Управление персоналом

Трудовая миграция: ждем перемен

В августе этого года принята Концепция действий на рынке труда на 2008–2010 годы*. Одно из направлений – оптимизация использования труда иностранных работников.

В августе этого года принята Концепция действий на рынке труда на 2008–2010 годы*. Одно из направлений – оптимизация использования труда иностранных работников.

О проблемах трудовой миграции в России и, в частности, о том, как сказывается квотирование на удовлетворении потребностей организаций в иностранных работниках, наш корреспондент беседует с Лидией ГРАФОВОЙ, председателем исполнительного комитета Форума переселенческих организаций, членом Общественного совета при Федеральной миграционной службе России.

– Лидия Ивановна, скажите, так ли уж нужны российским работодателям трудовые мигранты?

– Да, нужны. Я бы сказала так: трудовая миграция – это необходимый и, более того, неизбежный процесс. В России, как во всех развитых стран мира, трудовые мигранты помогают решить проблему заполнения рабочих мест. Они используются в основном при заполнении невостребованных, «непрестижных» вакансий, где применяется неквалифицированный труд. Это строительные работы, работы по добыче и переработке природного сырья, сельскохозяйственные и сезонные работы, труд в транспортной отрасли, жилищно-коммунальном хозяйстве. Но бывает, что в качестве трудовых мигрантов выступают и представители редких, эксклюзивных специальностей, недостаток которых ощущается в России в той или иной мере. Например, специалисты в области автоматизации и механизации производственных процессов, биофизики, инженеры-микробиологи.

Причем, надо сказать, потребность в иностранной рабочей силе растет год от года. Даже при принятом в октябре решении об увеличении квот на 2008 год** очевидно, что необходимы дальнейшие шаги по снятию ограничений для трудовых мигрантов, вплоть до их полной отмены.

ПОРТРЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА Лидия ГРАФОВА

Закончила МГУ им. М.В Ломоносова. С 1990 года занимается проблемами трудовой миграции. Член правительственных комиссий по миграционной политике. Номинант на Нобелевскую премию мира 2005 года. Член Общественного совета при Федеральной миграционной службе России. С 1993 года – руководитель Исполнительного комитета всероссийского общественного движения «Форум переселенческих организаций», оказывающего содействие добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, правовую поддержку трудовым мигрантам.

– А есть уже какие-то серьезные предложения по отмене квотирования?

– Да. В сентябре на Байкальском экономическом форуме в Иркутске первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов указал на необходимость решения вопроса о «целесообразности сохранения квотирования на высококвалифицированных мигрантов в Сибири и на Дальнем Востоке». А квоты только сдерживают приток в Россию нужных специалистов. Однако ведь отмена квотирования актуальна не только для специалистов высокой квалификации. В основном, как и я уже говорила, мигранты занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у российских работников. Так что изменения в системе квотирования в той или иной степени неизбежны. При этом необходимо провести миграционную амнистию – легализовать мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России. А также усилить ответственность работодателя за принятых иностранных работников, обеспечение иностранным работникам необходимых условий для проживания, получение медицинской помощи.

– Можно сказать, что ограничения в использовании труда иностранцев в той или иной мере способствует незаконной трудовой миграции?

– Да, возможно. Смотрите, что получается. С одной стороны с января 2007 года для иностранных работников, въехавших на территорию Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, введен упрощенный порядок легализации и трудоустройства***, с другой – установлены квоты.

Таким образом, далеко не все прибывшие в безвизовом порядке трудовые мигранты могут легально получить работу и попадают в теневой сектор экономики. Нелегальные трудовые мигранты – объект пристального интереса криминальной среды, они абсолютно бесправны, работают без оформления трудовых отношений и практически не имеют шансов законным путем отстаивать свои трудовые права, в том числе на выплату заработной платы. Оказавшись «вне правового пространства» эти люди сразу попадают к нелегальным вербовщикам – своим же соотечественникам, фактически в рабство. Так что проблема, действительно, существует. И ее надо решать.

– Какие изменения в регулировании трудовой миграции намечаются в ближайшем будущем?

– В Минздравсоцразвития России создан департамент занятости и трудовой миграции, в ведение которого отнесены, в том числе, и вопросы трудовой миграции, привлечения и использования иностранной рабочей силы. Тем самым усилен контроль над миграционными процессами. Возможно, будет введена регистрация при постановке на миграционный учет иностранных работников по юридическому адресу работодателя на весь срок действия трудового договора. Это в какой-то степени упорядочит нынешнюю ситуацию. Будет продуман вопрос, как ввести в действие механизм, при котором воспользоваться квотой сможет именно тот работодатель, который ранее подал заявку на квоту в установленном порядке. А то ведь складывается ситуация, при которой работодатель, подавший заявку на квоту, не всегда успевает ею воспользоваться. Когда у него возникает необходимость в привлечении работника, оказывается, что квота уже исчерпана. Причина заключается в том, что квота выделяется для региона в целом, а не для конкретного работодателя.

Цифры и факты

Регионы России, наиболее привлекательные для трудовых мигрантов: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская и Астраханская области, Приморский край. На указанные регионы приходится до 70 % приезжающих.

Страны, наиболее активно «поставляющие» трудовых мигрантов в Россию:

  • Узбекистан – 20 %, Таджикистан – 16 %,
  • Китай – 13 %, Украина – 12 %,
  • Турция – 8 %

– Лидия Ивановна, сейчас много говорится о необходимости ввести тестирование мигрантов на знание русского языка. На ваш взгляд, принятие таких поправок в законодательство улучшит качественный состав трудовой миграции?

– Безусловно. Дело в том, что знание языка, уважение к традициям и культуре страны – не пустые слова, все это способствует консолидации общества. А сейчас наблюдается определенная культурная дистанция между трудовыми мигрантами и местным населением регионов России. Мигрантам необходима помощь в адаптации, профессиональное обучение. Да и какая может быть работа, если работник и работодатель не могут понять друг друга. Так, тесты на знание русского языка необходимы. На мой взгляд, это вопрос должен быть включен в сферу ответственности работодателя. При этом необходимо выстраивать «миграционные мосты» на государственном уровне. Для этого следует внести изменение в миграционное законодательство и создать действенный механизм поддержки иностранных работников. Работа в этом направлении идет: в Минздравсоцразвития России, совместно с другими ведомствами, создана рабочая группа, которая проводит работу по совершенствованию механизма квотирования и привлечения иностранной рабочей силы.


* Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2008 г. № 1193-р.

** Постановление Правительства РФ от 3 октября 2008 г. № 737 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам определения потребности в привлечении иностранных работников и утверждения квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».

*** Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”» и постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».

Начать дискуссию