Фонд "Общественное мнение" представил в среду результаты первого большого исследования поколения эры стабильности. По мнению социологов, это те, кто появился на свет между 1983 и 1992 годами. О дефолтах и взрывах лихих 90-х они знают только по рассказам родителей и прессы. Они уверены, что страна развивается в правильном направлении, и имеют осмысленные планы на жизнь, или, как говорят социологи, достижительные стратегии.
Типологию 16-25-летних социологи составили, опросив более пяти тысяч молодых людей. В целом на смену установке "все и сразу" приходит рыночный карьеризм, то есть правильный выбор образования и профессии, откладывание создания семьи, поиск связей и знакомств. "Это контрреволюция притязаний", - пояснил руководитель ФОМа Александр Ослон.
Первый типаж - это "чиновники", или "госрезерв" (16% молодежи). Они самые амбициозные, чаще других претендуют на должность руководителя самого высокого ранга и больше всех интересуются политикой. Каждый четвертый не прочь принять участие в какой-нибудь демонстрации, каждый пятый готов вступить в партию. Работой своей мечты называют профессию юриста, адвоката, сотрудника МВД, ФСБ, МЧС. Мотивация - а что, "престижно, все боятся". Выбирая между карьерой и семьей, предпочтение отдают первой. Планируют заводить ребенка, только когда получат образование, хорошую работу и свое жилье. При этом они скорее консерваторы, нежели новаторы. Их девиз - не выделяться.
"Инноваторы" - это "предприниматели" (19% молодежи), которые в отличие от "чиновников" на первое место ставят не карьеру, а самореализацию. Очень уверены в себе. Считают, что как потопаешь, так и полопаешь. Хотят "иметь маленький свечной заводик или фабрику". Именно яппи чаще других планируют получить второе высшее образование и закончить аспирантуру. Политикой интересуются мало, ориентируются на западный образ жизни. Они "тусовщики", но готовы пахать по 12-16 часов в сутки.
"Клерки", или "офисный планктон" (20%), самые меркантильные. Их фетиш - аванс и зарплата. Они в меру инициативны, имеют умеренные взгляды на карьеру, на пике которой хотят быть руководителями крупного подразделения. Аполитичны - к чему им эти проблемы.
Для "бюджетников" (13%) главное, чтобы работа была интересная. Ориентируется они на "немодные" профессии учителей, медиков, научных работников и т.п. И больше всех ценят стабильность. Мечтают "прожить на пользу всем, причем счастливо и не зря". Трудоголики, но всё в семью. Женщин среди них гораздо больше, чем мужчин.
Последний, пятый типаж - "пролетарии" (17%), среди которых как раз больше всего кавалеров, а не дам. Они не откладывают рождений детей. Их не волнуют сквозняки на стройках. Будущие слесари низшего разряда и массажисты олигархов труд ценят, но класть свободное время на алтарь службы не готовы. Работа, по их мнению, должна быть неплохо оплачиваемой, близко от дома, а начальник должен быть хорошим. Полагают, что таким, как они, сложно добиться успеха, хотя на самом деле просто к нему не стремятся. Из всех благ современной экономики освоили только покупку товаров в кредит.
А где же богема? "В сентябре выявим творческую молодежь", - заверила директор проекта ФОМа "Поколение 21" Лариса Паутова. По мнению Александра Ослона, типология может быть использована при разработке молодежной политики.
Комментарии
1