Просторное и чистое помещение в центре Москвы с оборудованными рабочими местами, безлимитным интернетом, кухней и местом для отдыха. И все это за 10 тысяч рублей в месяц с человека. Можно и дешевле, если поторговаться. Чудо? Нет, всего лишь розничный вариант аренды офисного пространства, именуемый коворкингом.
В коммуникационном агентстве G3 подавляющее большинство специалистов — те, кого владельцы компании нанимают под конкретные проекты. Ежедневно в офисе сидит не более четырех человек. Понятно, что платить за пустующие квадратные метры по столичным ставкам — занятие странное. Особенно теперь, когда все российские компании ведут жестокую войну за снижение издержек. Но вот незадача: снять в Москве небольшое помещение — задача практически невыполнимая. Об этом генеральному директору G3 Инне Кабановой было известно давно. Управляющим большинства приличных офисных центров не нравятся фирмы, готовые довольствоваться несколькими квадратными метрами. Слишком уж высока вероятность, что как раз этих самых метров и не хватит крупному арендатору, который буквально завтра может появиться на горизонте. В нескольких местах Кабановой предложили «встать в очередь», но ничего конкретного не обещали.
На повестку дня очередного совещания совладельцев агентства с менеджментом была вынесена альтернативная идея. Почему бы не попытаться найти хороших соседей, чтобы арендовать офис в складчину? Смущали только потенциальные коммунальные сложности. Не всякие бизнесы способны сосуществовать и «через стенку»; а если никакой стенки не будет вовсе — одни только перегородки?
Вернувшись после совещания в свой кабинет, Инна села за стол и машинально открыла оставленный кем-то деловой журнал. Первая же попавшаяся на глаза статья повествовала о талантливом американском программисте Брэде Ньюберге, предложившем миру альтернативную метафору утилизации офисного пространства — coworking.
Cafe-like community
Как и большинство компьютерщиков, Брэд Ньюберг не выносил конторского официоза. Унылый дресс-код, шушукающиеся по углам секретарши, громкие и неискренние поздравления с днем рождения… Все это бесило Брэда сильнее, чем въедливые вирусы и привычный спам в утренней порции электронной почты. Разумеется, можно работать дома. Но диван, телевизор и набитый едой холодильник таинственным образом снижают производительность труда в разы.
Формализовав условие задачи и алгоритмизировав ее решение, Ньюберг остановился на «нулевом варианте»: если люди давно научились эффективно делить вычислительные ресурсы, почему бы не распространить этот опыт на куда более приземленную сферу коммерческой недвижимости! В 2005 году Брэд арендовал понравившийся ему офис и предложил таким же, как он, фрилансерам записаться в соседи — на условиях субаренды.
До сих пор о серьезной конкуренции между коворкингом и традиционными способами использования конторских помещений говорить не приходится. Отчасти потому, что разработчики программного обеспечения, писатели и прочие представители свободных профессий на фоне офисного планктона составляют все-таки явное меньшинство. Мало того, сама по себе идея коворкинга — прямая альтернатива устоявшимся корпоративным правилам и нормам. Ведь у каждого сидящего в коворкинговом центре свои заказчики, свои проекты. Больше похоже на уютный ресторанчик в глубине квартала. Не случайно подобные сообщества авторы специализированного портала Coworking.Pbwiki.Com именуют «cafe-like community».
Однако кризис может радикально изменить положение вещей. По крайней мере в России руководители тысяч компаний с нескрываемым интересом изучают любые альтернативы, позволяющие обеспечить сотрудников приличными рабочими местами с минимальными затратами. К тому же вопросы контроля и мотивации решились как-то сами по себе. Если на каждое рабочее место претендует несколько кандидатов, зарплата становится единственным и самым эффективным способом управления качеством, дисциплиной и результатами.
…Еще не дочитав статью до конца, Инна Кабанова уже знала, что обязательно предложит коллегам рассмотреть эту идею. Оставалось только надеяться, что в Москве такие услуги столь же доступны, как в других мегаполисах мира. Поначалу акционеры отнеслись к идее настороженно. Но Инна была непреклонна. Перерыла весь Интернет, обобщила международный опыт в сфере коворкинга и предъявила сомневающимся. Но главное, удалось связаться с несколькими поставщиками таких услуг в Москве, а вскоре и выбрать самый подходящий вариант. Коворкинг-центр Co-Pie, обитавший прежде на территории Московского экономико-статистического института, как раз переезжал в новое здание на Академической. Да и предварительные расчеты свидетельствовали: по сравнению с нынешним офисом, неудобным и явно избыточным, коворкинг позволит агентству сэкономить на аренде и сопутствующих услугах до 25–30%!
Русская версия
Алексей Глазков, основавший первый в России коворкинг-центр «Башня», прошел тот же путь, что и Брэд Ньюберг. Сначала он искал комфортное место для работы «под себя». Но, узнав о коворкинге, решил немедленно реализовать подобный проект в родном Екатеринбурге. Бывает такое. Глазков поделился идеей с профессиональным маркетологом Станиславом Бодягиным, который тут же высказал готовность поучаствовать в стартапе. Исследовав два десятка вариантов, предприниматели организовали голосование в только что созданном блоге, посвященном коворкингу. Общественность вынесла коллективный вердикт, после чего последовало заключение договора аренды с владельцами помещения. А вскоре появились и первые клиенты.
Почему «Башня»? Да потому, что посетители блога действительно выбрали венчающую многоэтажное здание башню с винтовой лестницей! Для творческих работников — то что надо. На каждом из полуэтажей удалось разместить по два–три стола. Нашлось даже место для пары диванов. А верхний этаж решено было отдать под курилку, которая при желании может быть использована для проведения совещаний или отдыха.
Лиха беда начало. Вслед за «Башней» список пополнили челябинская «Пирамида», московские Coworking № 1, Co-Pie и «Московоркинг», несколько центров в Санкт-Петербурге… Энтузиасты коворкинга общаются в Интернете, обсуждают новости, выкладывают фотографии с рабочих мест. Жизнь кипит! Кстати, именно это обстоятельство привлекает руководителей, пытающихся нащупать компромисс между удаленной работой сотрудников на дому и привычной офисной «классикой», оказавшейся вдруг не по карману. Гендиректор агентства G3 Инна Кабанова не скрывает: куда лучше сидеть с подчиненными за соседними рабочими столами в коворкинг-центре, чем отправить их по домам, обрекая на непродуктивное обсуждение остроты момента в «аське». Дескать, «не зря нас распустили по домам — наверное, дела совсем плохи».
Да и Алексей Глазков, проработав несколько месяцев в собственном коворкинг-центре, заметил: в течение дня ему удается сделать намного больше дел, чем прежде: производительность труда повысилась. Ай да «Башня»! «Когда вокруг тебя все работают без понуканий со стороны начальства, трудно плевать в потолок. Хочется действовать!» — признается предприниматель.
Во всем мире коворкинг привлекает преимущественно классических фрилансеров. Однако в России такое решение становится все более популярным и у представителей малого бизнеса. Павел Володин, один из обитателей екатеринбургской «Башни», именует себя системным архитектором. Его конек — разработка заказных веб-сайтов и контекстная реклама в Интернете. С большинством технических вопросов предприниматель разбирается сам. Но без художников и дизайнеров ему не обойтись. Удаленная работа с фрилансерами Володина сильно раздражала. То пропадут на неделю, то упорно «не понимают», что и как следует переделать. То ли дело в коворкинг-центре! Посадив рядом с собой «творческую единицу», легко вносить необходимые изменения по ходу работы. Получается и быстрее, и лучше.
А вот Петр Данилов, известный также как Pierre Гамаюн, консультирует клиентов по вопросам личного имиджа и саморекламы. Для него коворкинг — идеальный способ организации деловой среды. Во-первых, арендная плата вдвое ниже, чем пришлось бы отдать за отдельный офис. А во-вторых, рядом за столами сидят очень полезные специалисты. «Один сосед по коворкинг-центру сделал мне сайт за 9 тысяч рублей, хотя с заказчиков со стороны он просит не меньше 25–35 тысяч. Другой помог быстро перейти с Windows на Linux. Теперь я забыл, что такое вирусы. А я всегда готов проконсультировать их по вопросам брэндинга и имиджа. Удобно!»
Фактор формы
Несколько помещений или просторный зал, разделенный легкими перегородками. От 10 до 30 типовых рабочих мест. Телефония, широкополосный доступ в Интернет, офисная техника и никаких излишеств. Таков типичный портрет российского коворкинг-центра начала 2009 года. Исключение — столичный Coworking № 1, развернувший около двух сотен рабочих мест, большая часть которых занята сотрудниками агентства недвижимости.
Подавляющее большинство обитателей подобных центров — индивидуальные предприниматели, хотя порой соседи объединяются в одно ООО. Ведь таким образом можно сэкономить и на бухгалтерии, и на налогах. Этакий бизнес-инкубатор, только построенный на принципах самоорганизации, а не возведенный чиновниками для того, чтобы поставить галочку в графе «поддержка малого бизнеса». Нередко организаторы коворкинг-центров готовы брать на себя и функции бизнес-ангелов. По этому пути пошли основатели «Башни», получающие в обмен на финансовую и организационную поддержку от 15 до 75% в уставном капитале некоторых своих «жильцов».
А вот генеральный директор центра Co-Pie Дмитрий Кузнецов делает ставку на абонементную систему. Он разработал несколько тарифных планов, увязывающих оплату услуг с продолжительностью и интенсивностью работы арендаторов. Можно купить абонемент на неделю, месяц, полгода или год. Логика проста. Чем больше срок, тем выше скидка. Кроме того, стоимость зависит от количества занимаемых арендатором мест. Кузнецов утверждает, что компании, выкупающей семь рабочих мест сроком на год, в Co-Pie предложат заплатить всего за четыре. Остальные три — бонус.
Пока Кузнецов не может похвастаться стопроцентным заполнением своего центра. Однако и пустым Co-Pie уже не кажется. Разработчики трехмерных онлайновых каталогов и подкастов. Дизайнеры сетевых игр и журналисты. Юристы и трейдеры, менеджеры и дизайнеры… Ни один из опрошенных «Бизнес-журналом» коворкеров не смог сформулировать жестких ограничений, препятствующих использованию этой формы организации труда. «Скорее, все дело в человеке. В том, чего он хочет, что ему мешает, как он привык работать», — говорит Дмитрий Кузнецов.
Вот, например, Антону Лешко, обитателю одного из коворкинг-центров, «несерьезная» атмосфера совершенно не мешает заниматься созданием биометрической системы безопасности. Талантливый математик готовится поразить (точнее, как раз защитить!) мир революционной системой охраны секретных компьютерных данных. Перспективы разработки очевидны, однако, прежде чем просить денег у инвесторов, им нужно что-то продемонстрировать. Вот будущий миллионер и колдует за своим компьютером в одном из российских коворкинг-центров. Возможно, по соседству с другими будущими миллионерами.
Если честно, российские коворкинг-центры с трудом поддаются учету. К тому же пара заявленных проектов уже сошла с дистанции. «Московоркинг», еще полгода назад активно подбиравший арендаторов, продержался до декабря 2008-го. Представители компании сознались: клиенты пока «не готовы». А организаторы другого столичного коворкинг-центра, который планировалось открыть в районе Белорусского вокзала, в конце концов разместили в отремонтированном помещении магазин. И все-таки спрос явно нарастает.
Приличное рабочее место, пусть даже не закрепленное за арендатором («где успел, там и сел»), безлимитный выход в Интернет, решение проблемы самоорганизации (все-таки «с утра на работу») и возможность проводить мозговые штурмы не на домашней кухне — вот лишь неполный список открывающихся преимуществ.
Да, цены на молодом российском рынке коворкинга гуляют пока как хотят. Но это не повод исключать провайдеров подобных услуг из сферы внимания. Сокращение расходов на аренду офисов — одна из самых очевидных защитных реакций бизнеса на разрастающийся кризис.
Непривычно? Возможно. Но еще хуже пойти ко дну в дорогом и бессмысленно просторном офисе.
Начать дискуссию