Еще недавно их лестно именовали «золотым запасом», «фундаментом финансовых компаний», «двигателем банковского ритейла».
Тем сложнее теперь обесцененным экс-менеджерам среднего звена оказаться между небом и землей: с финансовым опытом и победным списком проектов, но, увы, без работы. Именно «середняки» банковской системы больше всего упали в цене за последние месяцы. По подсчетам экспертов, снижение зарплат мидл-служащих в банках с начала года составило больше тридцати процентов. Куда держат путь вчерашние рабочие лошадки известных финансовых учреждений и откроет ли им объятия реальный сектор экономики, как пророчили эксперты еще два месяца назад?
ДЕШЕВЫЕ И СЕРДИТЫЕ
Зарплата менеджеров среднего звена столь заметно упала по закону рынка: последние два года доход финансистов, причисленных к специалистам средней руки, рос непропорционально их квалификации и трудовым затратам. Так оценивает резкое удешевление «середняков» финансовой сферы Юлия Винча, управляющий партнер кадрового агентства «Юнити».
По ее словам, кризис наконец-то вскрыл тот факт, что между начинающими специалистами и сформировавшимися управленцами до последнего времени не было разделительного барьера: и те и другие именовались менеджерами среднего звена и получали фактически равную зарплату.
Сейчас, когда рынок соискателей превратился в рынок работодателя, произошло снижение зарплат до реального уровня, поясняет Юлия Винча тенденцию на рынке труда в сфере финансов.
Между тем «уценка» менеджеров среднего звена может быть следствием вполне житейского момента. «Белую» зарплату, по словам гендиректора «ФКД-Консалт» Оксаны Ворохоб, снова стало невыгодно платить, поэтому официально на бумаге демонстрируется резкое снижение, а «за кадром» нужным специалистам, к которым как раз чаще всего и причисляют менеджеров среднего звена, доплачивают премии в конвертах.
Впрочем, не все эксперты согласны с тем, что существенное падение дохода «середняков» на фоне остальных категорий банковских служащих так очевидно. «Не думаю, что менеджеры среднего звена больше других упали в цене, - сомневается Марина Леонова, руководитель направления по прямому поиску «Финансы» компании «Империя кадров». - Просто для подобных сотрудников данные сокращения переживаются болезненнее в сравнении с топами».
Для последних, уверяет эксперт, снижение зарплат - скорее психологический удар, так как даже в урезанном виде их дохода хватит для поддержания более или менее привычного уровня жизни. Что же касается «середняков», то у них впервые за долгое время возникают проблемы с поддержанием минимального жизненного уровня: аренда квартиры, содержание ребенка, а то и всей семьи, некоторые члены которой также остались без работы. В этой связи менеджеров среднего звена действительно можно назвать заложниками финансового цунами.
Но с другой стороны, не все так критично, как кажется, уверяет Татьяна Малосиева, старший консультант направления «Банки» Агентства «Optimus Group». «В настоящий момент мы столкнулись с новой ситуацией, - рассказывает она. - Так, например, менеджеры back и middle officе, уволенные или сокращенные в ноябре-декабре и трудоустроенные в январе с понижением уровня зарплаты на 40-50%, в марте смогли найти другую работу с прежним уровнем зарплаты».
Впрочем, факт остается фактом: для менеджеров front office фиксированная часть стала меньше, а основной результат привязан к процентам и бонусам. Но даже при таких условиях уцелеть удалось не всем. Свет в конце тоннеля многим из выброшенных за борт мерещился в смежных областях. Но оправдываются ли прогнозы HR о том, что успешные менеджеры среднего звена даже после сокращения не останутся без работы, так как будут востребованы в реальном секторе экономике?
БАНКИРОВ НЕ ПРЕДЛАГАТЬ
Увы, реальный сектор, как спасательный круг, большинству экс-работников банка рассматривать не стоит.
Консультант рекрутинговой компании HRCT Наталья Воскобойникова отмечает, что массового перехода финансистов и банкиров в другие отрасли пока не происходит. Гендиректора предприятий не готовы брать бывших банковских служащих по причине того, что работали они в узком сегменте и, следовательно, не могут конкурировать с универсалами из реального сектора.
«Часто они не могут соперничать даже с самыми молодыми специалистами, к примеру, в продуктовой или фармацевтической отрасли», - поясняет специфику рынка г-жа Воскобойникова.
комментарий эксперта
1. Есть ли реальные предпосылки для того, чтобы уволенный средний класс финансистов организовывал свой бизнес - к примеру, консалтинговый?
оставившая без работы стажеров, новичков и административный персонал. В марте этого года прошла вторая волна, смывшая значительную часть IТ-консультантов. Не трогают пока только программистов, которых и так мало. Но, по сведениям Работы.ру, в одной из компаний (ТОП-3) зарплаты сократились на 7-30% в зависимости от заслуг работника.
Такой сценарий развития событий представляется маловероятным. Дело в том, что рынок консалтинговых услуг буквально терпит бедствие. На ладан дышат сотни, если не тысячи мелких агентств, оказывающих бизнес-услуги. Представители достаточно крупных и известных компаний на условиях анонимности сообщают корреспондентам Работы.ру о 70-80%-ном падении продаж. Флагманы, компании BIG 4 еще держатся на плаву, но для некоторых подразделений сокращают рабочую неделю, отправляют сотрудников в неоплачиваемые отпуска. А это уже «белая кость» консалтинга.
Не лучше дела у IT-внедренцев (автоматизация, ERP-системы т.д.): в конце прошлого года, когда проекты по внедрению были в стадии реализации, прошла первая волна увольнений,
2. Есть ли предпосылки к открытию своего дела уволенными консалтерами?
Определенно - нет. Открытие бизнеса - это инвестиции. А инвестиции на падающем рынке - сомнительное с точки зрения рисков дело. Выиграть могут лишь те, кто обладает хорошими связями в бизнес-сообществе. Так называемые социальные брокеры, которые могут заполучить драгоценные заказы на неформальной основе и уже под них подобрать лучших из безработных консультантов. Социальных брокеров по натуре и социальному статусу очень мало. Это обычно некоторые сейлзы и менеджеры уровня вице-президента. Говорить о тенденции, мне кажется, не стоит.
Мешает перестроиться и найти себя в смежном бизнесе и налет «звездности». Именно привычка к прежним привилегиям, излишняя зарегламентированность отпугивает потенциального работодателя от менеджеров, долго работавших в банковской среде, считает Юлия Винча. Но если банковский менеджер результативен и предлагает интересные идеи, на него будет спрос и в реальном секторе экономики, поясняет Михаил Жуков, генеральный директор группы компаний HeadHunter.
Пока наиболее активны в «миграции» бизнес-аналитики и консультанты инвестиционных компаний. Эти специалисты пытаются переходить преимущественно в продуктовую, водочную и табачную отрасли. Но, видимо, пока таких уникумов единицы, и потому эксперты сходятся в том, что прогноз на массовый переход бывших банкиров в реальный сектор экономики не состоялся.
«Сейчас сильно ужесточились требования всех работодателей по причине перенасыщенности рынка соискателей, - поясняет разборчивость гендиректоров Марина Леонова. Владельцу фирмы не хочется брать пусть именитых, но непрофильных сотрудников, которых надо доучивать».
Однако рано вешать знак «кирпич» у входа в новый для финансистов бизнес, полагает Татьяна Малосиева. «Проблема простоя на рынке квалифицированных банковских менеджеров не в узкопрофильности, - считает она. - В настоящий момент компании больше озадачены вопросом «как удержать свои позиции» при меньших затратах, а новых дорогостоящих менеджеров берут только на развитие». Не исключено, что спрос на финансистов возникнет, но чуть позже.
ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА
Куда же реально могут «причалить» попавшие под вторую волну - те, кого сократили совсем недавно?
Когда терпение и деньги бесследно исчезают вместе с надеждой найти себе место экономиста или, на худой конец, бухгалтера на каком-нибудь частном островке стабильности, менеджеры среднего звена чаще всего идут… в банк. Нет, не за кредитом, а за работой по демпинговой цене и ненормированному графику.
«Просидевшие без работы месяц-два с большей долей вероятности пойдут работать в тот же банкинг, но на более жесткие условия и по режиму труда, и по зарплате, - подтверждает тенденцию Марина Леонова. - У многих есть шанс вернуться в свою сферу, так как многие банки успели испытать дефицит квалифицированных специалистов, попавших под первую-вторую волну сокращений».
В любом случае данная ситуация, по мнению экспертов, крайне выгодна для банков по трем причинам: специалист будет стоить дешевле, да и спросить с него теперь можно будет строже.
Удачливее всего в поисках те, кто в недавнем прошлом был универсалом: имел опыт продаж не только в рознице, но и в корпоративном бизнесе. Такие грамотные менеджеры, считают эксперты, могут применить свой опыт и в работе с возвратом задолженности. А специалисты по кредитованию могут найти место в страховом бизнесе, где необходимо работать с клиентами: им помогает вписаться в новый поворот хороший навык делового общения.
Но большое значение имеет не только направление, на котором ранее специализировался банковский сотрудник. Результат поиска и, собственно, возвращение к устойчивому доходу во многом зависит от того, насколько специалист готов перестраиваться, приспосабливаться к новым условиям.
факт
«Не удивлюсь, если кто-то из финансистов, никогда не участвующих в активных продажах, сможет включиться в эту сферу с пользой для себя, - уверена Юлия Винча. - Шанс есть. Вспомним 1998 год: бухгалтеры становились менеджерами, потом уходили в новые для себя проекты».
По ее словам, ситуация повторяется: в реальном секторе экономики хорошо понимают, что опытные специалисты их рынка не пойдут к ним на работу без соответствующего денежного вознаграждения, а «чужакам» из финансовой сферы они смогут предложить более низкий уровень зарплат, который есть сегодня и сейчас.
Другой вопрос, много ли найдется менеджеров среднего звена, созревших для смены сферы деятельности после двухмесячного тайм-аута? Процент таких менеджеров не сильно увеличивается, констатируют специалисты.
«У людей срабатывает страх: не знаю, не пробовал, а вдруг не получится, - поясняет Юлия Винча. - И только если запас «на черный день» подходит к концу, процентов двадцать от общего количества финансистов со скамейки запасных готовы к переменам».
ТАЙМ-АУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАПАСЛИВЫХ
Всем павшим жертвой оптимизации специалисты хором рекомендовали выдержать паузу и, пока рынок лихорадит, пойти учиться: повысить квалификацию, улучшить уровень знания языка. Словом, повысить качество собственного профессионального актива, чтобы подороже продать его работодателю. Казалось бы, здравая идея. Тем более что на рынке труда правит бал новый тренд: одни бросились учиться, а другие - учить.
Однако время показало: такой способ сделать хорошую мину при плохой игре по карману только запасливым менеджерам, не влезавшим в длинные кредиты. Ведь инвестиции в интеллект пока не могут быстро окупиться - степень МВА или английский на уровне носителя в нынешних реалиях уже не является для работодателя существенным показателем. Логика ясна: такой сотрудник либо потребует больший фикс, либо при удобном случае первым уйдет на сторону.
Многие из потерявших работу и при этом имеющих достаточно средств действительно инвестируют их в себя. «И, в общем-то, для дальнейших успехов в карьере это одно из самых правильных решений: чем больше сертификатов у вас будет, чем лучше вы будете знать иностранные языки, чем выше будет культурный уровень и шире кругозор - тем больше шансов будет найти хорошую работу или создать свой процветающий бизнес», - поясняет Татьяна Малосиева.
ИЗ БЕЗРАБОТНЫХ В БИЗНЕСМЕНЫ
Но для смелых, активных, а главное - успешных финансистов, «выведенных» за штат, рынок предлагает и другой сценарий развития событий. «Многие специалисты, оставшиеся без работы и не имеющие возможности адекватно реализовать себя в качестве наемных менеджеров, нашли себя во фрилансе, - рассказывает Марина Леонова. - Как следствие, свобода от регламента спровоцировала желание открыть собственный бизнес».
Но есть ли реальные предпосылки для того, чтобы уволенные финансисты среднего класса организовывали свой бизнес - к примеру, консалтинговый?
Чаще всего свой бизнес открывают те, кто так или иначе раньше занимался частным консалтингом. Основной посыл - знакомые клиенты, под которых можно открыть бизнес. Для инвестиционного, страхового, брокерского бизнеса такой сценарий довольно традиционен, считает Татьяна Малосиева.
На рынок медленно, но верно стали приходить компании, созданные буквально месяца два назад. Как правило, это люди, работавшие в крупной компании, у которых была хорошая
клиентская база, налаженные связи, опыт, подтверждает развитие тенденции Юлия Винча. По ее словам, уходя из своей компании, они уводят за собой и клиентов, тем более что начать свое дело сейчас стало легче: подешевели офисы, упали в цене сотрудники. Например, недавно появилась фирма, которая оказывает посреднические услуги в получении кредитов. Ее создали сотрудники, которые работали с крупными банками.
Стало очевидно: собственный бизнес создают уже не единицы. С течением времени небольших частных фирм, основанных менеджерами среднего звена, станет больше, утверждают эксперты.
Такие фирмы не хватают звезд с неба, но, демпингуя, они могут реально удержаться на плаву в ситуации кризиса. У них появляется уникальная возможность проявиться на рынке, заявить о себе в новом качестве.
Некоторые успешные управленцы просто сообща покупают небольшие «карманные» банки и уводят за собой своих давних клиентов, предлагая лучший сервис и условия.
«Для открытия собственного дела у менеджеров среднего звена есть все предпосылки. Лучше не заниматься пережиданием кризиса, а занимать активную позицию, потому что финансовая нестабильность будет очень длительной, - говорит Михаил Жуков, генеральный директор группы компаний HeadHunter. - И я считаю, что сейчас молодым финансистам нужно думать не о том, как найти работу, а о том, как самим создавать рабочие места».
По данным исследования «Империи кадров»
Начать дискуссию