Трудно бывает противостоять руководителю в его стремлении окружить себя надежными людьми. Как правило, такие аргументы, как недостаточный опыт или сомнительный профессионализм, просто перестают существовать в глазах шефа, когда на другой чаше весов оказывается личная преданность кандидата начальнику, его дружеское расположение.
По мнению Анны Борисенко, руководителя дирекции по персоналу страховой компании «Капитал Страхование Жизни», кризис должен изменить такое положение дел. Именно сейчас — самое время пересмотреть и навсегда изменить свои подходы к оценке эффективности сотрудников и формированию команды, считает она.
Что такое вообще личная преданность? И может ли это качество сочетаться с профессионализмом?
Профессионал — это человек, который получает удовольствие от работы, поскольку это область его самореализации, самоутверждения, самопредъявления миру, если хотите. Профессиональная неудача для него — недопустима. И если этот человек у вас работает, значит он верит в вашу компанию, искренне считает ее способной достичь стоящих перед ней стратегических целей и никогда не предпримет действий, которые, по его мнению, способны нанести ей вред. Скорее он покинет компанию. Это самодостаточная личность; профессионал будет успешен независимо от фигуры вышестоящего топ;менеджера или собственника организации.
Что же касается личной преданности, то она, вероятнее всего, возникает у человека, не чувствующего в себе готовности безупречно выполнять функции, которые предусматривает та или иная должность. Вывод напрашивается сам собой…
Почему же шеф предпочитает профессионализму личную преданность? Чего он ждет от верного ему коллеги? К сожалению, чаще всего — не профессиональных успехов.
Во-первых, он нужен ему для чувства опоры, которое дает уверенность, что этот человек никуда от тебя не денется. Возможно, такой подход был обоснован на заре развития бизнеса, когда от того, насколько надежен твой партнер, попросту зависела твоя личная безопасность.
Сегодня же руководитель, выбор которого определяют не эффективность кандидата, не выгоды, которые он может принести компании, а какие-то другие факторы, выглядит, мягко говоря, нелепо.
Во-вторых, самодостаточность профессионала и его высокие требования далеко не всегда удобны руководителю. Профессионал привык оценивать коллег по результату, а не по понятиям. Он требует от других не меньшего профессионализма и судит обо всем с точки зрения интересов бизнеса. Для него важно признание. Истинные профессионалы крайне чувствительны к незаслуженным обидам.
Сотрудником же, который осознает свою профессиональную неполноценность, гораздо проще манипулировать. Человек понимает, что он занимает этот пост только благодаря благоволению босса и у него мало шансов получить аналогичное место на свободном рынке.Вот и получается, что создание команды профессионалов требует от руководителя больших усилий, предпринимать которые в обычной ситуации многие не готовы или просто не желают. Теперь же, в условиях кризиса, эта неготовность шефа может дорого обойтись компании. Ради ее выживания первому лицу хочешь не хочешь придется переосмыслить эту свою установку. Хотя бы на том основании, что эффективный антикризисный управляющий априори не должен быть персонажем, преданным руководителю, — от него, прежде всего, ждут трезвой оценки ситуации, реального взгляда на происходящее и безошибочного плана действий, обеспечивающих успешное развитие бизнеса. И наша с вами задача сделать так, чтобы эта переориентация руководителя не стала временной мерой, а превратилась в единственно возможный принцип формирования кадрового резерва.
Комментарии
1Сейчас то же самое. Всегда было и будет то же самое.
Несколько искусственное противопоставление "абстрактного профессионала" и "абстрактного лично-преданного". Никто не профессионален на 100%. Люди не роботы. Какой бы ни был профессионал, нельзя не зависеть от начальства.
Противопоставление - надуманное: почему верный человек не может быть также и профессионалом? Думаете, потому, что "профессионал привык оценивать коллег по результату, а не по понятиям. Он требует от других не меньшего профессионализма и судит обо всем с точки зрения интересов бизнеса."
С такими людьми общаться и то противно, не то что работать, к счастью в чистом виде таких и нет, существуют лишь в воображении HR-теоретиков.