Управление персоналом

Вложи и получи

В России международные компании получают большую отдачу на персонал, чем в Западной Европе, подсчитали исследователи. Но это вовсе не говорит о высокой производительности труда россиян, подливают дегтя эксперты.
В России международные компании получают большую отдачу на персонал, чем в Западной Европе, подсчитали исследователи. Но это вовсе не говорит о высокой производительности труда россиян, подливают дегтя эксперты.
Михаил Малыхин

Сегодня акционеры и потенциальные собственники заинтересованы не только в стабильных финансовых результатах, но и в детальной информации о том, какими средствами они были достигнуты, каковы преимущества компании и потенциальные риски, связанные с персоналом. Эта забота бизнеса и стала предметом исследования«, — говорит Наталья Ахмина, менеджер отдела консультационных услуг по управлению персоналом PricewaterhouseCoopers (PwC).

В обнародованном вчера исследовании эффективности системы управления персоналом (HR Benchmarking Survey 2007) специалисты PwC подсчитали, что на каждый $1, инвестированный в российский персонал в виде вознаграждения, в прошлом году компании получили $2,3 прибыли. Показатель этот в два раза превышает аналогичный показатель в Западной Европе, где соотношение — 1,16.

Подобные цифры не удивляют директора по персоналу «Alcoa-Россия» Руслана Ильясова. Он считает, что в российской банковской сфере соотношение может составлять 5/1, а в производственной сфере — 10/1.

По данным PwC, доля затрат на персонал в общих расходах компании в России в среднем — 15,7% (максимально в финансовом секторе — 33%, минимально в энергетическом и добывающем секторах — 5%), в то время как в Европе она приближается к 25%.

Исследователи отмечают, что доля переменного вознаграждения (различного рода премии и бонусы) в России значительно выше, чем в Европе, для всех категорий сотрудников. «К примеру, в России вознаграждение менеджеров, привязанное к результативности, в среднем составляет почти втрое большую часть их общего денежного вознаграждения (26%), чем у европейских коллег (11%)», — отмечает Ахмина.

Дальше — больше

«В Европе высок уровень налогообложения труда по сравнению с Россией. Работодатели вынуждены нести бремя расходов по социальным налогам и льготам, — комментирует результаты исследования Сергей Коновалов, HR-консультант компании “Хьюман кэпитал солюшнс” (официальный представитель Mercer в России). — Кроме того, Россия все еще существенно отстает в уровне вознаграждений от Европы. Отсюда и другая структура расходов».

«Зарплаты в России порой втрое ниже европейских, — поддерживает его Владимир Тихомиров, главный экономист “Уралсиба”. — Речь, разумеется, не о руководящем составе».

«Чем выше по уровню позиция, тем менее заметна разница зарплатных предложений, — комментирует Антон Надей, глава офиса Monster Russia. — Если сравнивать средние зарплатные показатели по открытым вакансиям одинакового профиля, предложения в столице и крупных промышленных центрах будут предполагать уровень оплаты минимум втрое меньший, чем по Европе. А вот если взглянуть на уровни оплаты в российских регионах, то разрыв с заработками европейцев будет гораздо более значительным». В качестве примера он приводит вилку предложений по вакансии «системный администратор» в России ($450-2000), Ирландии ($2000-4500), Германии ($2500-5000) и Великобритании ($3500-6000).

Затраты и зарплаты

Исследователи PwC утверждают, что россияне эффективнее европейских коллег и по соотношению общих затрат компании в пересчете на численность персонала и выручки в пересчете на тот же персонал. То есть объемы выручки в расчете на сотрудника как в России, так и в Западной Европе в среднем находятся примерно на одном уровне и составляют $210 000 и $214 000 в год соответственно. В то время как среднее значение общих затрат в расчете на одного сотрудника в России почти вдвое ниже: $112 000 против $203 000.

«Доходность на капитал, в том числе и человеческий, в России с развивающейся экономикой действительно выше, чем в странах с экономикой стабильной», — констатирует Андрей Шибанов, директор по персоналу Альфа-банка. «Во многом подобная ситуация связана с быстрыми темпами развития отечественного рынка, — размышляет Тихомиров из “Уралсиба”. — Если рост экономики России в прошлом году составил 8,1%, то в странах зоны евро — порядка 2,5%. Существенным моментом, возможно, является недооцененность рубля и, как следствие, заниженность средних зарплат (и затрат) в России. Отсюда и получается, что при меньших затратах отдача выше».

Рано радоваться

«Не стоит обольщаться результатами этого исследования, — качает головой Коновалов из Mercer. — Многие успешные публичные компании рапортуют об увеличении выручки на 25-50%, а инфляция, к которой порой вознаграждение тоже привязано, за это время могла составить 10-12%. Таким образом, в условиях растущего рынка и при относительно невысоких вознаграждениях Россия смотрится на фоне Европы островом высокой производительности труда. Но это видимость».

Выводы Коновалова подкрепляются данными МЭРТ: «В 2007 г. ухудшилось соотношение темпов прироста реальной заработной платы и производительности труда в промышленности. Если в январе — ноябре 2006 г. они составляли 10,8% и 6,7% соответственно, то в январе — ноябре 2007 г. — 14,4% и 5,6%».

«Российские компании находятся в выгодном положении по сравнению с западными коллегами, поскольку затраты как на персонал, так и на другие компоненты себестоимости продукции и услуг намного ниже, — говорит Ахмина из PwC. — Однако такое положение вещей не вечно, поэтому компании в России начинают уделять больше внимания вопросам эффективности персонала, чем еще пару лет назад. Исследования показывают, в частности, что в компаниях с официально закрепленной стратегией управления персоналом выручка в расчете на одного сотрудника почти в три раза выше, а отдача от инвестиций в персонал на 70% больше, чем у компаний, имеющих стратегию, не обозначенную в каком-либо документе».

Какие отрасли считали
В исследовании приняли участие 48 иностранных компаний, предоставивших данные более чем по 150 показателям. Финансовый сектор – 14 компаний, 10 – из области производства и продажи товаров народного потребления, девять – промышленное производство, четыре – энергетический и добывающий сектор, по три – сферы розничной торговли и телекоммуникационных услуг. Остальные участники представляют автомобильный сектор, сферу услуг и фармацевтику.

Начать дискуссию