Управление персоналом

Защита от дурака

Кадровый голод приводит к весьма неприятным компромиссам: российские компании вынуждены набирать менее квалифицированных специалистов. В определенной степени проблему помогают решить современные информационные технологии, защищающие бизнес от «дурака».

Кадровый голод приводит к весьма неприятным компромиссам: российские компании вынуждены набирать менее квалифицированных специалистов. В определенной степени проблему помогают решить современные информационные технологии, защищающие бизнес от «дурака».

Россия, а в особенности города-миллионники, давно получила в среде топ-менеджмента и HR-специалистов статус кадрового ада. Поиск квалифицированного персонала сопряжен с гигантскими трудностями и порой длится месяцами, а галопирующий тренд зарплат уже обогнал график роста бизнеса в целом. Неужто экономика обречена на стагнацию из-за нехватки рабочих рук и светлых умов? Многие компании нашли ответ на этот вопрос: они внедряют новейшие информационные технологии, позволяющие автоматизировать работу, повысить производительность труда, защититься от дурака и снизить «кадроемкость» бизнеса.

Заповедный кадр

Кадровая проблема набила оскомину российскому бизнесу. Редкий предприниматель или генеральный директор признается, что на его предприятии все вакансии закрыты, а персонал — просто высший класс, лучше не бывает.

Действительно, любой шаг к расширению бизнеса неизбежно наталкивается на ряд препятствий — организационных, Праздничный шарик!общеэкономических и финансовых. По данным International Business Report, на протяжении последних пяти лет в ряду факторов, мешающих развитию бизнеса, лишь один показатель демонстрировал постоянный рост: озабоченность кадровой проблемой. В России на второй план отошли даже такие наболевшие темы, как бюрократические препоны и недостаток финансирования — найти бы нужных людей! «Мы чувствуем не просто недостаток кадров. Это ощущение сродни острому голоду. И утолить его с каждым годом становится все сложнее», — говорит Дмитрий Скомаровский, управляющий партнер консалтингового бюро «Практика безопасности».

На некоторых направлениях HR-голод приобрел масштабы катастрофы. Например, стоимость программистов заставляет российских разработчиков все чаще пользоваться услугами бывших конкурентов из-за рубежа. По данным компании Perimetrix, 80% банков испытывают постоянную нехватку специалистов в сфере информационной безопасности, а исследование ассоциации РУССОФТ показывает: лишь 9% российских организаций оценивают показатель обеспеченности кадрами на «хорошо». И ни один из респондентов не поставил «отлично».

Бизнес начинает охоту за талантливыми студентами, зарплаты растут, а циничный хедхантинг стал вполне будничной практикой, провоцируя и без того мощную текучку кадров. «Недостаток кадров чувствует любая российская компания, причем дело не столько в демографическом кризисе, сколько в разрывах между потребностями бизнеса, рынком труда и системой образования. Кадровый голод более всего ощущается в новых для российской экономики направлениях — ИТ, менеджменте, продажах», — комментирует ситуацию Александр Чачава, президент LETA IT-company. С ним согласен Олег Лысов, директор департамента решений Microsoft компании GMCS. По его мнению, вопрос профессиональной подготовки кадрового состава сегодня выходит на первый план: «Проблема особенно актуальна в части поиска профессиональных менеджеров среднего звена. Численность этой категории ощутимо превосходит штат топ-менеджеров. Притом от качества работы этих специалистов зависит качество менеджмента в целом».

Одновременно с нехваткой кадров в список актуальных вопросов HR-политики неожиданно ворвался другой пункт — снижение квалификации персонала. Бизнес не готов упускать новые возможности, поэтому неохотно, но все-таки идет на ослабление требований к кандидатам. Пусть даже оно скажется на производительности труда и качестве результата — в условиях бурного роста спроса это неизбежное зло.

Корень зла

Причины кадровой катастрофы разнообразны. Многие связывают их с общей тенденцией снижения интеллектуального уровня и глобальным падением рождаемости. Однако есть и вполне «земные», прикладные причины. В условиях экономического бума молодые специалисты желают сразу «прыгнуть в дамки». В результате мы наблюдаем классический «синдром руководителя»: из людей, не получивших необходимого опыта, получаются боссы-пустышки. Одновременно остро не хватает «рядового» состава.

Больше всего нареканий вызывает система образования. Российские вузы унаследовали многие как позитивные, так и негативные особенности советского периода. Прежде всего — неповоротливость, недостаточную практическую ориентацию и структурные перекосы. Отсюда — парадоксы московского рынка труда, в том числе рынка ИТ-специалистов. Это одно из редких мест в мире, где немотивированный и непрофессиональный сотрудник обходится работодателю во столько же, во сколько пять более квалифицированных и производительных индийцев!

После 1991 года проявилась и другая проблема — низкое качество преподавания, в том числе бизнес-дисциплин, прежде отечественной системе образования почти не знакомых. Государственные вузы спешно основали кафедры маркетинга, PR, поставили на новые рельсы экономическую теорию. Но сколько ни говори «шоколадка», соевый батончик так и останется соевым. В лучшем случае преподавание велось составом, воспитанным на классике марксизма-ленинизма и социалистической политэкономии. В худшем — переквалифицировавшимися доцентами теории коммунизма.

Явное влияние на кадровый голод оказал и рост зарплат. Редкий специалист может устоять перед заманчивым предложением занять новый пост с более высокой оплатой труда, поступившим от другой организации. Вчерашний студент, однажды отведавший вкус легких денег, быстро поменял ориентацию с профессионального совершенствования на поступательный и неоправданный рост благосостояния. Надувая щеки, приводя примеры своих предыдущих мест работы (где также надувал щеки), он переходит из одной компании в другую.

— «Полуспециалист», не получивший нормальных знаний и не имеющий практических навыков, но купленный уже сегодня за большие деньги, приносит только убытки. Российский рынок кадров схож с футбольным клубом «Челси» — есть Абрамовичи, готовые во имя имиджа и моды платить не просто много, а баснословно много. Все хотят работать только на них или за такие же деньги, но конечный результат отсутствует, — грустно иронизирует Игорь Терехов, руководитель департамента корпоративных систем управления компании Redlab/Redcenter. Деньги развратили рынок труда, заменили категорию самореализации и профессионального достоинства.

Бизнесу ничего не остается, кроме как брать на работу горе-карьеристов в надежде, что они принесут компании пользу. Увы и ах.

Палочка-выручалочка

Повышать зарплаты можно лишь до определенного предела рентабельности. А первыми из этой гонки выбывают средние и малые предприятия.

Один из выходов — использовать внештатный потенциал, фрилансерские мощности, известные как телекомьютинг и HR-GRID (см. «Бизнес-журнал» № 7 от 04.04.2008). Это дает сразу ряд преимуществ: отказ от оплаченного простоя кадров, привлечение дистанционных сотрудников и за их счет — повышение профессионализма команды в целом, снижение офисных расходов, рост лояльности персонала.

Вне зависимости от уместности и степени доверия к такой модели организационной структуры компании в любом случае потребуются финансовые и технологические инвестиции в ИТ-инфраструктуру. Именно она должна обеспечить коммуникации в рамках мобильных рабочих групп. С другой стороны, информационные технологии способны значительно облегчить кадровую проблему и в условиях традиционного, «офисного» подхода. Игорь Терехов приводит пример своего клиента — нефтяной компании из Азербайджана. После установки ERP-системы1 она практически избавилась от проблем, сопутствующих естественной текучке кадров. Все базы данных и информация, необходимая для работы нового специалиста, сохраняются в системе. Она также помогает специалисту быстрее освоиться, понять служебные обязанности и влиться в производственный процесс.

ИТ — это, конечно, повышение производительности труда, а следовательно, и снижение потребности в новых сотрудниках. Но мало кто знает: при правильном внедрении компьютерная система способна снизить потребность в кадрах на 70%.

Правда, важно обратить внимание на фразу «правильное внедрение». Компьютер, купленный в ближайшем магазине и водруженный на стол бухгалтера, может вызвать прямо противоположный эффект. Для неподготовленного сотрудника он представляет собой черный ящик и разве что создает паралич воли. Наоборот, чрезмерно квалифицированный персонал в отсутствие соответствующей системы контроля будет склонен злоупотреблять новыми возможностями: посещать непрофильные сайты, загружать подозрительные данные, сливать конфиденциальную информацию и т. п. В итоге бизнес получит не просто снижение производительности труда, но и целый букет новых проблем.

В этой связи на передний план выходит продуманность внедрения информационных технологий. Абстрагируемся от умных эвфемизмов вроде «внутренние процессы» и «бизнес-специфика». Любому бизнесу достаточно понять цели внедрения, определить инфраструктурные параметры и продумать особенности поддержки и развития проекта. Без этих простых шагов ИТ постигнет судьба любой полезной вещи, попавшей в неправильные руки. Трактор в руках подвыпившего водителя неминуемо станет угрозой для пешеходов, а нож для резки хлеба — самым распространенным орудием бытовых преступлений.

Практика свидетельствует: большинству компаний без особого труда удается достичь максимального результата. Малый бизнес обычно рассчитывает на собственные силы или пользуется типовыми решениями. Средний бизнес, как правило, привлекает внешних подрядчиков, имеющих соответствующий опыт и ресурсы. В любом случае автоматизация оказывает благоприятный экономический эффект.

— В отзывах клиентов чаще всего видна признательность именно за экономические преимущества внедрения наших продуктов, — говорит Максим Акимов, и. о. главы российского представительства Kerio Technologies. — Например, функции коллективной работы помогают сотрудникам оперативно решать сложные задачи в рамках рабочих групп, а защита от спама и мониторинг веб-трафика — предотвращать нецелевую трату рабочего времени и корпоративных ресурсов.

Такие преимущества редко можно оценить конкретными цифрами — слишком уж неуловима эта категория для статистического анализа. Однако никаким современным ИТ не под силу обмануть предпринимательское чутье бизнесмена — человека, который всегда точно знает, зачем он вкладывает деньги и что хочет за них получить.

ИТ дураку рознь

Информационные технологии прямо или косвенно решают и другой аспект кадровой проблемы. Мы уже касались вопроса закономерного снижения квалификации персонала. Вместе с тем мелкая ошибка даже рядового состава может иметь для компании роковые последствия. Например, нарушение правил торговли повлечет за собой санкции регулирующих органов вплоть до крупного штрафа и отзыва лицензии. Некачественный товар или услуга способны запустить шепот сарафанного радио, который нанесет непоправимый ущерб имиджу.

Есть основания полагать, что кризисные явления будут проявляться все сильнее, масштабнее и трагичнее. При этом выиграет тот, кто сумеет подстроиться под общий регресс и упадок профессионализма. По мнению Дмитрия Скомаровского, выйти из создавшейся ситуации можно, активно внедряя новые информационные технологии, которые компенсируют недостаток квалификации за счет автоматизации образования, формализации бизнес-процессов и контроля над своевременным и качественным выполнением обязанностей: «С помощью ИТ можно сократить время адаптации сотрудников на новом рабочем месте, защитить бизнес от халатных действий, дозировать информацию и проводить мониторинг ситуации. ИТ — новый контур управления для тех, кто понимает, о чем речь».

Хороший пример — повсеместное внедрение бухгалтерских программ, в значительной степени снизившее зависимость бизнеса от фактической квалификации бухгалтера. Последнему достаточно вводить правильные цифры в правильные поля — обо всем остальном уже позаботились профессионалы. Благодаря ИТ лучшие профильные специалисты цементируют свой опыт и знания в законченной, тиражируемой системе, использование которой, по сути, означает опосредованный наем ее создателей. При этом масштаб применимости таких систем поистине гигантский: они подходят для любой области человеческой деятельности, где принципиально допустима передача опыта.

Практика хранит тысячи примеров успешной автоматизации предприятий для «защиты от дурака» и оптимизации бизнес-процессов. В 2006 году консалтинговая компания GMCS внедрила в торговой сети «Техносила» технологию проверки данных о возвращаемых товарах. Это заметно повысило оперативность актуализации складской информации (время внесения исправлений в базу данных сократилось с одного-двух месяцев до одного-трех дней), минимизировало негативное влияние пресловутого человеческого фактора и гарантировало 100%-ю точность сведений об остатках на складе. А использование системы оперативного управления МОТИВ позволило российским борцам с инсайдерами из Perimetrix достичь исключительной прозрачности внутренних процессов.

— В любой момент руководитель может получить сведения о своевременности и качестве выполнения каждой задачи или проекта, внести необходимые коррективы. Такой подход просто не оставляет шанса на критическую ошибку и повышает качество как управленческих, так и оперативных решений, — говорит Евгений Преображенский, генеральный директор Perimetrix.

Совокупность грамотно описанных регламентов и автоматизация дают удивительные результаты. Так, по оценкам Александра Чачавы, применение CRM-систем обязывает каждого сотрудника отдела продаж вносить в нее данные обо всех своих действиях. Активность сотрудников контролируется линейным руководством и топ-менеджментом. В итоге ничего не «забывается» — ни работа со счетами, ни звонки клиентам. А в результате появляется возможность увязывать вознаграждение сотрудников с фактическими, а главное — запротоколированными результатами.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Трудно не согласиться, что кадровый голод и закономерное снижение квалификации персонала негативно сказываются на развитии бизнеса. Но любые проблемы стимулируют прогресс, в том числе и технологический. Тот самый менеджер-недоучка, сегодня угрожающий стабильности компании, завтра становится причиной внедрения современных информационных технологий. Они, в свою очередь, выводят бизнес на качественно новый уровень конкурентоспособности.

Благодаря автоматизации адаптации сотрудников, формализации и оптимизации бизнес-процессов и контролю над их непрерывностью компания получает целый спектр новых возможностей. Во-первых, доступ к новому сегменту рынка труда (низкоквалифицированные кадры) без ущерба для качества своих товаров и услуг. Во-вторых, лучшая производительность, дисциплина и удовлетворенность трудом. В-третьих, общая оптимизация бизнеса за счет ревизии и модернизации внутренних процессов, вызванных внедрением ИТ. «Автоматизация непременно приводит к оптимизации оргструктуры предприятия, сокращает длительность и повышает качество выполнения рабочих операций», — уверен Олег Лысов из GMCS.

Парадоксальный вывод: единственный в самом деле эффективный способ решения кадровой проблемы — расширить применение информационных технологий. Только они на практике продемонстрировали способность компенсировать падение средней квалификации и недостаток рабочей силы.

У бизнеса остается небольшой выбор: ввязаться в пагубную гонку зарплат и других компенсационных благ или вложиться в ИТ, описать бизнес-процессы, смоделировать их, поместить в прокрустово ложе делового программного обеспечения и получить свободу найма сотрудников практически любой квалификации.

Начать дискуссию