В июне, констатируют рекрутеры, запросов на персонал стало больше примерно на 10%. Но эксперты считают, что, даже если подобный рост сохранится, прошлогоднего уровня рынок достигнет лишь года через два-три
Традиционно лето было периодом затишья на кадровом рынке — число вакансий снижалось, а в этом году на портале «Работа@Mail.Ru» количество вакансий растет в среднем на 10-12% за месяц«, — удивляется Алена Владимирская, руководитель проекта «Работа@Mail.Ru». Рост, по ее данным, наблюдается и в Москве, и в регионах: в фармацевтике в мае — июне объем вакансий увеличился на 6%, в сфере общественного питания, продаж и B2B-секторе — на 12%. Даже в сфере торговли недвижимостью — на 8% (хотя еще в мае было падение на 3%). Стабильный рост продолжился в сфере IT — на 6-8% в месяц. Зато продолжается падение в промышленном производстве — на 7%, в топ-менеджменте — на 6%, в маркетинге — на 3% в месяц. И в сфере журналистики количество вакансий стремится к нулю.
Юрий Вировец, президент группы компаний HeadHunter, утверждает, что на портале hh.ru в июне было опубликовано на 20% больше вакансий, чем в мае. Прирост в IT и административной сфере составил около 50% общего числа размещенных вакансий. Наибольший же месячный прирост зафиксирован в категориях «туризм — гостиницы — рестораны», «административный персонал», «добыча сырья» (см. график). Сезонное сокращение спроса наблюдалось лишь в сферах «некоммерческие организации» и «наука — образование».
По данным SuperJob.ru, в июле в категории «производство — обработка» число вакансий выросло на 9,4%, в FMCG — на 14%, в финансово-банковском секторе — на 4,4%, в консалтинге — на 5,3%, в торговле — на 9,3%, в радиотехническом оборудовании и машиностроении — на 6%, в фармацевтике — на 2% и строительстве — на 1%.
По наблюдениям президента портала SuperJob.ru Алексея Захарова, за четыре первых месяца кризиса база вакансий в интернете рухнула примерно на 70%, после чего с зимы стала медленно восстанавливаться. Но Захаров полагает, что, даже если рост продолжится, рынок вакансий восстановится лишь к 2011-2012 гг.
Оптимизм не разделяют
Тем временем и кадровые компании наблюдали в июне рост заказов на подбор персонала. «Дно на кадровом рынке было достигнуто в апреле — мае 2009 г.», — считает Сергей Саликов, гендиректор кадрового холдинга «Анкор». В его компании в мае число заказов на подбор персонала увеличилось на 7,5%, а в июне — на 9%. «Мы наблюдаем большую по сравнению с прошлым месяцем потребность в персонале со стороны ведущих фармацевтических компаний, значительный рост портфеля заказов от металлургических предприятий, повышенную активность в сфере ритейла, а также некоторое оживление в банковском секторе», — говорит Саликов. По его оценкам, рынок войдет в стабильную фазу роста осенью 2009 г. А с 2010 г. можно ожидать рост числа вакансий не менее 15%.
Наталья Курантова, директор по продажам Kelly Services CIS, на примере своей компании наблюдает рост числа заказов по подбору персонала во II квартале на 10% по сравнению с первым. По ее словам, сохраняется активный спрос на специалистов в области продаж (мерчандайзеры, торговые представители, менеджеры по работе с ключевыми клиентами, региональные менеджеры по продажам). Стабилен спрос на главных бухгалтеров и финансовых контролеров. Востребованы специалисты по внедрению ERP-систем (например, SAP и т. д.). В HR-сфере проявляют интерес к специалистам по компенсациям и льготам. Есть запросы на юристов.
«Прирост числа вакансий во II квартале 2009 г. относительно первого — 42%, — утверждает Ирина Курганова, руководитель департамента по развитию бизнеса кадровой корпорации Manpower, но не испытывает особого оптимизма: — Отмечать это как устойчивую позитивную тенденцию на рынке труда рано».
Компания Antal констатирует двукратный рост вакансий в B2B-секторе за последние пару месяцев. В «Империи кадров» подсчитали прирост предложений работы в июне: в FMCG — на 32%, в категории «фармацевтика, медицинское оборудование» — на 22%, «аудит, консалтинг широкого профиля» — на 12%. Впрочем, руководитель исследовательского центра «Империи кадров» Юлия Пискунова отмечает, что за год объем вакансий на рынке труда сократился: в зависимости от отрасли падение составило от 1,45 («фармацевтика, медицинское оборудование») до 3,67 («финансы, банки, инвестиции») раза.
По данным Минздравсоцразвития, регистрируемая безработица снижается третий месяц подряд: на 8 июля официально зарегистрировано 2,145 млн безработных, что на 0,3% меньше, чем неделей ранее. Впрочем, рост регистрируемой безработицы может возобновиться после летнего сезона, считает руководитель Роструда Юрий Герций: к концу года число безработных может увеличиться до 2,6 млн человек.
Прогнулись под кризис
Мониторинг Exclusive Personnel показывает, что объем кадрового рынка в июне вырос на 7%, ежедневный фонд вакансий увеличился на 10%. Но Александр Казаков, заместитель гендиректора Exclusive Personnel, полагает, что на росте числа вакансий и заказов у рекрутеров могло сказаться снижение стоимости размещения вакансий на интернет-досках и изменение тарифов на рынке рекрутмента. Если раньше трудоустройство одного кандидата оценивалось в 20-25% от его годового вознаграждения, то теперь могут брать и 8%, говорит Казаков. «Условия публикации вакансий не изменились, — возражает представитель HeadHunter. — В регионах они бесплатны все, в Москве, Питере и России в целом — бесплатны три вакансии в месяц». О том, что тарифы принципиально не снижались и в SuperJob.ru, заявила Валерия Чернецова, ведущий аналитик исследовательского центра портала.
Статистика карьерных сайтов может неточно отражать ситуацию на рынке труда, говорит Юна Скобликова, вице-президент Ассоциации консультантов по подбору персонала. Ей известны клиенты карьерных сайтов, которые работают в рамках годовых контрактов на 2009 г., а те были составлены из довольно оптимистичных прогнозов осенью 2008 г. Не исключено, что некоторые рекрутеры сейчас используют избыточные объемы, например, для того, чтобы освежить базы данных, говорит она.
«Стабилизация экономики сопровождается изменениями в системе управления компаний, — считает Ховард Полиньски, руководитель группы повышения эффективности бизнеса КПМГ в России и СНГ. — Первой реакцией на кризис было резкое сокращение затрат. Реакция носила спонтанный, иногда панический характер. Сейчас акценты меняются. Затраты остаются предметом пристального внимания, но важнее, что руководители теперь ищут пути их стратегического сокращения. Компании стали пользоваться общими центрами обслуживания, менять организационную структуру, преобразовывать системы мотивации, управление денежными средствами. Эффект от таких мер будет носить долгосрочный характер».
Начать дискуссию