Премии

Премирование работников: правила оформления

Материальное стимулирование работников имеет важное значение для обеих сторон трудового договора. Сотрудник, получивший премию, эффективней и продуктивней работает, растет производительность труда и заинтересованность работников в нем.
Премирование работников: правила оформления
Иллюстрация: Antoni Shkraba/pexels

Разберемся, как производится премирование сотрудников и какие правила необходимо соблюсти при этом.

Премирование работников – право или обязанность работодателя

Премии относятся к стимулирующим выплатам и в большинстве случаев включаются в систему оплаты труда. Что означает «в большинстве случаев»?

По смыслу ст. 129 ТК премия выступает как часть заработной платы и представляет собой стимулирующую выплату. Но отнесение ее к выплатам стимулирующего характера не означает ее обязательное включение в заработную плату. Поясним почему.

Согласно ст. 135 ТК заработная плата устанавливается работнику на основании трудового договора. А вот системы оплаты труда, включающие в себя в том числе и премию, прописываются уже в коллективном договоре, соглашении или ином локальном акте работодателя.

То есть, простыми словами, премия обязательна к выплате, если вы самостоятельно включили ее в систему оплаты труда и прописали это в локальном акте. К таким выплатам относятся регулярные премии.

Регулярные премии

Регулярные премии – выплаты стимулирующего характера, включенные в систему оплаты труда работника. Основание для ее перечисления сотруднику – выполнение условий премирования. Если условия не выполнены, работодатель не обязан вознаграждать сотрудника.

Регулярные премии могут выплачиваться по итогам месяца, квартала, года или иного периода времени. Информация о регулярных премиях не подлежит включению в трудовую книжку и личную карточку сотрудника.

Разовые премии

Разовые премии – вид поощрения работника за определенные заслуги или по определенному поводу. Примером этой выплаты может быть, например, премия к юбилею или к государственным праздникам, либо за особые заслуги: выполнение важного задания.

Разовые премии не включаются в систему оплаты труда и в расчет среднего заработка сотрудника. Но подлежат отражению в трудовой книжке и личной карточке сотрудника (письмо Минтруда от 24 декабря 2021 № 14-2/ООГ-12263).

Как оформить выплату премии: пошаговый порядок

Общий порядок выплаты премий, независимо от их вида, включает в себя следующие этапы:

  • Отражение условий премирования в трудовом договоре или ином документе.

  • Проверка соблюдения условий для назначения премии.

  • Представление к поощрению (не обязательно).

  • Составление приказа о поощрении (премировании).

  • Выплата премии работнику.

  • Расчет и удержание с премии налогов и страховых взносов.

  • Внесение информации о премии в трудовую книжку и личную карточку работника (при выплате разовой премии).

Рассмотрим более подробно каждый из этапов премирования.

Переходите на электронный документооборот с Рокет Кадры: все документы составляются и подписываются в онлайн-формате. Дублировать их на бумаге не нужно.

Фиксация условий премирования в трудовом договоре или ином документе

Основания и порядок выплаты премии (независимо от ее вида), ее размер и прочие особенности желательно зафиксировать в:

  • Трудовом договоре.

Самый неудобный для работодателя вариант. При изменении условий премирования нужно будет согласовывать их с работником через составление допсоглашения или вводить их с предупреждением за два месяца (ст. 74 ТК).

Вариант включения информации о премировании в трудовой договор актуален разве что для микропредприятий с несколькими сотрудниками.

  • Коллективном договоре.

Не часто встречающийся вариант. Но, если разрабатывать отдельное положение о премировании работодатель не хочет, можно ограничиться внесением данных о стимулирующих выплатах или поощрениях в коллективный договор.

  • Положении о премировании (поощрении).

Для разных видов премий можно разработать разные виды положений. Для регулярных – положение о премировании, для разовых – положение о поощрении. Можно совместить два этих документа в одно – положении о премировании и материальном стимулировании работников.

Составление этого документа – самый оптимальный для работодателя вариант. Особенности выплаты премии не нужно прописывать отдельно в каждом трудовом договоре. Порядок внесения изменений в ЛНА проще, чем изменение трудового или коллективного договора.

В положение о премировании нужно включить, в числе прочего, следующую информацию:

  • Отсылку на стимулирующий характер премии.

  • Условия для выплаты премии.

  • Должности сотрудников, имеющих право на премию.

  • Размер премии и формула ее расчета (при необходимости).

  • Документальное основание для выплаты премии.

Обратите внимание, что закон не обязывает работодателя выплачивать сотрудникам премии и составлять специальные ЛНА в связи с этим. Как было сказано выше, выплата премии (любого рода) – право, а не обязанность работодателя.

Если условия премирования отражены в отдельном ЛНА, то на него нужно сделать отсылку в трудовом договоре.

Проверка условий для выплаты премии

В большинстве случаев для получения премии сотрудник должен выполнить определенные условия. Исключением является ситуация, когда премия включается в зарплату и ее выплата производится без привязки к каким-либо показателям и требованиям.

Во избежание возможных споров с работниками рекомендуем прописывать условия для выплаты премии в ЛНА, а не выплачивать ее «по умолчанию» ежемесячно.

В Положение о премировании можно включить, например, следующие условия для выплаты премии:

  • Добросовестное отношение сотрудника к своим должностным обязанностям.

  • Выполнение поставленных задач или плана продаж.

  • Привлечение новых клиентов.

  • Заключение выгодного контракта или успешный исход дела в суде.

  • Благодарности от клиентов, положительные отзывы от контрагентов.

  • Своевременность подготовки и сдачи отчетности.

  • Выполнение работы раньше установленного срока.

  • Ответственность, креативный подход к делу, отсутствие вредных привычек.

В положении также можно прописать условия для лишения премии по результатам работы.

Например, такие:

  • Невыполнение плана или поставленной задачи в установленный срок.

  • Ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.

  • Нарушений дисциплины или наличие дисциплинарного взыскания.

  • Жалобы клиентов или сотрудников на работника.

Переводите кадровый документооборот в электронный формат на платформе Рокет Кадры. Использование КЭДО позволит автоматизировать кадровые процессы, сохранив при этом порядок в системе кадрового документооборота, а хранение документов в облаке освободит вас от рутины и лишних бумаг.

Представление к поощрению

Выполнение условий премирования можно отразить в отдельном документе – представлении к поощрению. Как правило, этот документ составляется для выплаты разовой премии за достижение каких-либо показателей или по особому поводу. Для регулярных премий представление к поощрению не составляется, так как условия для их выплаты отражаются в положении о премировании.

Представление к поощрению готовится непосредственным начальником сотрудника либо другим лицом, имеющим соответствующие на то полномочия. Делается это в случае, когда руководитель организации или ИП не может лично оценить результаты труда сотрудника.

Унифицированной формы этого документа не существует. Он может быть составлен в виде служебной записки или ходатайства. В него желательно включить следующие сведения:

  • Название компании или ФИО индивидуального предпринимателя.

  • Название документа.

  • Реквизиты документа (номер, дата и место составления).

  • ФИО руководителя организации или ИП.

  • ФИО непосредственного начальника сотрудника или иного лица, составившего документ.

  • ФИО сотрудника, которого планируется поощрить.

  • Основания для поощрения.

  • Вид поощрения.

После составления этого документа, он направляется руководителю на ознакомление. В случае своего согласия работодатель ставит на нем свою резолюцию, и на основании этого документа готовится приказ о поощрении.

Реклама: ООО «РОКЕТ ВОРК», ИНН: 7720496561, erid: LjN8KWvBA

Начать дискуссию