ФНС все чаще стала вызывать компании и предпринимателей на допросы по поводу их сотрудничества с самозанятыми. Да и самих исполнителей налоговики тоже допрашивают. В принципе, ничего страшного в этом нет, если ваше сотрудничество открытое и правильно оформлено.
Прийти на допрос надо обязательно. Иначе компанию заподозрят в сокрытии трудовых отношений, вы можете стать кандидатами на выездную проверку в том числе.
Когда налоговики присылают уведомление
В прошлом году многие бухгалтеры и руководители говорили, что им начали поступать от ФНС уведомления по поводу работы с самозанятыми. Вероятно, рано или поздно, каждая компания или ИП, работающие с плательщиками НПД, получат такие уведомления.
Как налоговики понимают, что нужно обратить внимание на конкретного налогоплательщика:
- По расчетному счету есть перечисления физлицам, которые не указаны в отчетности компании или ИП (ФНС вправе запрашивать у банков данные по движениям средств по счетам предпринимателей и организаций).
- Численность сотрудников мала, однако компания ведет деятельность, требующую наличия работников или наемных исполнителей. Например, торговлю в магазине, грузоперевозки, организацию промо-акции (раздача листовок, разноска рекламных буклетов и т. д.), курьерские услуги и прочее.
- ФНС получила сведения о том, что организация использует труд самозанятых из отчетности. Например, компания предоставила декларацию УСН, к ней налоговики запросили в рамках камеральной проверки КУДиР. а в ней, в качестве расходов, указаны услуги, оказанные самозанятыми.
- Налоговая проводила проверку в отношении физического лица или получила данные о работе самозанятого с заказчиком из данных «Моего налога» — приложения для самозанятых.
Частый случай: в налоговую вызывают компанию, у которой заключен договор с самозанятым при условии, что у исполнителя больше нет ни одного заказчика.
Допустим, вы получили требование предоставить документы. Как правило, самый важный — чек из приложения. Кроме того, вам нужно предоставить договоры, акты, накладные как основные документы, подтверждающие сделки. ФНС может затребовать и другие документы, например переписку, претензионные письма.
При условии, что вы покупали у плательщика НПД товар (например, заказали эксклюзивную мебель для офиса или изготовление сувениров с символикой компании), то вам могут потребоваться документы о доставке, приемке к учету и списании этих вещей.
Но, самое главное, нужно внимательно просмотреть ваши договоры на предмет наличия в них условий, которые могут привести к переквалификации договора в трудовой. Это самый большой риск. Оспаривать решение налоговиков придется в суде и не факт, что арбитраж встанет на вашу сторону. Ведь судьи тоже будут рассматривать в первую очередь документы.
Как налоговики определяют подмену трудовых отношений
В сентябре прошлого года ФНС выпустила письмо № АБ-4-20/13183@ с критериями, по которым определяется незаконная оптимизация взносов и подмена трудовых отношений гражданско-правовым договором.
Налоговики в письме выделили три основных пункта:
1. Оплата по ГПД происходит два раза в месяц по датам, когда перечисляется зарплата.
2. Самозанятый работает на территории заказчика и использует технику и материалы заказчика в работе. То есть компания или ИП полностью обеспечивают оборудованием исполнителей.
3. Плательщик НПД полностью зависит от заказчика. В этом пункте налоговики выделил четыре подпункта:
- Заказчик заставляет оформлять самозанятость при заключении договора.
- Самозанятый работает не тогда, когда он хочет, а по определенному графику, утвержденному заказчиком.
- Маршруты или объекты, на которых работает самозанятый, постоянно меняются в зависимости от производственной необходимости заказчика.
- Плательщик НПД работает на территории заказчика под его полным наблюдением или с выделением постоянного руководителя.
Вот именно на эти пункты налоговики будут смотреть, когда анализируют отношения между заказчиком и самозанятым исполнителем.
В сервисе Мои самозанятые вы можете оформить договор, который будет включать в себя все необходимые условия для безопасной работы с самозанятыми. Документы подписываются электронными подписями и юридически значимы. Чек самозанятого будет сформирован и направлен вам также электронно. Все выплаты сервис зафиксирует, все заказы сохранит. Собрать пакет подтверждающих документов для ФНС на площадке — проще простого.
Как защититься от претензий
Убедитесь, что самозанятый не являлся вашим сотрудником последние два года. Это одна из серьезных ошибок и практически 100% гарантия переквалификации договора ГПХ в трудовой.
Проверьте все пункты договора с плательщиками НПД.
Посмотрите, что в договоре был пункт о том, что самозанятый обязан сообщить заказчику, если он «слетит» с НПД, например, из-за превышения годового дохода в 2,4 млн рублей.
Оплата услуг
Если в договоре указана оплата в зависимости от отработанного времени, а не выполненного объема работы (результата) — то этот пункт следует сразу изменить.
График работы
В договоре не должно быть указано:
- графика работы и отдыха;
- начала и окончания работы;
- продолжительности рабочего дня и т. п.
Единственное, что можно прописать — это сроки оказания услуг или выполнения работ, в том числе и промежуточные.
Если вам необходимо, чтобы самозанятый оставался на связи, например, чтобы вносить правки в создаваемый проект, не указывайте обязанность исполнителя постоянно отвечать на ваши запросы в рабочее время. Можно указать определенный промежуток времени, например, ответ на запрос должен быть дан в течение суток.
Материалы для оказания услуги
В договоре с плательщиком НПД надо прописать, что для оказания услуг используются материалы и техника исполнителя. Заказчик не должен предоставлять в работу или во временную аренду никакой техники.
Так как заказчик не обязан обеспечивать исполнителей никаким оборудованием. А вот работников — должен. Поэтому этот значимый критерий лучше всего прописать в условиях.
Переквалификация договора ГПХ в трудовой влечет доначисление НДФЛ и страховых взносов, начисление пени и штрафов. Вместо выгоды от работы с самозанятым вы получите лишние траты пристальное внимание проверяющих.
Дополнительные условия
Посмотрите, чтобы в договоре не было «опасных» дополнительных условий. Например:
- самозанятый должен подчиняться генеральному директору или другому руководителю;
- место оказания услуг или выполнения работ — офис заказчика;
- исполнителю положены премии, компенсации и похожие «привилегии» штатных сотрудников;
- выплата конкретных ежемесячных сумм авансов;
- исполнитель несет материальную ответственность (можно указать только ответственность за неисполнение условий по договору);
- в своих отношениях стороны руководствуются статьями ТК, а не Гражданского кодекса.
Что еще можно использовать в защите от претензий налоговиков
Договор — это не единственное, что можно использовать в качестве аргумента на допросе в налоговой.
Кроме этого, налоговикам можно предъявить дополнительные доказательства реальности сделки и свою добросовестность:
- компания проверяла статус самозанятого при подписании договора и при каждой выплате;
- штатное расписание, в котором нет должности с аналогичными трудовыми обязанностями;
- работа с платформами —заказчик не разместил объявление на сайте поиска работы, а зарегистрировался на онлайн-платформе и по необходимости выкладывает туда задания.
В сервисе Мои самозанятые можно найти исполнителей по любым договорам, подписать документы, получить акты и чеки от самозанятого. Документы можно распечатать, сделать скрины для того, чтобы предоставить их в налоговую инспекцию в ответ на требование.
Стоит обратить внимание и на чеки. В них должно быть название работ или услуг, которые выполнял для вас самозанятый.
Например, «Ремонт оборудования», «Раздача листовок», «Доставка заказа по адресу...». Если по чеку невозможно точно определить услугу (допустим запись в чеке: «Услуги самозанятого» или «Работы»), то точно потребуется предоставить дополнительные документы, те же акты выполненных работ.
Если вам предстоит личный визит в инспекцию, возьмите с собой основные документы (оригиналы и копии), но показывайте их только по запросу инспектора. Попросите инспектора записать, какие копии документов вы предоставили, подписать опись. Ее возьмите как подтверждение. Эти данные могут быть отражены и в акте (протоколе), который инспектор составит по итогам встречи.
В идеале запрос на документы должен поступать более официально — по электронным каналам через оператора ЭДОили по почте. В суде, если придется оспаривать решение налоговиков, подтверждение того, что вы передавали ФНС документы обязательно пригодится.
Мои самозанятые
Платформа помогает компаниям автоматизировать работу с исполнителями. Есть API для интеграции с 1С
Комментарии
13 февраля сего года прилетела повестка нашей уборщице - бывшей самозанятой, а ныне, неусердными стараниями мытарей, вновь пополнившей поредевшие было в стране теневые ряды. В сей бумаге - "в связи с проведением камеральной налоговой проверки РСВ, 9 месяцев, 2021". Вот стоит ли уборщице объяснить насчет сроков камералок, чтобы она их там поганой тряпкой морды начистила? Или никакого практического смысла для проверяемого? Не одумаются, покраснев и раскаявшись? Не оставят затею о выездной проверке? А после требований о пояснениях и допросов каков их следующий этап по регламенту? Ну никак их в гости не хотим!