Маркетинг

Эффект Дэна Брауна

Говорят, современные технологии продаж позволяют реализовать на рынке совершенно не нужные товары. Неправда. Если покупают — значит, есть не только спрос, но и потребность.

Говорят, современные технологии продаж позволяют реализовать на рынке совершенно не нужные товары. Неправда. Если покупают — значит, есть не только спрос, но и потребность. 

Отпуск — прекрасная пора. Особенно прекрасна она тем, что читать можно что угодно и когда угодно. За несколько недель каникул я успел освежить изрядно подзабытый архив «Нового мира» с 1987 по 1991 год, а также проглотить несколько фантастических и приключенческих произведений из библиотеки сына.

Получился полнейший винегрет, в котором смешались перестроечная публицистика и современные авторы, «В круге первом» Солженицына, «Аптекарь» Орлова и «Кролик разбогател» Апдайка (переводчик и редактор совершенно измучились в отсутствие термина «автодилер», который появился много позже). Винегрет этот в часы расслабленного досуга я проглатывал без каких бы то ни было последствий. До тех пор пока «Точка обмана» Дэна Брауна не застряла в горле предательской рыбной костью. Говорила же Аленушка, чтоб не пил братец Иванушка из копытца! Так нет же…

— Народ, у него осветительные ракеты, которые в предыдущей главе закапывали в снег, — «летят»!

— Обычное дело для Дэна Брауна.

— Ой, «Взревели двигатели обратной тяги…»!

— Спокойно, автор имеет в виду банальный реверс.

— А почему у него канат воздушного шара ослабевает, когда герои тормозят ногами?

— Как будто не знаешь, как преподают в Америке физику!

— А как быть с аккумуляторами моторизованных ботинок спецназовцев, которые подзаряжаются «на подъеме»?

— Что ты пристаешь? Человек пытался объяснить принцип рекуперации, но не смог. К тому же американский читатель этого не замечает. А может, виноват переводчик. Райт-Ковалевой больше нет. Некому переписывать американцев.

— А разве цвет объектов имеет значение, когда надеваешь очки ночного видения?

— У Дэна Брауна имеет. И вообще, не мешай людям загорать!

— А вот еще: «Вертолет мог летать в темноте без огней…»

— Ну да, а что такого? Вертолет же обычно ночью включает фару и освещает дорогу перед собой. Чтобы на гору не налететь. А этот может без света летать…

— Граждане, последний вопрос: как подобную чушь удается продавать ТАКИМИ тиражами?

— Это вопрос техники. Ты же купил!

Обойдемся без утомительных опытов литературной критики. В конце концов о том, что такое Дэн Браун, с чем его едят и следует ли принимать его внутрь, давно все сказано. Мало того, несколько лет назад мой коллега Сергей Голубицкий блестяще анатомировал Брауна и его «творческий метод» в своем исследовании «Витрувианский Кен» (уверен, исследование это надолго переживет изучаемый объект). Однако не следует ли посвятить гимн тем, кто добился превосходной рентабельности бизнес−проекта под названием «Дэн Браун»? Ведь прибыль — окончательное и абсолютное мерило рыночного успеха. Кроме того, это прекрасный повод доказать, что вне зависимости от качества товара при должном умении им можно очень неплохо торговать. Причем в глобальных масштабах. Ну а следом напрашивается еще один изящный вывод: возможно, как раз чрезмерные успехи в развитии технологий продаж чего угодно и довели нас до нынешнего глобального экономического коллапса, вывернув наизнанку причинно−следственную связь спроса и предложения.

Но сдается, все куда проще. Автор одной из едких рецензий заметил как−то, что стратегию Брауна (а скорее — стоящих за ним продюсеров) можно описать формулой «герои тупее читателя» (вариант — «автор тупее читателя»). Боюсь, именно здесь и кроется ключик к разгадке. Возможность за относительно небольшие деньги почувствовать себя умным и эрудированным человеком — вполне рыночная потребность. Потребность, получившая в данном случае исчерпывающее удовлетворение.

Продается то, что люди хотят купить. Только и всего.

Начать дискуссию