Управление персоналом

Как сделать, чтобы работа и беременность не мешали друг другу

Исторически сложилось, что большинство руководителей — мужчины, для которых беременность сотрудниц — нечто влекущее за собой непредвиденные последствия. “Когда наш главный бухгалтер сообщила о своей беременности, было ощущение, что жизнь остановилась, и очень хотелось спросить: “А нельзя ли перенести событие?” — делится переживаниями генеральный директор компании Art Tour Дмитрий Арутюнов.

За два дня до того, как руководитель отдела маркетинга Светлана Мызникова легла в роддом, ее компания — с главным офисом в Москве — открыла филиал в Новосибирске. Рекламная поддержка события обеспечивалась “до последнего”, и в роддом Светлана легла “с чертовски приятным чувством выполненного долга”. Современные женщины убеждены, что работа и беременность — вовсе не исключающие друг друга вещи, а вопрос самоорганизации.

Сейчас дочери Светланы Мызниковой почти две недели. Руководители поздравили солидной премией и пожелали рожать еще. Как и планировала, она работает дома. “Я не оголтелая феминистка, а просто нормальная женщина с нормальной семьей, без излишнего ажиотажа перенесшая самое что ни на есть нормальное состояние — беременность, — говорит Мызникова. — Я глубоко убеждена, что ребенок не требует никаких жертв, не заслоняет и не перечеркивает ничего из жизни женщины”.

Однако у большинства работодателей на этот счет свое особое мнение. Исторически сложилось, что большинство руководителей — мужчины, для которых беременность сотрудниц — нечто влекущее за собой непредвиденные последствия. “Когда наш главный бухгалтер сообщила о своей беременности, было ощущение, что жизнь остановилась, и очень хотелось спросить: “А нельзя ли перенести событие?” — делится переживаниями генеральный директор компании Art Tour Дмитрий Арутюнов.

Когда сказать?

По данным Бюро трудовой статистики США, 57% матерей возвращаются на работу не позже чем через три месяца после рождения ребенка. Однако число американских женщин, решающих подольше оставаться дома, растет.

И у работодателя, и у сотрудниц есть свои основания относиться к беременности как к проблеме. “Я очень рано сообщила на работе о своей беременности, — рассказывает сотрудница отдела продаж одной из российских компаний, пожелавшая остаться неизвестной. — В результате всем повысили зарплату, а мне не стали. Сказали: “Все равно ты уходишь через несколько месяцев, тебе незачем. В итоге я работаю так же, как и все, но за меньшую зарплату”.

В России не ведется статистики количества работающих беременных сотрудниц, однако в НИИ гинекологии и акушерства РАН замечают, что женщин, которые не берут декретный отпуск или берут его на короткий срок, т. е. не пользуются всеми положенными по законодательству 140 днями, в последнее время прибавилось.

Как рассказывает Арутюнов, главный бухгалтер его компании, уходя в декрет, попросила, чтобы фирма не рассчитывала на ее скорое возвращение. Однако через месяц после рождения ребенка она заскучала по работе и вернулась. Теперь Арутюнов уверен, что словам беременной женщины не всегда стоит доверять. Возможно, если бы бухгалтер заранее сказала, что декретный отпуск не будет длинным, то Арутюнов воспринял бы новость спокойнее.

Заместитель директора, “АНКОР-Новосибирск” Алена Алферова уходила в декретный отпуск в прошлом году. Основываясь на своем опыте, она считает, что информировать нужно по ситуации. “Многое зависит от того, насколько защищенным чувствует себя сотрудник”, — говорит она. По ее наблюдениям, в компаниях с черной зарплатой сотрудницы скрывают свое интересное положение до последнего, компании же с белой зарплатой легче переносят беременность своих сотрудниц, и те, в свою очередь, рано сообщают им об этом. Именно в таких компаниях лучше всего держать работодателя в курсе с самого начала. Сотрудница американской компании Peppercom Джекки Колек нервничала, собираясь сообщить своим работодателям о беременности, пишет The Wall Street Journal. Ее босс Эд Моед не только спокойно отреагировал на это, но и предложил ей стать партнером фирмы на шестом месяце беременности. “Я только хотел быть уверенным, что она вернется”, — сказал он. Чуть позже ее изначальная открытость облегчила решение вопроса о паре дополнительных недель декретного отпуска.

“Своему руководителю я сообщила о беременности сразу, и он был очень благодарен мне за это, — рассказывает Алферова. — В январе — феврале в нашей компании, когда происходит планирование работы на год, мы тет-а-тет обсуждаем с сотрудниками и их планы, в том числе связанные с рождением детей, — просим их как можно раньше сообщать об этом”. В прошлом году кроме Алферовой в декрет ушли еще две сотрудницы новосибирского “АНКОРа”, но компания была готова к этому заранее.

Дородовая подготовка

Начальник отдела регионального развития компании Divizion Елена Магдеева в ближайшие год-два планирует родить ребенка. Как настоящий стратег, она уже начала подготовку: бросила курить и начала готовить себе преемника. Ей очень нравится ее работа, и она хотела бы потом вернуться. “Тот факт, что я не создам проблем для своей компании, на мой взгляд, поможет мне вернуться на это место”, — говорит Магдеева. Она не собирается отрываться от забот о будущем ребенке во время декретного отпуска и планирует выйти на работу не раньше чем через год-полтора. На недавнем брифинге Магдеева сообщила обо всем этом своему начальнику, после чего они вместе обсудили кандидатуру преемника. “Раньше я работала в крупной международной компании, там, возможно, я не предупреждала бы настолько заранее — там налаженные бизнес-процессы и довольно легко было бы подобрать преемника, — рассказывает Магдеева. — Но в нашем головном офисе работает 50 человек, и уход любого человека был бы заметен, тем более что моя должность и зона ответственности велика”.

Помнить о детях

Подготовка преемника вовсе не означает, что сотрудница не сможет вернуться на собственное место. Напротив, если человек настроен на долгие отношения с работодателем, нужно осознавать свою ответственность.

Однако не стоит забывать и об ответственности перед собственным ребенком. Евгения Абрамсон, консультант компании “Комплексные технологии управления”, кандидат психологических наук и мама двоих детей, считает, что карьерно-ориентированные мамы часто об этом забывают. Она называет свою позицию “глубоко немодной”, но говорит, что, если есть возможность не работать хотя бы с пятого месяца беременности, этой возможностью нужно воспользоваться. “Немножко не до работы в этот момент: какие-то другие процессы выходят на первый план, и приоритеты смещаются, — говорит Абрамсон. — От того, что ты сидишь восемь часов в помещении с четырьмя компьютерами вокруг, не гуляешь, находишься в состоянии стресса и ешь столовские обеды, ребенку лучше не становится”.

Руководитель 1-го дородового отделения НИИ акушерства и гинекологии РАН Ольга Аржанова рассказывает, что многие бизнес-вумен берут в стационар ноутбук. “С одной стороны, эти женщины хорошо обеспечены и уверены в себе, но и у них есть свои проблемы, — рассказывает Аржанова. — Именно среди этой группы много преждевременных родов”.

Состояние беременности чревато перепадами настроения, физическим недомоганием. И если некоторым пережить это состояние помогает работа, то для других каждый рабочий день становится настоящей мукой. “У меня 12 недель… И на работе я себя чувствую ужасно! Мне плохо, зябко, я постоянно хочу есть, а уж о том, как я хочу спать, вообще не говорю. Я хочу в декрет. Но меня не пустят, и никаких поблажек мне не будет, потому что работа у меня легкая — я секретарь!” — описывает свои рабочие будни беременная женщина в онлайновом дневнике сайта “7я.ру”.

Справедливости ради стоит сказать, что большинство современных офисных жительниц придерживаются мнения “что хорошо маме, то не вредно ребенку” и что главное — настрой и то, ходишь ли ты на работу с удовольствием. Кроме того, большинство врачебных рекомендаций, по общему мнению, трудновыполнимы: тем, кто на работе сидит, рекомендуют ходить, тем, кто ходит, рекомендуют сидеть, перевестись на другую работу и подкладывать под спину подушечку, а во время перерыва на обед лежать на левом боку.

Ольга Дзюба сообщила директору о том, что планирует уйти в декрет, еще на втором месяце беременности. Ей сразу же установили жидкокристаллический монитор, чтобы уменьшить облучение. В течение всей беременности она избегала подходить к копировальному аппарату и поднимать тяжести. В итоге за месяц до родов Дзюба перешла на гибкий график, так и не вспомнив о своем первоначальном намерении пораньше уйти в декрет.

Если позволяет работа, стоит подумать и том, чтобы начать работать дома. Врачи поддерживают подобные рекомендации. “Если есть возможность не находиться постоянно в офисе или даже работать дома, если работа приносит радость и не утомляет, то почему бы и нет, — говорит Аржанова. — Следите за своим состоянием и подходите ко всему разумно”. Кроме того, как замечает Алферова, это поможет сохранить рабочую форму и контакты с работодателем. Одна из ассистентов-консультантов новосибирского “АНКОРа”, сидя в декретном отпуске, делает из дома звонки по обновлению информации в базе данных.

Эксперты дают несколько советов, как сделать, чтобы беременность не помешала карьере:

Не скрывайте своей беременности. Доверительные отношения расположат работодателя и обеспечат должное отношение к вашему состоянию.

Оцените свои силы и не идите на поводу у работодателя. Не забывайте, что ребенок точно так же требует заботы, как и компания.

Подумайте о возможности работать дома. Это поможет не выпасть из рабочего ритма и пойдет на пользу будущему ребенку.

Подготовьте себе замену.

Юлия А. Васильева
Наталья Ульянова

Начать дискуссию