ГК РФ

Претензия по поставке товара

Претензия по поставке товара – эффективный способ защиты своих прав при нарушении контрагентом условий договора. В некоторых случаях направление претензии является необходимым этапом досудебного урегулирования спора, без которого невозможно дальнейшее обращение в суд.
Претензия по поставке товара
Иллюстрация: RosCo

В этой статье разбираемся, как правильно составить претензию контрагенту по договору поставки.

По договору поставки поставщик (его можно также называть продавцом) обязуется в определенный срок передать покупателю товар, который сам произвел или купил у производителя. Покупатель, разумеется, должен оплатить этот товар. Простая, понятная схема, которая, однако же, на практике нередко приводит к спорным ситуациям.

Положениям о договорах поставки посвящены статьи 506-524 ГК. В некоторых из них имеются прямые отсылки к главе 30 ГК, которой регулируются отношения в области купли-продажи.

По закону сторонами договора поставки могут быть как физические, так и юридические лица. В том случае, если поставка осуществляется для личных нужд, покупатель при возникновении конфликтных ситуаций может ссылаться также на Закон о защите прав потребителей.

Понятие и форма претензии

Претензия по поставке товара – это письменное требование, которое направляется контрагенту в случае нарушения им условий договора, неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств. Такое требование может исходить как от покупателя, так и от поставщика.

Законом не установлено каких-либо строгих требований к оформлению претензии, ее можно изложить в вольной форме, отразив наиболее значимые моменты:

  • номер договора и дату его заключения;

  • наименование сторон;

  • суть претензионных требований;

  • срок исполнения претензионных требований;

  • реквизиты для перечисления денежных средств (если имеется денежное требование).

К претензионному урегулированию спора следует прибегать, если:

  1. устные обращения к контрагенту и переговоры по вопросам исполнения договора не приводят к ожидаемым результатам;

  2. планируется обращение в суд, и при этом обе стороны договора являются юридическими лицами (или индивидуальными предпринимателями, или одна сторона лицо – юридическое лицо, а другая – индивидуальный предприниматель).

Содержание претензии

Покупатель может обратиться к контрагенту с претензией в случае:

  • нарушения сроков поставки (при этом нарушении покупатель вправе требовать осуществить поставку и уплатить неустойку за просрочку по ст. 330 ГК);

  • недопоставки товара. Это позволяет требовать уменьшить цену (или вернуть предоплату) либо в разумные сроки поставить недостающий товар с уплатой неустойки за период с момента, когда поставка должна была быть произведена, до фактической ее реализации;

  • нарушения ассортимента товара (например, товаров одного вида меньше, чем это предусмотрено договором, а другого вида, наоборот, больше);

  • поставки товаров ненадлежащего качества (например, с просроченным сроком годности или неисправного). Можно потребовать соразмерного уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков (если это возможно), возмещения своих расходов на устранение недостатков;

  • поставки некомплектных товаров. Можно потребовать уменьшить цену или в разумные сроки произвести доукомплектовку.

Поставщик с помощью претензии может попытаться урегулировать вопросы:

  • нарушения сроков оплаты товара (потребовать оплатить сумму задолженности и неустойку за просрочку исполнения обязательства);

  • нарушения договоренности о выборке товара (это когда покупатель обязан в установленный срок самостоятельно забрать товар, к примеру, со склада поставщика) и др.

Помимо неустойки, в ряде случаев можно требовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК (например, такое требование может заявить покупатель, перечисливший поставщику предоплату в счет будущей поставки, но так ее и не дождавшийся).

К претензии необходимо приложить документы, на которых автор основывает свои требования. Это может быть договор, платежные поручения и квитанции, подтверждающие факт произведенной оплаты, или товарные накладные и акты приема-передачи, являющиеся доказательством передачи товара покупателю. Если в претензии имеется требование об уплате процентов или неустойки, необходимо приложить также расчет истребуемой суммы.

Способ отправки претензии

Претензию по поставке товара нужно составить в двух экземплярах: один из них подлежит передаче адресату, другой остается у автора.

Отправить претензию можно несколькими способами:

  1. по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения, в которой необходимо перечислить все пересылаемые документы;

  2. передать лично в руки контрагенту или его представителю, у которого обязательно должна быть доверенность, предоставляющая ему право представлять интересы этой компании, в том числе – в части получения претензий (для генерального директора достаточно документов, удостоверяющих его полномочия). На экземпляре претензии, который остается у автора, получатель должен расписаться с указанием полных ФИО, должности и реквизитов управомочивающих документов;

  3. в последние годы используется и электронная пересылка претензий. По мнению Верховного Суда этот способ допустим, если такой порядок установлен нормативным правовым актом, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами.

Очень важно верно указать адрес контрагента. Его можно взять из раздела «Реквизиты договора», где обычно указывается и юридический адрес, и адрес для корреспонденции. Если в тексте договора указан иной адрес для переписки, необходимо направить письмо по нему. В спорных ситуациях целесообразно направлять претензию по всем известным адресам.

Если адрес в договоре отсутствует, а контрагент является юридическим лицом, можно получить информацию о его местонахождении на сайте ФНС, запросив выписку из ЕГРЮЛ (в случае с индивидуальным предпринимателем – из ЕГРИП).

Последствия направления претензии

Выше уже отмечалось, что в претензии обязательно нужно указывать срок для исполнения ее требований. Этот срок является своеобразным ориентиром для отправителя. В идеале, получив претензию, контрагент должен либо исполнить свои обязательства надлежащим образом, устранив допущенные им нарушения условий договора, либо дать ответ, когда он сможет это сделать.

Но на практике такое развитие событий, скорее, редкость. Чаще контрагент либо отвечает отказом, либо и вовсе молчит в ответ на полученное письмо. Поэтому если срок, указанный в претензии, истек, а ответа от контрагента так и не последовало, следует обратиться в суд.

Если спор по договору поставки подлежит рассмотрению арбитражным судом (в случае, если сторонами по договору являются юрлица или индивидуальные предприниматели), то со дня направления претензии до обращения в суд должно пройти не менее 30 календарных дней (ст. 4 АПК). Исключение составляют ситуации, когда законом или договором установлены иные сроки.

Применительно к спорам по договорам поставки действует общий срок исковой давности. В соответствии со ст. 195 ГК он составляет три года.

Начать дискуссию