Расчетный счет

Как иностранной компании открыть счет в российском банке

Последние два года стали предпосылкой для массового изменения схем владения бизнесом и цепочек коммерческих операций. Это процесс продолжается и, вероятно, не будет прекращаться в ближайшие годы.
Как иностранной компании открыть счет в российском банке
Иллюстрация: СберРешения

После массового оттока нерезидентов, имеющих дочерние компании, филиалы и представительства в России, многие ранее занятые отрасли открыли свои двери для новых игроков.

Но чтобы работать с крупным и крупнейшим российским бизнесом, а также сегментом частных лиц с собственным капиталом, иностранным компаниям приходится открывать в России банковские счета. Это объясняется тем, что схемы переводов денег по трансграничным операциям постоянно меняются, а заказчики и клиенты из России не хотят нести риски неплатежей.

В последнее время спрос на открытие счетов в российских банках в основном формируется от иностранных компаний из стран: ОАЭ, Турция, Индия, Китай и Гонконг, Иран. Как правило, российские банки имеют стабильные операции с банками этих стран.

Цели открытия счета разные, но чаще всего:

  • участие в тендерах российских компаний, оплата заявок и получение оплаты на эти счета;

  • оплата операций с недвижимостью за рубежом;

  • получение оплаты от российских клиентов, в т. ч. потребителей онлайн платформ.

При этом, если пару лет назад нерезиденты открывали офисы, формировали дочерние компании, получали аккредитацию филиалов и представительств, то в последнее время присутствие ограничивается банковским счетом.

Постановка на учет в России

Прежде чем открыть счет в российском банке иностранной компании нужно встать на налоговый учет в российской налоговой (раздел XI приказа Минфина от 28.12.2018 № 293н). Как правило, компании имеют некоторые сложности с этим процессом.

Он состоит из следующих этапов:

  1. Запрос и проверка документов иностранной компании.

  2. Апостилирование или консульская легализация в стране резидентства.

  3. Нотариальный перевод и заверение перевода в РФ.

  4. Заполнение заявления для постановки на учет.

  5. Подача документов по доверенности.

Первый этап требует знаний практики работы налоговых органов в России, поскольку документы иностранной компании могут сильно отличаться в зависимости от страны.

Важно подобрать пакет документов, который будет принят налоговым органом и не придется тратить несколько недель на оформление новых документов. Как правило, обойтись без местных юристов в России очень сложно, даже если вы владеете языком и знаете российское право. Здесь важны практические нюансы процедур.

Для постановки на учет, как правило, требуются следующие документы:

  • Выписка из торгового реестра юридических лиц страны происхождения или иной документ, имеющий равную юридическую силу, подтверждающий юридический статус иностранной компании;

  • Документ уполномоченного органа страны резидентства, подтверждающий регистрацию компании в качестве налогоплательщика в этой стране, с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика). Это может быть как сертификат резидентства, так и иной документ, предусмотренный законодательством этой страны. Либо документ уполномоченного органа, подтверждающий отсутствие такого кода (его аналог).

Если в выписке из торгового реестра указан код налогоплательщика (аналог кода налогоплательщика), представление документа не требуется.

Второй этап выполняется на стороне головного офиса, здесь обычно не возникает сложностей. Важно только проверить, какой способ придания документам юридической силы должен быть использован для конкретной страны, заключены ли соглашения о признании правовой силы документов, входит ли страна в число участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года.

Данный этап может занимать больше всего времени, поэтому важно внимательно подойти к нему и предшествующему первому этапу. Потому что в случае ошибки вы потеряете до месяца на повторный процесс.

Третий этап требует коммуникации и оплаты услуг переводчика и нотариуса. Но кроме того, нужно вычитать переводы так, чтобы между ними не было противоречий, а текст документов соответствовал формулировкам закона и формы заявления в налоговый орган.

Четвертый и пятый этапы обычно не вызывают больших сложностей. Заявление заполняется по форме 11БС-Учет (приложение 6 к приказу ФНС России от 09.06.2020 № ЕД-7-14/376@), а подается представителем по доверенности.

Срок постановки на учет после подачи заявления составляет пять рабочих дней (п. 2 ст. 84 НК).

Открытие счета

После получения свидетельства от налогового органа можно подаваться в банк на открытие счета. Однако перед этим следует выполнить шаги:

  1. Выбрать банк, где хотите открыть счет.

  2. Узнать требования банка по составу документов.

  3. Заполнить и согласовать с банком анкеты.

  4. Пройти предварительную проверку compliance службы банка.

Первый этап, как и с работой с налоговой, требует хорошего знания практики работы банков и особенностей процедур в каждом банке. В частности, некоторые банки занимаются направлением работы с ОАЭ, другие имеют подразделения в Индии и Китае. Многое зависит от электронных доступов и наличия англоязычного интерфейса банк-клиента. Все это принимается в расчет.

Второй и третий этапы – не сложные для сотрудника, который часто заполняет такие анкеты. Но если вы делаете это первый раз, то потратите несколько дней на перезаполнение анкет и ожидание очередной проверки от банка.

Четвертый этап довольно формальный, но надо быть готовым к отказам. В последнее время службы безопасности банков очень тщательно подходят к отбору клиентов. Поэтому лучше направить анкеты в разные банки, чтобы не терять время при открытии счета. Как правило, анкета не обязывает к дальнейшему заключению договора.

Мы будем рады помочь иностранной компании открыть счет в российском банке. Сотрудники СберРешений имеют многолетнюю практику в области постановки нерезидентов на налоговый учет в РФ и открытия банковских счетов в различных российских банках. Обращаясь к нам, вы сэкономите и время, и деньги, так как наши юристы помогут сформировать необходимый пакет документов и правильно удостоверить его.

Помимо прочего, наши специалисты знают, какие сведения потребует тот или иной банк от иностранной компании, что существенно сэкономит время на открытие банковского счета в РФ.

Автор: Иван Катышев, владелец продукта юридических и налоговых услуг СберРешений.

Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8KVEvL

Начать дискуссию

Введена маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАДов), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении такой маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интернет и IT

На Госуслугах будет можно узнать, сколько номеров зарегистрировано на паспорт

Минцифры позволит абонентам проверить, столько телефонных номеров зарегистрировано по их паспортным данным.

6

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

У самурая, как известно, нет цели — есть только путь. Но в бухгалтерской компании все иначе: здесь есть и четкая цель, и продуманный путь к ее достижению. Свой путь есть и у клиента, который решает доверить свои финансовые дела профессионалам. Расскажем об этом пути подробнее: как бесшовно принять клиента на обслуживание и какие важные нюансы нужно учесть.

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме
Лучшие спикеры, новый каждый день
Ведение бизнеса

Предпринимателям упросят порядок уведомлений о ведении бизнеса

В Единый реестр предпринимательской деятельности будут автоматически подгружаться сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обязательный аудит за 2023 год: что будет, если нет заключения

Кто обязан провести обязательный аудит отчетности, какова ответственность за отсутствие аудиторского заключения? Казалось бы, все просто: всем, кто поименован в ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Однако список, данный в ней, не закрыт. Помимо прямо указанных в норме, упоминаются еще случаи, установленные «федеральными законами». 

Обязательный аудит за 2023 год: что будет, если нет заключения
Кадры

Принят закон о целевом обучении, который прямо затрагивает работодателей

С 1 мая 2024 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об образовании в РФ», которые инициировала зампредседателя Госдумы Ирина Яровая.

Бухгалтеры

🔥 Акция 6+6! Год подписки «Клерк.Премиум» по цене полугода!

Пользуйтесь всеми сервисами «Клерка» год, а заплатите, как за полгода. Купите подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев, получите доступ к закрытым материалам — разборам законов, онлайн-курсам, справочно-правовой системе, вебинарам со скидкой 40%, а также 2 экспертные консультации в подарок!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Итоги 34 месяцев инвестиций. 3,751 млн рублей

1 мая, значит пора идти на демонстрацию и подводить итоги апреля! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло по финансам и другим моментам. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 34 месяца позади. Погнали!

Итоги 34 месяцев инвестиций. 3,751 млн рублей

Топ-9 бизнесов для покупки в 2024 году

Интересуетесь покупкой бизнеса в 2024 году? Вот список самых популярных сфер для инвестиций.

Топ-9 бизнесов для покупки в 2024 году

Как подготовить бизнес к продаже. Что важно знать до продажи бизнеса

Планируете продать свой бизнес? Подготовка играет ключевую роль в успешной сделке. Вот несколько важных шагов, которые помогут вам грамотно подготовить бизнес к продаже.

Как подготовить бизнес к продаже. Что важно знать до продажи бизнеса
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Не знаете плана счетов? Вы не бухгалтер!

Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Как исключить «недружественного» участника из ООО

Можно ли исключить недружественного участника из ООО без его согласия? Какие базовые требования предъявляются к участникам ООО для обращения в суд с соответствующим заявлением?

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

В отличие от трудоустройства иностранного сотрудника по обыкновенному разрешению на работу (РНР), оформление иностранца в статусе ВКС является более быстрым процессом и имеет ряд преимуществ. Работодателю не нужно получать квоту, оформлять разрешение на привлечение иностранцев, а документы для ВКС выдаются сразу на 3 года.

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

Резиденты ТОР получат госимущество в упрощенном порядке

Предприниматели из специальных экономических территорий смогут быстрее получать недвижимое и движимое имущества без торгов и на льготных условиях.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов
Коллекторы

Должников по ЖКХ защитят от коллекторов

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для выбивания долгов за жилищно-коммунальные услуги.

Интересные материалы

В ЕГРН больше не будет информации о режимных объектах

Вступает в силу закон о неразглашении назначения, положения и видов режимных объектов.