Маркетинг

Ахиллес и черепаха

Объединенная сеть «РОСТИК’C KFC» пытается превзойти безоговорочного лидера российского рынка фастфуда — McDONALD’S. Орудием главного калибра в этой битве назначен франчайзинг. Сработает ли?

Объединенная сеть «РОСТИК’C KFC» пытается превзойти безоговорочного лидера российского рынка фастфуда — McDONALD’S. Орудием главного калибра в этой битве назначен франчайзинг. Сработает ли?

В погоню за McDonald’s совместное предприятие «Ростик’с KFC» устремилось еще в 2005 году — сразу после подписания соглашения о стратегическом альянсе между Yum!Brands и «Росинтер Ресторантс Холдинг». Тогда партнеры сообщили о намерении инвестировать около 100 млн долларов в запуск трех сотен заведений под совместной торговой маркой «Ростик’с KFC», причем американский партнер гарантировал финансовую поддержку в форме кредитов, планируя вложить в проект около 30 млн долларов.

Гендиректор «Ростик’c KFC» Ник Глушко не скрывает, что это был «брак по расчету»:

— Yum!Brands работала в России по франчайзингу с конца 90-х, управляя брэндами KFC и Pizza Hut, но — исключительно в Санкт-Петербурге. Стоять на одном месте нельзя было, нужно было развиваться. Но как? В итоге менеджмент Yum!Brands пришел к выводу: необходимо стратегическое партнерство с сильным местным игроком индустрии быстрого обслуживания. Это позволило бы освоить секреты ведения бизнеса в России, воспользоваться чисто российскими управленческими и товарными инновациями и, обладая столь ценной информацией, научиться быстро реагировать на рыночные изменения. Таким партнером для нас и стал «Ростик’с».

К тому моменту марка «Ростик’с» с полным правом считалась одной из сильнейших в своем сегменте, а общее количество заведений, работающих под управлением «Ростик Групп», составляло около сотни. Впрочем, такой союз оказывался весьма привлекательным и для российской компании, стремившейся дополнить «секреты ведения бизнеса в России» международными стандартами, опытом, а также разнообразным меню Yum!Brands, открывшей около 35 тысяч ресторанов по всему миру.

Синергия обещала быстрый выход на рубежи, достижение которых потребовало бы от каждого из участников альянса по отдельности долгих лет. Впрочем, формирование союза было предопределено еще одним обстоятельством: «Ростик’с» и KFC работали практически в идентичных форматах. А значит, альтернативой миру и согласию оказывались лишь конкуренция и жесткая борьба.

Первым плодом совместной деятельности стал ребрэндинг. На его подготовку игроки потратили девять месяцев. «У нас была целая программа, которая предусматривала постепенный ребрэндинг около 90 ресторанов. Что же касается новых точек, то их мы открывали уже с учетом изменений в дизайне», — вспоминает Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, основатель и президент «Ростик Групп». Впрочем, на деле предпринятая реформа далеко выходила за рамки банального редизайна. В частности, новое меню, объединившее самые популярные блюда от «Ростик’с» и KFC, прошло «обкатку» в нескольких тестовых ресторанах.

Два в одном

Одним из конкурентных преимуществ СП еще в момент формирования альянса эксперты называли концепцию двойного позиционирования. Ведь соперниками «Ростик’с KFC» оказывались либо глобальные игроки, либо — российские, чаще всего делающие акцент на национальной самобытности. «Мы же — российский… или славянский брэнд, получивший поддержку одного из мировых брэндов быстрого обслуживания. В этом сочетании, думаю, и кроется ключ к успеху. Мы остаемся близкими, понятными для наших гостей, потому что — «здешние». С другой стороны, нам удалось обогатить свой опыт международной практикой ведения бизнеса и управления ресторанами», — поясняет Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко.

Руководитель российского направления брэндингового агентства Fitch Елена Чувахина согласна: положенная в основание альянса идея вполне продуктивна: «Российская компания опирается на поддержку известного международного брэнда. Как следствие, формируется сильный игрок. Но и KFC выигрывает от такого сотрудничества, поскольку местным брэндам по определению проще соответствовать предпочтениям жителей конкретного региона. Чего не скажешь о международных компаниях, пришедших с Запада».

Но не все участники рынка разделяют такое мнение. Для исполнительного директора консалтинговой компании RestCon Андрея Петракова разговоры о «славянских корнях» — пустой звук до тех пор, пока потребитель не поддержит их трудовым рублем.

— Здесь важны не виртуальные оценки клиентов, а реальные действия, — говорит Петраков. — Реальность же такова: при наличии достаточных средств мы покупаем иномарку, а не отечественную машину. А при выборе ресторана, кафе или фастфуда идем туда, где вкусно, весело, модно, красиво и т. п. Патриотизм — довольно слабое основание по сравнению с другими человеческими потребностями. Особенно если речь идет о еде.

— Вкус, чистота и дисциплина персонала важнее всех этих отвлеченных понятий о «славянском характере брэнда» вне зависимости от того, опирается он на поддержку зарубежного партнера или нет, — подтверждает Михаил Дымшиц, гендиректор компании «Дымшиц и партнеры».

Зато мало кто готов поспорить с тем, что опыт зарубежного партнера позволит объединенной сети отстроить технологический цикл в соответствии с лучшими мировыми стандартами. «Ведущие зарубежные брэнды отличает жестко построенный технологический процесс», — подчеркивает Александр Иванов, вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров.

Елена Чувахина полагает, что от KFC российский партнер должен был перенять оптимальное соотношение цены и качества, эффективные логистические механизмы, а также привычку постоянно обновлять меню и поддерживать высокие стандарты обслуживания. Так и случилось. Но и «встречное движение» оказалось не менее заметным. Пропитавшись «славянским духом», KFC начала включать в меню своих ресторанов за рубежом шашлык, солянку и чебуреки. «Реакция на эти блюда была просто фантастической», — уверяет Ник Глушко. И не важно, что славянским блюдом в этом списке оказывается разве что солянка.

Марш-бросок

Любители аналогий сочтут, что наличие апострофа перед буквой «с» в названиях конкурентов, «Ростик’с KFC» и McDonald’s, — особый знак, чуть ли не символ неизбежной конкуренции. А исследователи корпоративных летописей вспомнят, что давно уже пропитавшийся местным духом российский филиал McDonald’s несколько лет назад стал инициатором появления пирожков в глобальном меню сети. Это обстоятельство радует главу McDonald’s в России Хамзата Хасбулатова не меньше, чем Ника Глушко — интеграция шашлыка, чебуреков и солянки в интернациональное меню KFC. Вот только к франчайзингу конкуренты относятся по-разному.

«Ростик’с KFC» пытается догнать лидера как раз благодаря продаже франшиз. «Все правильно, — комментирует стратегию компании Александр Иванов (Ассоциация рестораторов и отельеров). — Возьмите рестораторов средней руки в Рязани, Туле или Пензе. Если туда придет узнаваемый, раскрученный федеральный брэнд, они же двумя руками схватятся за него!» Да и Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко уверяет, что за последние полгода спрос на торговые марки группы со стороны потенциальных франчайзи ощутимо вырос: «В период нестабильности это объяснимо, так как предприниматели хотят снизить свои риски, открывая дело по уже проверенной бизнес-модели, под известной и хорошо продвигаемой торговой маркой, а также при гарантированной профессиональной поддержке. Вот почему мы ожидаем, что количество наших лицензионных ресторанов будет расти».

Тем временем еще весной, обсуждая с «Бизнес-журналом» перспективы запуска российским офисом McDonald’s программы франчайзинга, Хамзат Хасбулатов не спешил делать громких заявлений: «На многих национальных рынках, где McDonald’s использует франчайзинг, эта модель подтвердила свое преимущество, — говорил Хасбулатов. — Я уверен, что то же самое будет со временем и в России. Но мы хотим сформировать мощный фундамент для развития бизнеса и брэнда. Не вижу никаких преград для запуска такого проекта. Однако для начала мы должны выстроить мощную логистику, чтобы купивший франшизу предприниматель мог работать успешно. Так что к вопросу о франчайзинге мы обязательно вернемся после того, как в еще большей степени расширим свою географию в России».

Около половины действующих под торговыми марками «Ростик’с KFC» ресторанов открыто как раз по франшизе. Но в компании признают: развитие франчайзингового проекта — вовсе не увеселительная прогулка. «Я был просто шокирован вначале, когда узнал, что для запуска одного нашего ресторана требуется до 87 согласований и разрешений! — восклицает Ник Глушко. — Ну ладно, мы — крупная компания. А как в таких условиях работать малым бизнесменам?»

Мало того, далеко не во всех регионах использование франчайзинга выглядит целесообразным. «Чем дальше мы продвигаемся на восток, тем меньше потребители и потенциальные франчайзи знают, что такое KFC и даже «Ростик’с». Поэтому там, где наша марка не слишком хорошо известна, приходится сначала открывать собственные рестораны, чтобы показать, как мы работаем. Постепенно брэнд компании становится известным для клиентов, а потенциальные франчайзи начинают проявлять интерес к нашей бизнес-модели», — говорит Ник Глушко.

Кстати, Глушко не опасается, что, почуяв за спиной дыхание преследователя, наращивающего сеть франчайзи, McDonald’s в России попытается ответить тем же оружием. «У McDonald’s просто другая стратегия. Эта компания в России уже 20 лет, с самого начала она заручилась доверием правительства, получила доступ к лучшим местам. Прибавьте к этому известность брэнда на мировом рынке и обилие рекламы. Так что успех очевиден. Эта сеть генерирует такой денежный поток, что ей достаточно развиваться собственными силами, не прибегая к франчайзингу, — говорит Глушко. — Но у нас есть свои преимущества — работа по франчайзингу и наша децентрализованная система, предполагающая наличие местных, локальных поставщиков в каждом регионе. Это позволяет развивать нашу сеть быстрее, чем если бы мы открывали собственные рестораны. Когда мы начинали, у нас было лишь 90 точек, но всего за несколько лет мы удвоили их количество».

Так есть ли у «Ростик’с KFC» шансы обогнать McDonald’s? Даже если использовать в качестве критерия на промежуточном финише общее количество заведений, задача не выглядит легкой. Да, «Ростик’с KFC» растет. Но и McDonald’s не стоит на месте: несмотря на кризис, Хамзат Хасбулатов собирается открыть до конца 2009 года еще несколько десятков ресторанов. Мало того, в интервью «Бизнес-журналу» он утверждал, что компания не испытывает никаких проблем с ликвидностью.

Да и сам по себе франчайзинг — инструмент не идеальный. «Уровень бизнес-культуры в нашей стране таков, что требует гораздо больших усилий со стороны франчайзера по обеспечению и контролю единых стандартов, чем в развитых странах, — подчеркивает Андрей Петраков (RestCon). — Кроме того, не следует сбрасывать со счетов такие важнейшие показатели, как место, в котором открывается новое конкретное заведение, и целый ряд других параметров. Вот почему в условиях недоразвитости франчайзинга более предпочтительной мне кажется система, используемая McDonald’s. — Понятно, что это явление временное. Будет и у нас цивилизованный франчайзинг. Но — не сегодня. Тем временем способность McDonald’s обеспечить каждому своему ресторану отличные стартовые условия дает основания полагать, что в обозримом будущем вряд ли кто-то из игроков рынка фастфуда сможет приблизиться к этой компании по качеству каждой открываемой точки. Если задаться целью выстроить громадную империю «по валу» (типа Советского Союза), можно «переплюнуть» и McDonald’s, и еще много кого. Однако доля рынка по выручке или количеству заведений, на мой взгляд, может оказаться слабым аргументом в сравнении с реальной силой бизнеса — его прибыльностью. Можно иметь огромную выручку, но незначительную прибыль в пересчете на точку. Гораздо сильнее выглядит позиция с меньшим количеством, но более высоким качеством заведений».

Впрочем, в «Ростик’с KFC» пока и не утверждают, что намерены бороться с лидером по уровню доходов с каждого квадратного метра своих ресторанов. Ближайшая задача — опередить глобального конкурента по числу открытых заведений. Мало того, такая формулировка вполне имеет право на жизнь.

Пока Ахиллес вроде бы догоняет черепаху, стартовавшую намного раньше и набравшую по дороге изрядный вес. Но что дальше? Запасемся терпением и постараемся дождаться окончания этого состязания.

1 К июню 2009 года под торговыми марками «Ростик’c KFC» работало 170 ресторанов, в составе российской сети McDonald’s — 221 заведение.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Интересные материалы

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3