Управление персоналом

Искусство делегировать. Как не перегореть, если вы - руководитель

Эмоциональное выгорание - опасный синдром, от которого страдают не только рядовые сотрудники, но зачастую и руководители. В этой статье мы уже рассказывали про то, как бороться с проявлениями синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у работников, а сегодня познакомим вас с одним из главных принципов профилактики для руководителей.
Искусство делегировать. Как не перегореть, если вы - руководитель

Эмоциональное выгорание — опасный синдром, от которого страдают не только рядовые сотрудники, но зачастую и руководители. В этой статье мы уже рассказывали про то, как бороться с проявлениями синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у работников, а сегодня познакомим вас с одним из главных принципов профилактики для руководителей.

В первую очередь, нужно подчеркнуть, что проявления СЭВ у лиц, занимающих руководящие должности, не только опасны для них самих, но и оказывают негативное влияние на работу коллектива в целом. Признаки синдрома эмоционального выгорания у руководителя это:

  • Постоянное ощущение неподъемного груза, который вы тянете на себе;
  • Раздражительность, неудовлетворенность подчиненными, агрессия;
  • Нарушения работы сердечно-сосудистой системы и обострение других проблем со здоровьем;
  • Хроническая нехватка времени, постоянное ощущение, что вы ничего не успеваете;
  • Бессонница, хроническая усталость;
  • Апатия, снижение концентрации, трудности в принятии решений;
  • Ощущение разочарования в работе, обесценивание целей бизнеса.

Делегирование как способ борьбы с выгоранием

Слишком большая ответственность, безусловно, создает сильную эмоциональную нагрузку. Руководитель, отслеживающий все процессы, участвующий во всей цепочке принятия решений, а иногда и выполняющий определенные обязанности самостоятельно, как специалист, не только лишается возможности смотреть на бизнес-процессы «сверху», то есть более глобально, но и постепенно загоняет себя в ловушку эмоционального выгорания.

Если вы поймали себя на том, что тянете большинство рабочих процессов собственными силами, то пора делегировать полномочия. Однако разделять и передавать обязанности нужно грамотно, иначе есть риск попасть в ситуацию, когда вы не уменьшите собственную нагрузку, а лишь возьмете на себя лишние обязанности и ответственность за подчиненных.

Делегирование — это форма разделения труда, которая позволяет повысить его эффективность и дает возможность руководителю думать о глобальных задачах развития бизнеса.

Распространенные ошибки делегирования

Для начала давайте рассмотрим, какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, прибегая к делегированию полномочий:

Перепроверяют и даже переделывают работу за подчиненными. Пожалуй, это самая большая проблема гипер-ответственных руководителей, которым психологически трудно отдать работу подчиненному специалисту. Такие менеджеры уверены, что никто не может сделать работу лучше них самих, а потому рискуют быстро перегореть из-за большой нагрузки и чрезмерной ответственности за результат.

Не умеют объяснять. Как говорится, без внятного ТЗ и результат соответствующий. Поэтому так важно еще на стадии постановки задач грамотно проинструктировать исполнителей, объяснить ожидаемые результаты, сроки и прочие нюансы. Также специалисты рекомендуют всегда уточнять, все ли понятно подчиненным, используя формулировку «Достаточно ли ясно я вам это объяснил?» вместо «Вам все понятно?».

Отдают подчиненным только самые простые, мелкие задачи, а сами берут на себя основную деятельность. Это лишь призрак делегирования, ведь таким образом вы не снимаете с себя задачи, а только увеличиваете ответственность за работу других. Более того, такой подход разрушителен для коллектива — сотрудники не чувствуют своей ценности и не осознают важность выполняемой ими работы.

Как делегировать с умом

Стоит запомнить основополагающее правило: если вы встали на путь делегирования полномочий, идите до конца. Большинство форс-мажорных ситуаций могут и должны быть урегулированы не вашим личным вмешательством, а посредством принятия вами грамотного решения о том, как поступить и как организовать работу коллектива соответствующим образом. Необходимо почувствовать разницу между «Я сделаю все сам» и «Я сам приму единственное верное решение для данной проблемы».

Правила делегирования:

  • Не дробите задачу, а лучше поручите ее одному сотруднику от начала до конца. Это повышает ответственность работника за результат и помогает ему видеть картину в целом. Если такой возможности нет, то организуйте хорошее взаимодействие между сотрудниками, выполняющими части одной большой задачи, и позаботьтесь о том, чтобы общая цель была донесена до каждого;
  • Не поручайте одну и ту же задачу нескольким сотрудникам для «подстраховки». Во-первых, это может привести к серьезной демотивации работников, если ваша предусмотрительность раскроется. Во-вторых, в большинстве случаев это ненужная растрата ресурсов;
  • Расставьте точки над i — объясните каждому подчиненному его полномочия и зону ответственности;
  • Давайте сотрудникам возможность самостоятельно решать проблемы. Вас будет искушать желание ответить на вопрос или даже сделать что-то своими силами, но гораздо дальновиднее будет воспитать в сотрудниках самостоятельность. И что самое важное — это сэкономит вам силы и время;
  • Четко ставьте задачи и оговаривайте сроки. Более того, рекомендуется еще на этапе постановки задач уведомлять сотрудников, что важнее в конкретном случае — качество работы или сдача ее в определенный срок;
  • Распределяйте задачи, учитывая таланты и склонности работников. Это не только сделает работу более эффективной, но и положительно скажется на атмосфере в коллективе;
  • Контролируйте процесс выполнения работ «сверху». Не влезайте в нюансы, а напротив — отслеживайте ход выполнения целиком. Записывайте все сроки, договоренности и прочую информацию, необходимую для контроля процессов;
  • Обязательно поощряйте сотрудников за успехи.

Подведем итоги

Делегировать полномочия вовсе не означает перекинуть на других свои задачи. Делегирование — это мощный инструмент, который убивает разом двух зайцев: помогает организовать рабочие процессы самым оптимальным образом, распределить задачи и ресурсы между сотрудниками так, чтобы повысить эффективность и качество работы; позволяет сэкономить время и силы руководителя, необходимые для решения глобальных задач бизнеса, помогает избежать эмоционального выгорания за счет снятия доли ответственности.

Американский издатель и филантроп Норман Ли Кэнерс говорил: «Если мне нужно оценить качество работы руководителя, то в первую очередь меня интересуют не личные особенности его характера и даже не его профессиональная квалификация, а совсем другое. Я хочу знать только одно — как работают его подчиненные. Когда я вижу перед собой рядовых сотрудников, качество работы которых постоянно улучшается, то я понимаю — они работают под началом хорошего руководителя».

С чего начать? Lexitel рекомендует: делегируйте кадровое делопроизводство профессионалам, чтобы не переживать о проблемах с персоналом и сфокусироваться на бизнесе. Запишитесь на бесплатную консультацию прямо сейчас:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

☀️ Новая бодрящая акция на «Клерке»! Горячий август — охлаждаем скидками на курсы повышения квалификации и профпереподготовки. Старт потока 1 августа

Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН, финансовому менеджменту и зарплате со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

Одностороннее прекращение трудового договора: в каких случаях возможно и как не нарушить процедуру увольнения

Работник может расторгнуть трудовой договор в одностороннем порядке когда угодно, заблаговременно предупредив об этом. Работодатель -- лишь в строго определенных случаях, прямо упомянутых в ТК и федеральных законах. Увольнение в одностороннем порядке по желанию работодателя недопустимо.

Одностороннее прекращение трудового договора: в каких случаях возможно и как не нарушить процедуру увольнения

Инвестиции бизнеса в цифровые технологии выросли на 80%

Объем финансирования передовых отечественных программ превысил 180 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🧊 Горячий август — охлаждаем скидками на курсы повышения квалификации и профпереподготовки! Старт обучения — 1 августа

Новая акция на «Клерке»! Успейте приобрести курсы по работе на УСН, зарплате, применению ФСБУ, финменеджменту и учету на маркетплейсах со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

🧊 Горячий август — охлаждаем скидками на курсы повышения квалификации и профпереподготовки! Старт обучения — 1 августа

ЦБ обнародовал свежие данные по фальшивой наличке

Специалисты нашли больше одной тысячи поддельных 5-тысячных купюр.

Стало известно, сколько стоит одна акция Яндекса на Мосбирже

Объем торгов ценными бумагами МКПАО «Яндекс» уже превысили 6 млрд рублей. Стоимость акций растет на 11,6%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

ИТ-ипотека Шрёдингера. Конец льгот. Москва и Сочи продолжают дорожать. Что произошло с ценами на недвижку за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи — самых дорогих городах России. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел май–июнь. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

ИТ-ипотека Шрёдингера. Конец льгот. Москва и Сочи продолжают дорожать. Что произошло с ценами на недвижку за месяц?

Утренний бухгалтер № 5688. Бизнес возмущен: взносы ИП будут расти на 4 тыс. руб. ежегодно, а базу 300 тыс. менять не планируют

Фиксированный размер страховых взносов, которые ИП платит за себя, в 2025 году вырастет до 53 658 рублей.

Из законопроекта о майнинге уберут ряд запретов

Глава комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев сообщил, что документ примут до конца текущей сессии.

OpenAI объявила о запуске поисковой системы SearchGPT на базе искусственного интеллекта

Разработка SearchGPT ставит OpenAI в прямую конкуренцию с компанией Google, которая также спешит внедрить функции искусственного интеллекта в свою поисковую систему.

Обзоры новостей

Налог на мигрантов, рост налога для жильцов верхних этажей, освобождение от налога иностранных пенсионеров в обзоре

Налоговые события.

Не успеваете составить отчеты и собрались временно сдать нулевки? Будьте осторожны! «Ночной бухгалтер» № 1732

Если бухгалтер не успевает вовремя сформировать правильную отчетность, то может показаться, что хороший вариант — сдать нулевки, а чуть позже отправить уже корректировочные отчеты. Узнали, как будем отдыхать в 2025 году, грозит ли нейросеть стать конкурентом бухгалтеру и что происходит с YouTube.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Пенсии

Законодатели взялись за многодетных отцов-одиночек

Депутаты хотят дать отцам-одиночкам право на досрочную пенсию. Пока что такие привилегии есть только у многодетных матерей, которые самостоятельно занимаются воспитанием детей.

Законопроекты

Россияне смогут установить самозапрет на ставки

Жители страны смогут установить запрет на участие в азартных играх на 4 и 12 месяцев. От таких клиентов букмекеры не смогут принимать ставки и предлагать им фишки в казино.

Маркетинг

Рынок блогосферы восстановился

Большинство рекламных агентств расшили штат сотрудников и повысили зарплаты на 13%.

IT-компании

Как строить карьеру в ИТ через эффективный нетворкинг

Так, нетворкинг — это процесс установления и поддержания профессиональных контактов, который помогает обмениваться знаниями, опытом и ресурсами. Нетворкинг помогает ИТ-специалистам быть в курсе последних новинок, находить интересные проекты и ускорять карьерный рост.

Как строить карьеру в ИТ через эффективный нетворкинг
Импорт

Финансовое сопровождение импортеров стало самой востребованной услугой ВЭД в первом полугодии 2024

Участники внешнеэкономической деятельности выбирают компании с официальным представительством в Китае, чтобы избежать проблем с оплатой поставок.

До конца недели скорость загрузки YouTube на стационарных ПК может снизиться до 40%, а к концу следующей — уже до 70%

Мера затронет только десктопную версию. Мобильную замедлять пока не будут.

2
Бесплатно с ФСБУ Документооборот

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

Кто должен применять ФСБУ 27/2021, какие требования предъявляются к бухгалтерским документам и документообороту, как правильно составить документ и исправить ошибку.

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

Интересные материалы

Реклама

Депутаты выступили против рекламы на запрещенных ресурсах

Ответственность за нарушение закона будут нести и рекламодатели, и распространители сообщений.