировать отчетность).

Бесспорно, при правильном подходе автоматизированный сервис — настоящая находка, потому что существенно упрощает учет, подготовку отчетности и расчет налогов. Но дело в том, что такие сервисы работают с тем бизнесом, который и так особых сложностей в учете не имеет.

Например, чаще всего предлагается перевести на онлайн-обслуживание ИП с УСН «доходы». Нельзя сказать, что это сложный режим. Налог только от доходов, большая часть которых поступает на счет (смотрим выписку) и в кассу (в помощь отчеты онлайн-касс и личный кабинет в ОФД).

Еще один минус — первичка остается на руководителе. На письма налоговиков (а они будут, даже не сомневайтесь) тоже отвечать надо самому. К сожалению, техподдержка не всегда может оперативно ответить на вопрос, который надо решить здесь и сейчас.

И как бы мы не были за автоматизацию, но такие сервисы все-таки носят универсальный характер. Это значит, что учитывать специфику учета, например, в строительстве, медицине или IT он не будет. В лучшем случае — подскажет, что судя по ОКВЭД, у вас может есть льготы по взносам или пониженные ставки по налогам, но определить точно ли это так нужно самостоятельно.

Правильный учет в онлайн-сервисе базируется на изначально корректных настройках.

IAS не выступает против сервисов для бизнеса. Своим клиентам мы предлагаем контактировать с личным бухгалтером и получать информацию о состоянии учета через мобильное приложение. Автоматизированным сервисам пока сложно справляться со многими задачами в бухгалтерии. Необходимы серьезные доработки и усовершенствования, как в техническом, так и в методическом плане.

К слову, разработчики автоматизированных «бухгалтеров» честно говорят о том, что их сервисы не берут на себя все функции живого эксперта. После 6-7 месяцев использования такого электронного помощника приходит осознание, что ...

...стоит вернуться к традиционному аутсорсингу

Традиционный аутсорс в целом похож на вариант работы с бухгалтером-фрилансером, за тем исключением, что вы имеете дело с фирмой.

Это сотрудничество имеет ряд плюсов:

  • у вас есть закрепленный менеджер (но не всегда);
  • компания несет финансовую ответственность за свои действия (ее ответственность, как правило, застрахована);
  • вам могут предложить не только бухгалтерские услуги, а еще и юриста, налогового консультанта, кадровика, специалиста по миграционному учету, бухгалтера-международника (для ВЭД), даже аудитора.

Но на каждый плюс есть минус:

  • Обычный аутсорс берет массовостью — задача привлечь как можно больше клиентов, поэтому за одним специалистом (и мы выше про это уже говорили) могут закрепить десятки компаний.
  • Небольшие компании предпочитают не связываться со страховкой прописывая ограниченную финансовую отчетность в договоре. Например, возмещение пени за просрочку уплаты налога или уплату штрафа (в ограниченном размере), если они возникли по вине аутсорсера.
  • Откроем секрет — часто дополнительные услуги оказывают внештатные специалисты. Держать на окладе таких сотрудников слишком дорого. Каждый раз будут приходить разные люди, каждый будет какое-то время вникать в деятельность компании и задавать вам вопросы (одни и те же). Обучение бухгалтеров не проводится, ведь это тоже деньги, а текучка в таких компаниях высокая. Нет смысла обучать специалиста, который через несколько месяцем «перегорит» или наберется опыта и уйдет на менее стрессовую работу.

Не надо ожидать чего-то сверх того, что может дать бухгалтерии классический аутсорс, чья функция сводится к аккуратному оформлению операций на основе присланных вами документов. В хорошей компании ваш бухгалтер напомнит о необходимости выставления актов или о том, что нет закрывающих документов в оригинале от поставщика, а у вас на носу камералка по возмещению НДС. И опять — если повезет.

Настоящий аутсорс

Тот, кто дерзает занимать топовые места в рейтингах, должен брать на себя все, причем с полной ответственностью (100% финансовой), профессионализмом, доступностью личного бухгалтера 24/7 и прозрачной оплатой.

Подобный суперсервис, помимо идеального ведения бухгалтерского и налогового учета:

  • работает «под ключ» как с исходящей, так и входящей первичкой;
  • берет на себя сверку взаиморасчетов с контрагентами (и акты, и первичку);
  • обеспечивает поддержку во время налоговых проверок, взаимодействует с налоговиками и оказывает юридическое сопровождение;
  • подготовит документы для одобрения важного кредита;
  • подскажет законную возможность оптимизации.

И это не говоря о «мелочах» — формирование платежек, «банк-клиент», подготовка документов и отчетов во все инстанции, расчет зарплаты, взносов, работа по международным стандартам.

Пожалуй, можно утверждать, что это настоящий аутсорс.

Все эти и другие услуги предлагает компания IAS — компания, занимающая место в ТОП 10 в рэнкингах RAEX (4-е место — «Бухгалтерский и налоговый учет», 6-е — «Финансовый консалтинг», 8-е «Аутсорсинг учетных функций»).

Что же не устраивает в этом виде аутсорсинга? Сервис, охватывающий все участки бухгалтерского и налогового учета, это привлекательное решение для бизнеса.

Есть минус — стоимость обслуживания. Действительно отличный сервис не может стоить дешево. В IAS стоимость обслуживания для компаний с оборотом от 25 млн рублей в год начинается от 35 000 рублей в месяц. Достойная цена для достойного сервиса.

Компания IAS

Аутсорсинг бухгалтерии от профессионалов. 30 лет на рынке финансовых услуг

Начать дискуссию

Налоговики РФ и Белоруссии приняли документы о двустороннем сотрудничестве

Ведомства будут совместно улучшать систему администрирования косвенных налогов, а также внедрять электронный документооборот в торговле между РФ и Белоруссией.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🔥Пост на прокачку! В Трибуне теперь можно прокачивать свои статьи

На «Клерке» вышел новый релиз. Наша команда добавила супер опцию для пользователей Трибуну — платное продвижение постов. Расскажем, как это будет работать. Ставьте лайк и забирайте в закладки!

🔥Пост на прокачку! В Трибуне теперь можно прокачивать свои статьи

Как увеличить охват своего блога на Клерке

Если вы хотите продвинуть свой материал в Трибуне, то теперь это легко сделать.

Как увеличить охват своего блога на Клерке
4
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как главному бухгалтеру управлять коллективом? 5 шагов для роста бизнеса

В круговороте поступающих задач и документов управлять командой, не делая работу за всех, и при этом улучшая показатели, — нелегко, но вполне возможно. Новоиспеченные руководители часто сталкиваются со сложностями, не до конца понимая свои обязанности в новой роли, однако есть несколько рекомендаций, как плавно отойти от операционки и начать эффективно управлять коллективом.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как считать отпускные в 2024 году

Многие сотрудники отгуляли положенный отпуск еще весной, большинство в мае, когда была возможность взять от отдыха все — и праздничные, и отпускные. Однако самый главный сезон отпусков еще впереди. Рассказываем, как в режиме завала правильно рассчитать отпускные каждому сотруднику.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Мошенники обходят скоринговые системы банков, используя подставные цифровые личности

Мошенники на базе паспортов умерших людей способны создать цифровой профиль подставного лица для отмывания денег. К этому нужно быть готовым специалистам по скорингу и комплаенсу. Злоумышленникам хватает зачастую ФИО и номера телефона, чтобы похитить деньги.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как выбрать обменник криптовалют: что нужно знать новичку

Опытные криптотрейдеры успешно справляются с покупкой и продажей криптовалют, в отличие от новичков, которые могут столкнуться с мошенниками и потерять деньги. Чтобы избежать этого, важно выбирать только проверенные обменники криптовалют, отвечающие строгим требованиям!

Как выбрать обменник криптовалют: что нужно знать новичку

Печать в трудовом договоре не нужна, вкладыш в ТК можно не вшивать, пять вопросов по штатному расписанию: важные новости для кадровика

Собрали важные для кадровика пояснения Минтруда и Роструда в одном обзоре.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Мотивированные мнения без сомнения

Мотивированные мнения — один из наиболее спорных инструментов в рамках налогового мониторинга, с которым многие связывают свои опасения и нежелание переходить на новый режим взаимодействия с контролирующим органом.

Мотивированные мнения без сомнения

Предпринимателям Оренбургской области продлят сроки уплаты налогов на имущество

Отсрочку на 12 месяцев по уплате налогов получат предприниматели, которые пострадали от паводков.

💬 На сайте «Клерка» заработал новый бесплатный инструмент, полезный всем!

Новый бесплатный сервисный инструмент «Сумма прописью онлайн» на «Клерке» поможет быстро перевести сумму, записанную цифрами, в сумму прописью по всем правилам орфографии русского языка.

Сложные вопросы перехода на ФСБУ 14 и доработки для эффективного перехода на ФСБУ 14 предприятий с большим количеством НМА и РБП

С 2024 года стал обязательным к применению стандарт ФСБУ 14 «Нематериальные активы», утвержденный приказом Минфина от 30.05.2022 № 86н.

Сложные вопросы перехода на ФСБУ 14 и доработки для эффективного перехода на ФСБУ 14 предприятий с большим количеством НМА и РБП
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Цитата дня. Про самозанятых

Налоговый режим для самозанятых не будут менять до 2028 года.

Цитата дня. Про самозанятых

10 привычек финансово успешных людей. Список, который поможет сделать вашу жизнь лучше

Финансовое положение зависит не только от того, кем человек работает и сколько получает. Важно и как он себя ведет: обращается с деньгами, общается с людьми и даже заботится о себе. Рассказываем, какие привычками стоит обзавестись, если вы хотите улучшить свое благосостояние.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Женщинам за рождение детей до 25 лет хотят платить 200 000 рублей

Для улучшения демографической ситуации депутаты предлагают установить единовременные пособия молодым мамам.

Начисление налогов в 1С в 2024 году: что изменилось в условиях ЕНС

С 2024 года в конфигурации «1С:Бухгалтерия 8» действует новый принцип учета расчетов на ЕНС. Что касается самого порядка учета и исчисления налогов или взносов, то он остался прежним. Рассмотрим на конкретных примерах, как сейчас в «1С:Бухгалтерия 8» происходит начисление налогов.

Начисление налогов в 1С в 2024 году: что изменилось в условиях ЕНС

Обзор сервисов по работе с самозанятыми, физлицами и ИП 2024. Поиск исполнителей, документы, проверки, расчеты

В нашем обзоре мы собрали сервисы, которые помогают бизнесу и самозанятым решать все задачи – поиск исполнителей, расчеты, обмен документами, проверка партнеров и т. д. Кроме того, многие из таких площадок работают с обычными физиками и ИП. Так что можно закрыть вопросы сотрудничества с любыми исполнителями.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Почему долги по кредитам и займам не исчезнут сами собой

В трудной финансовой ситуации долги становятся невыносимым бременем. Некоторые надеются, что из-за какого-нибудь технического сбоя или другого счастливого случая запись о кредите исчезнет из базы данных банка и возвращать ничего не придется. Но так бывает только в мечтах. Рассказываем, какими мифами утешают себя должники и как все обстоит на самом деле.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👑 Госдума хочет повысить налоги на роскошь. Надежда на благоразумие региональных властей, говорит эксперт

Регионам планируют дать право участвовать в определении налоговой ставки на дорогостоящую недвижимость и люксовые автомобили.

Интересные материалы

Глава ТПП: от совершенствования налоговой системы должен выиграть честный бизнес

Представители бизнес-сообщества сформулировали свои предложения и замечания по совершенствованию налоговой системы.