Отчетность в СФР

Как заполнить сведения о взносах от несчастных случаев и профзаболеваний в форме ЕФС-1

С 2023 года вместо формы 4-ФСС сдают второй раздел единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как теперь заполнять и подавать сведения о взносах от несчастных случаев и профзаболеваний.
Как заполнить сведения о взносах от несчастных случаев и профзаболеваний в форме ЕФС-1
Иллюстрация: Моё дело

Кто сдаёт сведения о взносах от несчастных случаев и профзаболеваний

Раздел 2 формы ЕФС-1 сдают организации и ИП, которые платят работникам зарплату, а также вознаграждения исполнителям по договорам ГПХ, в которых есть условие о начислении взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.

Организация сдаёт раздел 2 всегда, даже если у неё нет работников, потому что после госрегистрации её в течение трёх рабочих дней автоматически ставят на учёт в СФР в качестве страхователя. Она считается плательщиком взносов от несчастных случаев и профзаболеваний, даже если не платит их.

ИП без работников раздел 2 не сдаёт. Но как только он заключит с физлицом трудовой договор, не позднее следующего рабочего дня по работнику нужно будет подать в СФР сведения о трудовой деятельности (аналог бывшего отчёта СЗВ-ТД). После этого в течение трёх рабочих дней ИП зарегистрируют в качестве страхователя – пп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998. То есть ИП-работодатель станет плательщиком взносов от несчастных случаев и профзаболеваний и ему надо будет сдавать раздел 2 формы ЕФС-1.

Если ИП оформит с физлицом договор ГПХ и пропишет в нём, что на вознаграждение исполнителю начисляются взносы от несчастных случаев и профзаболеваний, встать на учёт в СФР придётся самостоятельно – пп. 4 п. 1 ст. 6 закона № 125-ФЗ. Для этого ИП нужно подать в фонд заявление в течение 30 календарных дней со дня заключения договора ГПХ. Форму заявления по состоянию на начало февраля 2023 года СФР пока не утвердил.

Подарок для наших читателей – запись вебинара по изменениям в бухучёте и налогообложении с 1 января 2023 года. Полтора часа подробного разбора новаций, конкретных примеров и ответов на вопросы!

Спикеры – известные эксперты в бухгалтерии и участники разработки новых ФСБУ:

  • Алексей Иванов – директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».

  • Людмила Архипкина – ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».

    Главные изменения в бухучёте и налогах в 2023 году

    Все новации в одном вебинаре

    Получите бесплатное видео с экспертным обзором!

    Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись

    Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Сроки сдачи сведений о взносах от несчастных случаев и профзаболеваний

Сведения о взносах по несчастным случаям и профзаболеваний в составе формы ЕФС-1 сдают не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.

За какой период сдавать

Крайний срок сдачи

I квартал

25 апреля 2023 года

полугодие

25 июля 2023 года

9 месяцев

25 октября 2023 года

год

25 января 2024 года

Куда и как подавать сведения о взносах от несчастных случаев и профзаболеваний

Отчёт ЕФС-1 сдают в территориальное отделение СФР, в котором организация или ИП стоят на учёте в качестве страхователей. В каком виде отчитываться – зависит от количества застрахованных лиц в отчётном периоде:

  • 11 и более человек – только через интернет с усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП);

  • 10 и менее человек – можно самим решить как подать отчётность: на бумаге или электронно.

К застрахованным лицам относятся работники, с которыми заключены трудовые договоры, а также исполнители по договору ГПХ, если в нём есть условие о начислении работодателем взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.

Инструкция по заполнению сведений о взносах от несчастных случаев и профзаболеваний

Весь раздел 2 формы ЕФС-1 предназначен для сведений о взносах от несчастных случаев и профзаболеваний. Это почти аналог прежнего расчёта 4-ФСС, есть лишь небольшие отличия.

Общие правила

Инструкция по заполнению ЕФС-1 приведена в приложении № 2 к постановлению Правления ПФР № 245п от 31 октября 2022 года.

Если вы заполняете отчёт от руки:

  • пишите печатными буквами ручкой чёрного, фиолетового или синего цвета;

  • не исправляйте ошибки канцелярскими корректорами или подобными средствами;

  • не сокращайте слова.

В разделе 2 три подраздела. Обязательны для заполнения титульный лист, подразделы 2.1 и 2.3. Если нет показателей для подразделов 2.1.1 и 2.2, их не сдают.

Титульный лист

Заполните сведения о страхователе:

  • регистрационный номер, присвоенный вам Пенсионным фондом при постановке на учёт;

  • название организации или полные ФИО ИП;

  • ИНН – в двух последних ячейках прочерки, если в нём десять цифр;

  • КПП – только для организаций;

  • основной ОКВЭД – тот, который организации подтверждают в СФР, а ИП берут из ЕГРИП;

  • ОГРН – для организаций, в первых двух ячейках нули;

  • ОГРНИП – для ИП;

  • номер телефона без пропусков, скобок и тире;

  • адрес электронной почты.

Укажите должность того, кто подписывает отчёт, а в расшифровке подписи поставьте его полные ФИО. Бумажный отчёт заверьте печатью, если она есть.

Раздел 2

Заполните общую информацию:

  • номер корректировки – «000», то есть исходная форма отчёта;

  • код отчётного или расчётного периода – «03», «06», «09» или «12»;

  • календарный год – тот, за который сдаёте отчёт;

  • прекращение деятельности – буква «Л», если заполняете раздел 2 при ликвидации организации или закрытии ИП;

  • среднесписочная численность работников – посчитайте её с начала года по указаниям Росстата № 872 от 30 ноября 2022 года;

  • численность всех застрахованных от несчастных случаев и профзаболеваний в отчётном периоде – количество работающих, включая исполнителей по договорам ГПХ, на выплаты которым начисляются взносы от несчастных случаев;

  • отдельно численность инвалидов и вредников в отчётном периоде.

Подраздел 2.1

Суммы здесь нужно указывать нарастающим итогом с начала года, на начало отчётного периода и отдельно за последние три месяца.

Заполните расчёт сумм страховых взносов:

  • строка 1 – выплаты, начисленные работникам в рамках трудовых отношений по ст. 20.1 закона № 125-ФЗ, а также вознаграждения по договорам ГПХ, по которым платились взносы от несчастных случаев;

  • строка 2 – выплаты, не облагаемые взносами по ст. 20.2 закона № 125-ФЗ: больничные, возмещение расходов на профподготовку, матпомощь в связи со смертью члена семьи и др.;

  • строка 3 – база для расчёта взносов: из строки 1 вычтите строку 2.

  • строка 4 – выплаты в пользу работающих инвалидов;

  • строка 5 – ставка взносов от несчастных случаев, присвоенная вам фондом;

  • строки 6 и 7 – скидка и надбавка к страховому тарифу, если они есть;

  • строка 8 – ставка взносов с учётом скидки или надбавки, с тремя знаками после запятой;

  • строка 9 – сумма начисленных взносов.

Сумма в графе 3 должна быть равна сумме по графам 4, 5, 6 и 7.

Подраздел 2.1.1

Заполняют только три категории страхователей:

  1. Организации, которые выделили свои подразделения в СКЕ – самостоятельную классификационную единицу с отдельным основным ОКВЭД и тарифом взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.

  2. Государственные и муниципальные учреждения, часть деятельности которых финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников.

  3. Страхователи, которые стоят на учёте в СФР по нескольким основаниям.

Эти работодатели в предыдущем подразделе 2.1 не заполняют строки 5, 6, 7 и 8 .

Подраздел 2.2

Сдают только страхователи из п. 2.1 ст 22 закона № 125-ФЗ. То есть те, кто временно передаёт своих работников другим организациям или ИП по договору о предоставлении персонала.

Подраздел 2.3

Информацию здесь нужно указывать на начало отчётного года. То есть в отчётах за 2023 год приводятся сведения о медосмотрах и спецоценке, проведённые по 31 декабря 2022 года.

Заполните строки со сведениями об обязательных медосмотрах:

  • общее число работников, которых нужно направлять на предварительные и периодические медосмотры;

  • число работников, которые их прошли.

Если у вас нет работников, обязанных проходить медосмотры, проставьте в этих строках нули.

Заполните таблицу со сведениями о спецоценке условий труда (СОУТ):

  • графа 3 – общее количество рабочих мест, на которых нужно провести СОУТ;

  • графа 4 – количество рабочих мест, на которых её уже провели;

  • графы 5-11 – количество рабочих мест с присвоенными классами и подклассами условий труда из отчёта о спецоценке;

Если вы не проводили СОУТ, в графах 4-11 проставьте нули.

Как исправить сведения о взносах от несчастных случаев и профзаболеваний

Если в уже принятых фондом разделе 2 формы ЕФС-1 вы обнаружите ошибки, занижающие суммы взносов к уплате, нужно подать уточнённые сведения. Если ошибки не занижают суммы взносов, уточнёнку подают по желанию.

Для этого в общих сведениях раздела 2 укажите:

  1. Номер корректировки «001». Он показывает какие по счёту исправления вы подаёте.

  2. Код отчётного (расчётного) периода и календарный год – тот, за который вы подаёте исправленные сведения.

Если нужно исправить сведения за период до 1 января 2023 года, в СФР подают уточнённый расчёт 4-ФСС по форме, которая действовала в то время.

Моё дело Бюро

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг

Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831

Комментарии

7
  • Revita
    Подраздел 2.3
    Информацию здесь нужно указывать на начало отчётного года. То есть в отчётах за 2023 год приводятся сведения о медосмотрах и спецоценке, проведённые по 31 декабря 2022 года.

    Проведенные в 2022 году? Если спецоценка проведена в 2019 г., надо заполнять этот раздел или нет? Если надо, то заполнять только в отчете за 1 квартал или в каждом квартале дублировать эти данные?

    • Моё дело

      Приводятся сведения обо всех спецоценках, которые провели до 2023 года. В отчётах за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и за 2023 год информация будет одна и та же.

      • Ольга

        А медосмотры тоже за весь период? Или за 2022год?

        Странное требование по медосмотрам, если за год, а у меня например есть сотрудники с обязательной периодичностью медосмотров раз в два года, ничего не нарушаем - но в отчете получится "недобор".

        Или например если увольнялись-принимались в течение года сотрудники и все проходили медосмотры, как показывать? Больше медосмотров чем положено?

        • Моё дело

          Численность работников, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медосмотрам и прошедших их, заполняют по сведениям из заключительных актов медкомиссии и заключений, выданных работникам, прошедшим указанные осмотры за предшествующий год. Например, если вы укажете, что в прошлом году должны были по закону пройти 3 человека и они их прошли, то никакого недобора не будет.

          • Ольга

            Этот пример про идеальные условия, он понятен.

            А если должны были пройти медосмотр 3 работника, а прошло 5, и все за прошлый год - просто из за текучки кадров?

            Или должно было пройти 3, но у одного в спецоценке указана периодичность раз в 2 года, и он не прошел в 2022году, писать 2? Вот и получится "недобор", о котором я говорю.

            А указать 3=3 я не могу, потому что если компания работает с финансированием, получает скидки, то она еще и копии мед. свидетельств в ФСС предоставляет и бесконечные пояснения, теперь их станет еще больше :(

  • olnik2023

    в поле "Регистрационный номер" указывать номер в СФР ? Или номер по несчастному случаю ?