Маркетинг

Осторожно, горячее блюдо!

Чем глубже кризис, тем больше желающих приобрести «непотопляемую» франшизу. Однако президент «Г.М.Р. ПЛАНЕТА ГОСТЕПРИИМСТВА» Мераб Елашвили уверен: с таким подходом о результатах можно даже не мечтать.

Чем глубже кризис, тем больше желающих приобрести «непотопляемую» франшизу. Однако президент «Г.М.Р. ПЛАНЕТА ГОСТЕПРИИМСТВА» Мераб Елашвили уверен: с таким подходом о результатах можно даже не мечтать.

В многотомной энциклопедии российского бизнеса, которая когда-нибудь будет издана, о Мерабе и Георгии Елашвили будет сказано как минимум две вещи. Именно они осчастливили наших детей «киндер-сюрпризами», наладив поставки шоколадных яиц с игрушками внутри, а взрослых приучили к итальянской пицце. В 1997 году братья открыли первый столичный ресторан «Сбарро», а вскоре принадлежащая им «Бразерс и компания» получила статус эксклюзивного франчайзи Sbarro Holdings в России, странах СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы.

Мераб Елашвили

Родился 9 июня 1974 года в Грузии. Окончил русскую школу, Тбилисский промышленный колледж, затем — экономический факультет Института менеджеров. В 2005-м получил диплом Юридического института при Московской академии экономики и права.

В 1996 году вместе с братом Георгием Елашвили и свояком Романом Шамилашвили основал компанию «Пицца Сбарро». Позже она была переименована в «Бразерс и компания», получив статус эксклюзивного франчайзи Sbarro Holdings в России, странах СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы.

С 1998 года — президент компании «Г.М.Р. Планета гостеприимства».

В 2002 году вывел на рынок собственные брэнды «Восточный Базар» и «Баш-на-Баш», а в 2005 году — торговую марку Viaggio.

С 2007 года председатель комитета по франчайзингу ОПОРЫ РОССИИ.

Хобби — настольный теннис, снукер, чтение.

Женат, трое детей.

Легенда

Прежде чем привеcти «Сбарро» в Россию, Мераб Елашвили долго путешествовал по Европе, выбирая подходящий формат. Вариантов было немало, а список серьезных сетевых игроков на российском рынке — на удивление скромным.

Почему выбор пал на Sbarro? Елашвили понравилось, что франчайзер предлагал разумное качество по приемлемым ценам. Ассортимент позволял не только «заморить червячка», но и плотно пообедать. А главное, компания обещала помощь в запуске проекта. Это сегодня о франчайзинге знают все. Но тогда для предпринимателя из России такой подход был в новинку: вот она, практически готовая модель бизнеса; остается только следовать инструкциям — и все получится!

«Я сказал себе: люди хотят качественно питаться вне дома, — вспоминает Мераб Елашвили. — При этом недорого и со вкусом, в приятной обстановке и достаточно быстро. Все говорило о том, что в Sbarro умеют работать и готовы научить всем секретам партнера». К лету 1998 года в Москве работали уже два ресторана «Сбарро». А потом наступил август. Сначала думалось, что это финал. Потом — что скорее все-таки полуфинал. А затем оказалось: сдаваться рановато. Переименованная в «Г.М.Р. Планета гостеприимства» компания медленно, но упорно расширяла сеть. Страна оправлялась от шока, экономический подъем ощущался повсюду, у людей появились деньги… Маховик раскручивался все быстрее.

Сеть

Прописав «Сбарро» в столице, Мераб Елашвили начал всерьез присматриваться к рынкам Санкт-Петербурга и городов-миллионников. С тех пор итальянцы трижды — в 2002, 2004 и 2006 году — объявляли российского франчайзи лучшим из партнеров. Он же тем временем сам пробовал себя в роли франчайзера. В 2002 году «Г.М.Р. Планета гостеприимства» вывела на рынок две собственные концепции — «Восточный Базар» и «Баш-на-Баш», а в 2005 году Елашвили предложил еще один сетевой проект — рестораны итальянской кухни Viaggio.

— Франчайзинг развивался, но как-то не очень активно, — честно признается Мераб. — Да, наши франшизы стали покупать чаще. В лучшую сторону изменилась и репутация франчайзинга как такового. Но с точки зрения законодательства все осталось по-прежнему: высокие риски, незащищенность обеих сторон — и франчайзи, и франчайзера. А теперь вот, в связи с кризисом, добавилась еще одна проблема: попробуйте-ка получить кредит на запуск бизнеса!

С 2007 года Елашвили возглавляет комитет по франчайзингу в ОПОРЕ РОССИИ. Задач у комитета множество, но главная — одна. Который год подряд участники этого рынка ходят по коридорам власти, убеждая: глава 54 действующего Гражданского кодекса тормозит развитие российского франчайзинга. «Коммерческая концессия» и франчайзинг — принципиально разные понятия. Однако термина «франчайзинг» в кодексе не обнаруживается. В итоге целый сегмент рынка развивается не «благодаря», а скорее «вопреки». Каждый договор с партнером, а также любые изменения франчайзер обязан регистрировать в Роспатенте. Время, нервы, деньги...

— По сравнению с расходами, которые мы несем из-за всей этой бюрократии, «пиратство» со стороны бывших франчайзи или нежелание партнеров выплачивать роялти выглядят сущими пустяками, — разводит руками Елашвили. — В итоге за главные козыри франшизы — одинаковый вкус блюд и единые стандарты качества обслуживания — приходится биться не на жизнь, а на смерть. А ведь сегодня самое время помочь развитию франчайзинга. В условиях кризиса вряд ли кто-то рискнет развивать совсем уж новый бизнес. Другой разговор — франчайзинг.

Острота момента

— Так что же, спасение от кризиса в массовом развитии франчайзинга?

— Вот это самый опасный момент, — говорит Елашвили. — Приходится отвечать и «да», и «нет». Честно скажу. Я знаю многих предпринимателей, которые покупали ту или иную франшизу и все равно банкротились. Франчайзинг вовсе не обещает стопроцентного успеха. Чудес не бывает. Мало того, даже у некоторых из наших партнеров были такие вот ожидания. Дескать, если я купил вашу франшизу, да еще и паушальный взнос уплатил, и роялти буду перечислять, то вы мне должны гарантировать коммерческий успех — а я буду отдыхать и считать прибыль.

— Иждивенческая позиция…

— Именно! Я открыто говорю: когда мы выходим в новый регион, от местных партнеров на самом деле куда больше пользы, чем от нас. Они лучше знают региональные нравы и обычаи, все «входы и выходы». Мы же транслируем им скорее технологический опыт и готовы подсказать, как и куда расти. Но это опять-таки не гарантирует, что бизнес партнера будет успешен, если, вложившись в покупку франшизы, предприниматель сядет в кресло и будет ждать результатов, которые появятся «по щучьему веленью»!

— Часто попадаются такие партнеры?

— Часто. Как ни грустно. С каждым годом спрос на франчайзинг растет. А значит, растет и число «клиентов», которые спрашивают: «Ну вы же наберете для меня персонал, обучите, проконсультируете, если что-то пойдет не так?» Мы отвечаем: «Да, будем строить партнерские отношения. Поможем с набором персонала. Обучим ваших людей. Дадим совет, если вы не сможете сами найти решение той или иной проблемы. Но в конечном счете риск не за нами, а за вами. И скажите, как я могу принять решение за партнера, если я рискую его деньгами?» Я все думаю, как бы устроить эффективную пропагандистскую акцию, чтобы донести до всех интересующихся покупкой франшизы: франчайзинг — это прекрасный инструмент для развития бизнеса. В том числе для развития бизнеса малого, на котором во всем мире держится экономика. К тому же этот инструмент можно «клонировать». Но, получив такой инструмент в руки, нельзя сидеть, эти самые руки «сложа». Перефразируя известный афоризм, можно сказать так. Франчайзер предлагает не рыбу, а удочку, чтобы эту рыбу ловить. Но если, получив удочку, человек поставит ее в чулан, рыбы он не наловит.

В целом желающих начать бизнес из-за кризиса стало меньше, чем еще полгода назад. Разумеется, проверенные бизнес-модели, как и любая возможность вести рентабельный бизнес, продолжают пользоваться спросом. В этом смысле интерес к нашим франшизам остается высоким. Но вот процент тех, кто благодаря франчайзингу пытается «пересидеть» трудные времена, действительно вырос. Я же уверен, что «переждать» кризис в тихой гавани не получится. Даже благодаря франчайзингу. Об этом нужно говорить честно, никого не вводя в заблуждение.

— Не боитесь, что ввиду снижения доходов люди станут меньше кушать вне дома?

— Боюсь. Представьте: раньше у человека была возможность пообедать в ресторане, а теперь его либо сократили, либо урезали ему зарплату, либо работает только один из членов семьи. В таком случае проще взять из дома бутерброд, чем в обеденный перерыв пойти в закусочную. Но это «логические рассуждения». Пока ни у «Сбарро», ни у «Восточного базара» выручка не падает. Разве что мы ожидали куда большего роста.

— А что творится на местах?

— Ну, вот в Калининграде партнеры решили продать бизнес. Мы выкупили рестораны, теперь они в собственности компании. Такое случается. Бывает, приезжаешь в регион и видишь, что ресторан стоит пустым. Начинаешь анализировать: почему работа неэффективна? Может, обслуживают не так? Или заведение находится слишком далеко от основных потоков людей? Или, может быть, маркетингом не так занимаются, надо проводить больше акций?

— Сколько по нынешним временам нужно денег, чтобы открыть ресторан?

— Если говорить о наших марках, то вложения зависят от формата. Заведение на фуд-кортах торговых центров требует примерно 250 тысяч долларов. Ресторан с буфетом — формат посложнее, тут придется потратить около 350 тысяч долларов. Отдельно стоящее здание — это уже 500-600 тысяч долларов. Ну а в случае с Viaggio и «Баш-на-Баш» инвестиции зависят от площади и оформления. Здесь все решается индивидуально. По оценкам, понадобится от 700 тысяч до миллиона долларов.

Вы, конечно, захотите узнать, как быстро окупаются такие вложения. Рестораны на фуд-кортах — в среднем за два года. В отдельно стоящих зданиях — за три–четыре года. Viaggio и «Баш-на-Баш» окупаются за четыре–пять лет. Это, так сказать, реалистичный прогноз. В условиях кризиса, думаю, показатели не изменятся.

Сегодня по франчайзингу у нас открыто одиннадцать ресторанов. Остальные — наши, корпоративные. Что же касается окупаемости франчайзинговых ресторанов, то тут нужно учитывать оговоренное контрактом количество ресторанов, планируемых к открытию. Чем больше заведений планирует открыть франчайзи, тем выше паушальный взнос: он у нас суммарный за все точки. Следовательно, и срок окупаемости может возрасти на несколько месяцев. Зато и ожидаемая отдача будет выше.

— В собственных проектах вы также использовали опыт «Сбарро»?

— Скажу так: опыт этот не стал лишним. Конечно, концепции наших собственных ресторанов совсем иные. Главное здесь — как раз не унификация, а полный креатив. Однако перспективы мы анализировали не менее тщательно, чем в ту пору, когда начинали со «Сбарро». Например, перед тем как открыть Viaggio, наши архитектор, менеджер по брэндам и шеф-повар побывали в Италии. Изучали местные кулинарные традиции, привезли массу впечатлений и свежих идей. Затем диагностировали рынок. Пытались понять, что здесь востребовано. Что-то, конечно, дорабатывали по ходу дела. Не все получилось быстро и сразу, как планировали. Зато теперь Viaggio — наше любимое детище. 1 февраля концепции исполнилось четыре года, у нас уже семь ресторанов, и все они олицетворяют тот или иной итальянский город: Неаполь, Венецию, Пизу, Милан, Турин и другие. В 2008 году ресторан Viaggio открылся в столице Египта — Каире.

— Так все-таки: помогает франчайзинг в кризис или нет?

— А не важно, франчайзинговая у вас компания или нет! Сегодня помещения стоят дешевле: появился реальный доступ к коммерческим площадям. Да и стоимость персонала упала. Квалифицированных специалистов теперь можно нанять по адекватной стоимости. Отсюда вывод. Если у вас на руках есть наличные, и вы хотите закрепиться в той или иной нише на рынке, учтите: сейчас для этого самое подходящее время. В том числе — для запуска бизнеса по франчайзингу. Всегда легче, когда за тобой стоит известный брэнд.

Тихая гавань?

В течение всего 2008 года «Бизнес-журнал» следил за любопытным проектом. Речь шла о плане развития бизнеса по продаже «кастомизированных» мужских сорочек. В обычном магазине рубашку приходится покупать целиком. Идея состояла в том, чтобы предложить покупателю самостоятельно собирать сорочку из отдельных «комплектующих». «Человек сам придумает для себя рубашку, а мы ее быстро сошьем и получим неплохой доход», — мечтал автор проекта. Но увы. Проработав пару месяцев, молодая компания обслужила несколько десятков клиентов и тихо закрылась. Недавно мы поинтересовались, как идут дела у этого предпринимателя. «В начале года, — ответил он, — вместе с партнером я купил франшизу косметической марки. Франчайзинг — лучший способ переждать кризис. А потом попробуем реанимировать наш рубашечный проект».

— При встрече с трудностями у многих просто не хватает духу продолжать начатое, — комментирует Андрей Сырокомский, владелец компании «Далион», занимающейся подбором подарков. — Появляется стремление «защититься», получив взамен уникального бизнеса… пережеванный. Но франшиза — лишь видимость гарантии. Люди насмотрелись мрачных телепередач «про кризис», побросали свои бизнесы и пытаются спрятаться под фартуком у франчайзеров. Но даже самый лучший франчайзер не даст вам и половины того опыта, который вы получаете, занимаясь собственным делом!

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.