Управление персоналом

Карьерная пауза

Большинство безработных топ-менеджеров не готовы к тому, что поиск работы в кризис может сильно затянуться, выяснили консультанты международной хедхантинговой компании Korn/Ferry. До прошлого года 71% руководителей ни с чем подобным не сталкивались.

Большинство безработных топ-менеджеров не готовы к тому, что поиск работы в кризис может сильно затянуться, выяснили консультанты международной хедхантинговой компании Korn/Ferry. До прошлого года 71% руководителей ни с чем подобным не сталкивались

Бывший руководитель центра управления проектами металлургического холдинга «Евраз» Роберт Ян потерял работу 30 сентября 2008 г. Попал под сокращение штатов, объясняет он. Из отдела, который он возглавлял, в компании остался один человек, но и его перевели в другое подразделение. Осенью Ян довольно активно искал работу по специальности (управление проектами), в том числе в консалтинге, но серьезных предложений не получал. Предлагали либо поднимать бизнес с нуля, либо значительное снижение доходов.

Затяжной простой
Оставшимся без работы топ-менеджерам вряд ли удастся быстро трудоустроиться, обнаружили сотрудники хедхантинговой компании Korn/Ferry, опросив 1000 руководителей, потерявших работу в кризис. Опрос проводился в 85 странах мира. Подавляющее большинство (83%) опрошенных ожидают, что поиски работы займут больше четырех месяцев. Почти половина респондентов допускают, что поиски могут затянуться дольше семи месяцев. Меньше трети опрошенных когда-либо оставались без работы на срок, превышающий три месяца

«В ноябре я понял, что работы по специальности быстро не найду», — рассказывает Ян. Поэтому он выбрал несколько смежных областей, в которых у него могли быть шансы: строительство, недвижимость, ИТ. «Мне было важно, чтобы работа приносила хоть какие-нибудь доходы и чтобы она не препятствовала поиску более серьезной позиции. Рассматривал вакансии агентов, менеджеров по продаже недвижимости», — вспоминает Ян.

Менеджерам труднее

Бывшим подчиненным менеджера повезло больше — они сразу же опустились в цене и сейчас у всех у них есть хоть какая-нибудь работа, рассказывает Ян. Все бы ничего, говорит он, если бы не регулярные платежи по кредитам, ипотечному и потребительскому. Кредиторы пока не звонят: просроченной задолженности у него нет, говорит Ян, но сбережений надолго не хватит.

Лишь в конце прошлого года он познакомился с компанией — собственником больших участков подмосковной земли, заинтересованной в ее продаже. Активно продавать участки Ян начал в середине января, две сделки уже прошли. В марте на его счет поступили первые заработанные деньги — около 40 000 руб. Других доходов с октября прошлого года у него не было. «Если бы не сбережения, этого не хватило бы даже на еду», — говорит он. Работе, которая не приносит и десятой части его прежних доходов, Ян рад: «У меня свободный график, не надо сидеть в офисе, я работаю с собственниками, они не ставят передо мной жестких планов продаж».

Осенью активность рекрутеров была выше, чем в марте. «О гарантиях, стабильности сейчас вообще никто из работодателей не говорит», — отмечает Ян. Кадровые агентства, с которыми общается Ян, ссылаются на его непрофильное образование и несовершенный английский. «Никогда раньше для меня это препятствием не было», — объясняет он.

Работа не ищется

Многие менеджеры впервые столкнулись в карьере с тем, что поиск работы может занимать несколько месяцев, и оказались к этому не готовы. К такому выводу пришли сотрудники международной консалтинговой компании Korn/Ferry, опросившие в феврале 2009 г. около 1000 топ-менеджеров из 85 стран, оказавшихся без работы (см. врез).

У российских менеджеров поиск работы может занимать минимум 6-7 месяцев, говорит Анна Кофф, старший партнер RosExpert, что отличается от результатов опроса, проведенного их стратегическим партнером Korn/Ferry.

До кризиса, чтобы найти работу, многим менеджерам достаточно было воспользоваться связями, утверждает Тери Линдеберг, президент рекрутинговой компании Staffwell. Теперь это не так. Тем, кто не может позволить себе сидеть без дела, придется постоянно напоминать о себе, искать помощи рекрутеров, задействовать социальные сети, а главное — быть готовым к снижению компенсации, говорит она.

Резюме сотнями

Бывший директор по развитию бизнеса «Актион-диджитал» (компания — разработчик специализированного ПО для бухгалтеров) Сергей Полозов уволился 11 января этого года по статье «соглашение сторон». Работу начал искать не сразу: работодатель при увольнении повел себя цивилизованно. Но через полтора месяца отдыха менеджер активизировал поиски: он сообщил о своем вынужденном простое друзьям, разослал более 100 резюме, причем в трех вариантах: у него еще есть опыт работы директором по продажам и бизнес-тренером. Достойных предложений пока не поступало, говорит Полозов.

Например, в страховой компании, куда он пришел на собеседование (на вакансию директора по продажам с зарплатой более 100 000 руб.), ему порекомендовали пройти обязательный пятидневный тренинг. Уже на тренинге соискателю сказали: в компании сразу директорами не становятся — и предложили поработать менеджером за 17 000 руб. На другом собеседовании пообещали взять на работу только после обучения, за которое надо было заплатить 42 000 руб.

Никогда в карьере Полозов не искал работу дольше двух месяцев и не получал подобных предложений. «Работы, к которой я привык, сейчас нет», — констатирует он и пытается зарабатывать предпринимательством: развивает компанию по обслуживанию оргтехники. «Доход сократился в три-четыре раза», — сетует он. Восстановить прежний уровень он надеется не раньше чем через полгода.

Тем же менеджерам, для которых вопрос поиска источников дохода стоит не так остро, Линдеберг из Staffwell рекомендует не спешить. «Когда еще можно отдохнуть, если не во время рецессии, — спрашивает она. — Ведь после того как спад закончится, компании опять потребуют от менеджеров полной отдачи, возможно в течение следующих 10 лет».

Менеджеров, готовых ждать, не так уж и мало, показал опрос Korn/Ferry. 45% активно работу не ищут, 12% стали больше уделять времени общению с друзьями и семьей, 23% учатся, 7% путешествуют, а 3% просто отдыхают.

Начать дискуссию