Комментарий к интервью Ю. Котлера
Оценивая проект «Кадровый резерв — Профессиональная команда страны», я прежде всего исхожу из того, что любое начинание, направленное на улучшение положения с управленческими кадрами в нашей стране, достойно похвалы и всемерной поддержки.
Управленцев, более или менее соответствующих описанному Юрием Котлером профилю, катастрофически не хватает даже в отечественном бизнесе, не говоря уже о властных структурах. Особенно очевидным это стало в последнее десятилетие: между небольшой группой адекватно, по-современному мыслящих высших руководителей страны и российским обществом существует довольно толстая прослойка чиновников-бюрократов, которых прогрессивными никак не назовешь, какими бы лозунгами они ни прикрывались. Самое обидное, что тысячи молодых людей, ежегодно пополняющих ряды госслужбы с «горящими глазами» и мечтой послужить Отечеству, очень скоро подпадают под влияние «тертых старичков», которые учат их жить и работать «на себя», Отечеству и народу служить только на словах, а на деле — прислуживаться начальству.
Как справедливо отмечает г-н Котлер, для изменения этой нерадостной картины следует активно действовать. Вероятно, с одной стороны, надо искоренять врожденные пороки старой бюрократической «гвардии». Но одновременно необходим постоянный и мощный приток свежей, здоровой крови, причем состоять он должен из молодежи компетентной и, главное, стрессоустойчивой по отношению к печально известным чиновничьим искушениям — коррупции, бездушию, раболепству перед вышестоящим начальником и т. д.
Дай бог, чтобы проект оказался успешным и хоть на чуть-чуть сдвинул нашу страну в сторону большей открытости и цивилизованности отношений власти с обществом. Важная предпосылка для успеха — наличие у нас россыпи нераскрытых молодых талантов, из которых в результате кропотливого труда «ювелиров» могут получиться бриллианты управленцы.
Радует и то, что в этом эксперименте впервые для России задействован мировой опыт профессионалов кадрового сообщества по части поиска и подбора топ-менеджеров, ведь раньше такое даже в голову никому не приходило. Но вот что интересно: при чтении интервью с Юрием Котлером мне, человеку умудренному десятилетиями активной деятельности и в советское время, и в постсоветские годы, вспомнились… «юность комсомольская моя» и история КПСС, которую когда-то заставляли учить чуть ли не наизусть. Были в 20-30 годы «десятитысячники» — передовые рабочие, брошенные на подъем сельского хозяйства и борьбу с кулачеством. Был созданный по инициативе ВКП(б) Институт красной профессуры, где училась на государственных деятелей рабочая молодежь и в т. ч., кажется, Никита Сергеевич Хрущев (кстати, именно в ИКП развертывались идеологические кампании против «неправильных» троцкистов, меньшевиков и бухаринцев). В 50-е годы лучших молодых партийцев бросали на реорганизацию бериевского НКВД и т. д. Одним словом, «партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть!». Это я к тому, что немного смущает ярко выраженный партийный характер проекта. Вернее сказать, однопартийный. Много ли среди резервистов людей, которые придерживаются взглядов, хотя бы частично отличающихся от позиции «Единой России»? Все ли тщательно отобранные «патриоты» сохранят свои нынешние политические воззрения в случае, если большинство мест в Госдуме перейдет к другой партии?
Одним словом, волнует вопрос: не слишком ли все это конъюнктурно? Ведь Ю. Котлер уже сейчас вынужден признать, что некоторые резервисты «приходят и говорят, что я резервист, назначьте меня замминистра где-нибудь в губернии». А что будет дальше? На мой взгляд, альтернативным и, возможно, более эффективным способом усиления кадрового состава госслужбы явилась бы кардинальная реорганизация служб управления персоналом. Даже не реорганизация, а создание практически с нуля, ибо на сегодня мы имеем в госучреждениях кадровые службы с очень низким статусом. Мне рассказывали, что кое-где кадровик, который по современным мировым канонам должен быть чуть ли не правой рукой первого лица, подчиняется управляющему делами наравне с завхозом и директором ИТ. Получается, что сотрудники такого министерства или ведомства изначально приравнены к «железкам» — компьютерам или мебели.
Между тем в нашей стране уже несколько лет назад появилась плеяда блестящих HR — специалистов самого высокого уровня. Они прошли, так сказать, огонь, воду и медные трубы в международных и отечественных рыночных структурах, где приобрели бесценные навыки сочетания передового мирового опыта HR с российской практикой.
Многие из них, насколько мне известно, давно готовы к тому, чтобы применить свои знания на госслужбе. В последние годы по пути реорганизации кадровых подразделений в службы управления человеческими ресурсами пошли некоторые структуры с государственным участием, и в числе первых были «Роснанотехнологии», «Аэрофлот», «Росатом», а также ряд крупнейших банков страны (например, ВТБ). Для нас, представителей кадрового консалтинга, вполне очевидно, что в результате такого шага буквально на глазах улучшается качество сотрудников этих организаций, включая высший управленческий эшелон. Следующий шаг — за министерствами и другими госучреждениями!
А вообще-то, откровенно говоря, хорошо бы начать с назначения ВСЕРОССИЙСКОГО ЭЙЧАРА — верховного специалиста по управлению и развитию человеческого капитала, например, в ранге первого вице-премьера. Мы хорошо знаем сегодня, кто в стране отвечает за финансы, энергетику, военно-промышленный комплекс и т. д.
А кто отвечает за людей, которые все это создают?! Можно, конечно, сказать, что президент или премьер. Но разве им не нужен сильный и авторитетный помощник, полностью сконцентрированный на координации подготовки кадров, в том числе и в управленческой сфере?
Тут автор вынужден признать, что сильно размечтался… Однако важно, что поводом для такого полета мечты явилось конкретное начинание Юрия Котлера и его команды — людей, которые сделали первый практический шаг на этом пути. А первый шаг, как известно, самый трудный.
Начать дискуссию