Статья будет особенно полезна для руководителей бизнеса в сегменте МСП.
Действуем по горячим следам
После увольнения сотрудника (особенно внезапного) некогда анализировать ситуацию: почему так произошло? Что именно послужило причиной? Как не допустить этого вновь? Вопросы вы зададите себе позже. Первоочередная задача – быстро найти замену уволившемуся.
Люди редко уходят, «хлопнув дверью», без объяснения причин. Если сотрудник положил вам на стол заявление об увольнении, попробуйте поговорить с ним. В ваших интересах договориться со специалистом об отработке более длительного срока, чем две недели. Попросите поддержать вас до тех пор, пока вы не найдете ему замену, а также ввести новичка в курс дела.
Постарайтесь расстаться по-хорошему. Предоставьте человеку положительные письменные рекомендации и пообещайте оставить о нем устные отзывы новому работодателю при необходимости. Заплатите за отработанное время, сообщите специалисту, что вам жаль с ним расставаться (если это действительно так), и что вы будете рады сотрудничеству в будущем. Существует даже небольшая вероятность того, что человек «одумается» и решит остаться.
Идеально, если вы сможете договориться о том, чтобы предшественник передал дела преемнику. В противном случае вновь прибывшему сотруднику придется потратить много времени и сил, чтобы вникнуть во все нюансы работы.
Вам крупно повезет, если уходящий специалист ко всему прочему согласится поучаствовать в подборе кадров. Конечно, к таким «услугам» стоит прибегать только при наличии уверенности в компетентности увольняющегося.
Что делать, если уволившийся сотрудник не идет на контакт
Если расстаться мирно не получается, и сотрудник тверд в своем решении уволиться с формальной отработкой, или вовсе взял больничный (отпуск) и даже не вернулся в офис за документами, придется перейти к плану Б.
На время отсутствия специалиста можно возложить часть его обязанностей на действующих сотрудников за дополнительную плату.
Если закрыть вакансию своевременно не вышло, а весь имеющийся персонал занят другой работой или не обладает нужными компетенциями, рассмотрите такую услугу как интерим-менеджмент. Вариант подойдет для временного привлечения руководящих должностей.
Бывает так, что работник обеспечивал большую часть бизнес-процессов. Например, менеджер отдела продаж обслуживал 45% ключевых клиентов. При этом он самостоятельно составлял базу данных клиентов, обрабатывал входящие заявки, проверял документацию и сопровождал клиентов.
Если в вашей фирме сложилась такая практика, это – «тревожный звоночек». Пора задуматься о пересмотре тактики и стратегии, чтобы «незаменимость» специалистов была сведена к минимуму.
В таких ситуациях разумнее всего обратиться за помощью в рекрутинговое агентство или к проверенному рекрутеру. Специалисты по кадрам обладают всеми необходимыми компетенциями для подбора персонала и имеют базы данных с подходящими кандидатами «на все случаи жизни».
Есть даже частные агентства, которые специализируются на найме конкретных должностей в определенных населенных пунктах. Таким образом вы за разумную плату сможете быстро и эффективно закрыть образовавшуюся брешь в бизнес-процессах.
Как сгладить последствия увольнения важного сотрудника
Чтобы быстро заменить работника без ущерба для собственного бизнеса, потребуется выполнить следующие действия:
-
Определить цели и задачи организации.
-
Сформулировать ценности и принципы компании.
-
Повысить контроль за соблюдением требований (при этом важно избегать давления).
-
Регламентировать бизнес-процессы, распределить зоны ответственности.
-
При необходимости произвести реорганизацию компании.
-
Создать систему мотивации: связка «Премия = Эффективность выполнения KPI».
-
Подводить промежуточные итоги работы: хвалить лучших сотрудников и мотивировать (не критиковать!) менее успешных.
Первостепенная задача лидера – составить детальное описание бизнес-процессов компании, чтобы выяснить, кто и какую работу выполняет. Необходимо четко определить обязанности каждого специалиста и зафиксировать в должностных инструкциях.
Нужно понять, какие кадры действительно нужны, а какие – «балласт». Оцените, насколько равномерно распределена нагрузка на персонал, и где в производственном процессе «узкие места». Иногда имеет смысл провести оптимизацию, а в других случаях, напротив, расширить штат и даже масштабировать бизнес. Действуйте адекватно ситуации.
Далее нужно выяснить, какие требования предъявить к соискателям. По возможности стоит обратиться в профильную фирму, которая занимается подбором персонала и консультированием в сфере разработки кадровой политики, а также провести совещание с руководителями отделов с соответствующей повесткой дня.
После того, как деятельность компании будет алгоритмизирована, а результаты – измеримыми, вы сможете без лишних усилий заменить любого работника в вашей фирме.
Но перед тем, как увольнять неэффективных (на ваш взгляд) специалистов, или ждать, пока кто-то еще уволится по собственной инициативе, попробуйте понять причины текучести кадров. Возможно, пришло время поработать над корпоративной культурой, составить план по развитию и обучению действующих кадров, выяснить причины «оттока умов» и низкой мотивации отдельных специалистов.
Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289
Начать дискуссию