Предлагаем рассмотреть плюсы и минусы такой формы аутсорсинга, как управление персоналом. Она может заинтересовать не только крупных работодателей, желающих снизить затраты на кадровое администрирование, но и малый бизнес, собственники которого не могут позволить себе содержать в штате не только высококвалифицированного HR-специалиста, но и традиционного кадровика.
Но прежде всего...
Это вообще законно?
Абсолютно. ТК РФ запрещен лишь заемный труд, в рамках которого сотрудник осуществляет свои функции в интересах, под контролем и управлением лица, не являющегося формально его работодателем. Подобные схемы запрещены (ст. 56.1 ТК РФ), при выявлении подобных «неформальных» отношений виновные могут понести ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.
Аутсорсинг — иное дело. Вы заключаете с исполнителем гражданско-правовой договор, например, на сопровождение процессов кадрового администрирования, и получаете все блага от работы профессионалов, не заботясь об обязанностях работодателя. Исполнитель контролирует своих сотрудников без «передачи» их вам. Признаки контроля и управления «не-работодателем» отсутствуют, следовательно, нет оснований полагать наличие запрещенного заемного труда.
«СберРешения» предлагают аутсорсинг расчета оплаты труда, квалифицированное сопровождение процесса кадрового администрирования в строгом соответствии с ТК РФ и иными НПА из трудовой сферы, а также корпоративной политикой клиента.
Какие формы кадрового аутсорсинга возможны?
Расчет зарплаты
Практика показывает, что чаще всего собственники бизнеса задумываются о передаче на аутсорс расчёт заработной платы. По мере развития любой фирмы этот процесс оттягивает на себя все больше средств и времени, отвлекая квалифицированных специалистов от решения более масштабных вопросов. Поручая расчет зарплаты менее умелым сотрудникам, работодатель немало рискует (ошибки, претензии контролеров, текучка обиженных кадров и проч.) Передача расчета зарплаты на аутсорсинг позволяет не просто безошибочно рассчитывать зарплату и иные выплаты сотрудникам, но и решать целый ряд проблем:
- снизить затраты на бухгалтерскую и кадровую службу, на IT-инфраструктуру, содержание, поддержание в актуальном состоянии профильного ПО;
- исключить внутреннее утечки данных и информации;
- внедрить эффективные контрольные инструменты,
а также избежать обязательного процесса отслеживания поправок и изменений в законодательстве и подзаконных актах.
Выбирая исполнителя, обязательно обратите внимание на объем предлагаемых работ. Должны фигурировать не просто услуги по расчету зарплаты, надбавок, премий, доплат, пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но и, как минимум, расчет среднего заработка при оплате отпусков, определения базы по НДФЛ, формирование платежек и иных документов по итогам расчетов, подача отчетности, в том числе корректирующей и т.п.
Заключив договор на расчет зарплаты со «СберРешениями», можно снизить затраты на эту функцию до 30%, а также получить максимальную прозрачность процессов, корректные проводки, подготовку и сдачу регламентированной отчетности и все необходимое в силу требований закона.
Кадровое администрирование
По мере роста, развития, расширения штатов возникает насущная необходимость в эффективном кадровом администрировании. Вариант поиска сотрудников «по знакомым» уже не работает, огрехи в оформлении кадровых событий уже не решаются в частном порядке, поскольку не со всеми сотрудниками имеется личный контакт. И угроза судебных исков, а равно и претензий ГИТ становится все более реальной, поскольку просто не хватает рук на оформление всей необходимой документации, ведения реестров, графиков и проч.
Передача на аутсорсинг кадрового администрирования позволяет, в частности, решать вопросы:
- автоматизации кадрового учета;
- минимизации расходов и рисков при поиске, адаптации, обучении, ротации сотрудников;
- максимально корректного оформления всех ключевых событий по кадрам — от заключения трудового договора до расторжения такового;
- аккуратного ведения регистрационных журналов, табеля учёта рабочего времени;
- формирования и ведения документов организационно-распорядительного характера, по поводу которых чаще всего возникают претензии — например, графики отпусков и т.п.;
- оформление изменений условий труда;
- составление, согласование, оформление допсоглашений;
- оформление иностранных работников,
и, конечно, подготовки отчётности, в том числе форм СЗВ-М, СЗВ-ТД и проч.
Управление персоналом
Квалифицированные сотрудники — это ценный, но дефицитный и порой проблемный «актив», требующий квалифицированного подхода. HR-аутсорсинг позволяет решать насущные проблемы организационного дизайна, управления талантами, эффективностью и изменениями, оптимизации HR-процессов, КЭДО, предоставляя все блага без необходимости содержать на постоянной основе высококвалифицированного (и дорогостоящего) HR-специалиста.
У вас уже есть HR-специалист — великолепно! Полагаем, он будет рад услышать второе мнение от своего высококвалифицированного коллеги, решая сложные кадровые вопросы. HR-абонемент от «СберРешений» позволяет вам оплачивать услуги эйчаров лишь тогда, когда это действительно требуется.
Минусы (точнее, особенности) кадрового аутсорсинга
Сомнения в законности аутсорсинга кадровой службы — не единственное препятствие для того чтобы начать получать все его плюсы. Многие эксперты спрашивают: а персональные данные? Сомнения в законности передачи аутсорсинговой компании персональных данных сотрудников оправданы. Это, без сомнения, минус, но стоит провести лишь одну черту — и он превращается в плюс. Сейчас поясним.
Черта эта — получение от сотрудника согласия на передачу данных, как того требует закон (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). Причем на каждую передачу необходимо отдельное согласие, в котором должны быть отражены данные:
- об объеме обрабатываемых персональных данных;
- о целях;
- о способах обработки;
- о действиях, с ними совершаемых;
- о сторонней организации (в т.ч. наименование, адрес, ИНН, КПП, ОГРН).
Полагаем, что реакция на просьбу представить такое согласие легко выявит нелояльных сотрудников, от которых можно ожидать различных сюрпризов, что оздоровит климат в коллективе.
Есть еще один момент: а трудовые книжки? Да, есть такой момент, но минусом его нельзя назвать, скорее, особенностью: перепоручить аутсорсеру трудовые книжки нельзя, они должны оставаться у вас, работодателя. И форма книжек — традиционные или электронные, — ничего не меняет, за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек ответственность по-прежнему несет работодатель (п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).
Так что передать кадровый учет на аутсорсинг вы имеете полное право, но трудовые книжки — передать нельзя. Равно как и право подписи всей кадровой документации — это прямой путь санкциям за использование заемного труда по ст. 5.27 КоАП РФ. Но так ли это важно по сравнению с иными преимуществами? Решать вам.
Полагаем, что сказанного достаточно для того, чтобы перестать с опаской посматривать в сторону аутсорсинга кадрового учета и в полной мере оценить возможности, предоставляемые им для развития вашего дела.
Автор: Ольга Ольшевская, эксперт СберРешений.
СберРешения
От расчета зарплаты до комплексного учета кадров
Оставьте заявку прямо сейчас
Комментарии
2А зачем работодатель в бизнес поперся если не может содержать всех вышеперечисленных. Пусть закрывается и сам устраивается на работу к тому кто может содержать. Надоели. Все как один оптимизаторы. Всё красная черта. Не можешь содержать, не можешь платить закрывай бизнес.
я думаю ты не сан саныч, а баран бараныч. скоро многие закроют бизнес, но тех которые возьмут закрывшихся на работу будет все меньше.