Пока гиганты сотовой связи окучивают крупных корпоративных клиентов, Лев Дайчик пытается приучить небольшие российские компании к заморской чудо-ягоде — Blackberry. Если проект «выстрелит», предприниматель сделает еще один шаг к заветной мечте: надеть белую капитанскую фуражку и встать у штурвала яхты.
В студии зазвенел телефон.
— Лев, привет! Знаешь, что такое Blackberry?
— Привет! Знаю.
— Отлично! Давай создадим компанию и будем продавать эти коммуникаторы небольшим фирмам.
— Да ты с ума сошел! Я уже десять лет как не в бизнесе. С тех пор все, поди, изменилось!
— Да ничего не изменилось! Это как с велосипедом. Если однажды научился — и через десять лет поедешь.
Этот разговор состоялся пару лет назад между Львом Дайчиком и его старым другом, бывшим деловым партнером. Дайчик не обманывал. И не кокетничал. Он действительно выпал из бизнес-среды аж на десять лет — после того как отошел от управления созданной им в девяностые пейджинговой компании «Мобил Телеком» и занялся тем, к чему всегда тянуло, — фотографией. Однако новое предложение Дайчик принял, почти не раздумывая. Тем более что начинать жизнь с чистого листа ему было не привыкать.
Лиха беда начало
В 1989 году кандидат наук и новоиспеченный доцент Лев Дайчик совершил первый прыжок в неизвестность. Понял: унылая перспектива до пенсии паять электронные платы не устраивает его категорически. Вот только с ходу нащупать «то самое» дело не получилось. Бывший электронщик торговал палехской миниатюрой, собирал компьютеры, организовывал конкурсы красоты. А потом… Правильно — позвонил друг. И предложил создать пейджинговую компанию. Помните: «Не имей сто рублей…»? Оказалось, не солгала народная мудрость.
«Создать» — легко сказать. А как прикажете создавать, если в бизнесе ты новичок, а непонятное слово «пейджер» звучит для тебя полной абракадаброй? Впрочем, начинающего предпринимателя это нисколько не смутило. Как и то обстоятельство, что в сфере пейджинга тогда подвизалось уже множество компаний, казалось, навсегда поделивших между собой рынок. Со свойственной ученому методичностью Дайчик обошел все инстанции. Лично. И получил необходимые частотные разрешения. «Спасибо полученному образованию и научной работе, — улыбается Лев. — Я неплохо умею находить общий язык с людьми. В том числе с технарями. Кроме того, оказалось, что очень полезно знать и понимать законодательство, регулирующее связь в России».
Спустя несколько лет компания «Мобил Телеком» вырвалась в лидеры российского пейджинга, заняв 35% московского рынка. Пора было доставать шампанское и праздновать победу. Но Дайчик предложил коллегам совсем другой повод. На вершине успеха он принял решение… покинуть компанию: «Сначала никто не верил. А мне просто не нравилось то, чем приходилось заниматься. Вот я и ушел из этого бизнеса».
Что в таком случае нравилось Дайчику? Фотография! Искусство, перед которым он с детства испытывал едва ли не мистическое благоговение. Человек импульсивный купил бы фотоаппарат и тут же принялся бы щелкать затвором. Лев же, как человек в высшей степени системный, для начала поступил в Академию фотографии. Со временем появилась собственная фотостудия на Чистых прудах, чередой пошли успешные выставки. Все вроде бы срослось, наладилось. Но спустя восемь лет Дайчик почувствовал: и этот этап в его биографии пора сдавать в архив. «Мастер, который учил меня, предупреждал: фотография — отличное хобби, но очень плохая профессия, — вспоминает Лев. — Думаю, как профессиональный фотограф я все-таки не реализовался. Оказалось, что это не мой мир и не мой бизнес — при всей моей любви к фотоискусству. А еще я так и не научился зарабатывать на этом деньги. А ведь профессионал от любителя как раз этим и отличается. Профи зарабатывает деньги. Любитель — тратит».
Неизвестно, сколько времени потребовалось бы Дайчику на то, чтобы проститься с миром профессиональной фотографии. Спасибо толстой, рябой и невероятно глупой клиентке, которая заявилась в студию с намерением обзавестись портфолио в стиле «ню». Дайчик понял: все, чаша переполнилась. К такому он не готов. И это явно не то, ради чего однажды он взял в руки фотоаппарат. А затем раздался звонок от старого друга, предложившего совместными усилиями пересадить заморскую «ежевику» на российскую почву.
— Лев, привет! Знаешь, что такое Blackberry?
— Привет! Знаю…
Ягодные места
О популярности коммуникаторов Blackberry на Западе Лев Дайчик, разумеется, знал. Но легче от этого не становилось. Ведь конкурировать предстояло не с кем-нибудь, а с «ВымпелКомом» и МТС. Мало того, к тому моменту оба оператора вот уже два года пытались получить разрешения на эксплуатацию этих устройств в России. И все без видимых результатов. А тут — крошечный стартап, не обладающий должными финансовыми и административными ресурсами. И все-таки Дайчик готов был рискнуть, вспомнив о прежнем своем опыте хождения по кабинетам.
Проверенный метод сработал. Молодой компании «Дельта Мобил» удалось собрать весь пакет необходимых документов за два года и прийти к финишу практически одновременно с «ВымпелКомом» и МТС.
Конкуренция? «Думаете, когда я запускал пейджинговую компанию, было легче? — отвечает Дайчик. — Ничуть! Ведь тогда уже вовсю работали «Вессолинк» и «РадиоПейдж», а Минсвязи при участии «Моторолы» собиралось вывести на рынок еще одного сильного игрока — «Моторола Мобайл Коммьюникейшн». Мы тогда не испугались и выстояли. Просто надо четко понимать, какой бизнес можно построить, а какой — нет, какой окажется жизнеспособным, а какой захиреет, едва выйдя из колыбели».
Похоже, глава «Дельта Мобил» просчитал шансы и на этот раз. Тем более что биться в лоб с титанами рынка сотовой связи он не собирается. А с учетом этого обстоятельства выясняется, что конкуренции как будто бы и нет вовсе. Дайчик считает, что для «ВымпелКома» и МТС вывод на российский рынок Blackberry — ход скорее имиджевый, маркетинговый, а вовсе не попытка обосноваться в перспективной бизнес-нише. По неофициальным данным, за год продаж было реализовано всего несколько сотен коммуникаторов. Но даже если лидерам на самом деле удалось продать на порядок больше устройств, это ничего не меняет. Оба оператора ориентируются на крупные, преимущественно зарубежные компании, для которых Blackberry — стандарт связи де-факто. Таких клиентов в России не так уж много. К тому же в сложной экономической ситуации затягивать пояса приходится даже корпорациям с многомиллионными оборотами. Тут уж не до экспериментов с какими-то коммуникаторами. Кроме того, эксплуатация таких устройств вкупе с необходимой инфраструктурой — удовольствие не из дешевых.
Лев Дайчик и его партнеры даже не пытаются покушаться на таких потребителей, сосредоточив усилия на компаниях малого и среднего бизнеса. Решение, на первый взгляд, странное. Если даже у международных гигантов опустела мошна, что уж говорить о небольших фирмах? И вот тут Дайчик выкладывает свой главный аргумент: «Билайну» или МТС нужно заплатить 300 тысяч рублей за подключение. А мы своим клиентам говорим: не надо столько платить, лучше воспользоваться нашей услугой хостинга без сервера. Вы сервер не покупаете — он стоит на нашей площадке. Мы же просим всего тысячу рублей за подключение каждого устройства плюс тысячу в месяц за сервис».
В «Дельта Мобил» считают, что такой вариант отлично подойдет фирмам, готовым купить и поставить на обслуживание от 10 до 20 устройств. Но наберется ли достаточное количество клиентов, готовых попробовать в деле Blackberry? Лев Дайчик уверен: вполне! До конца года «Дельта Мобил» собирается подключить от 10 до 30 тысяч абонентов. Пока коммуникаторы приходится закупать у «ВымпелКома». Так проще и спокойнее, объясняет Лев Дайчик. Ведь для небольшой компании поддержание собственного склада — непозволительная роскошь. А вот когда «дело пойдет», «Дельта Мобил» начнет приобретать устройства напрямую у производителя и владельца технологии Blackberry — канадской Research in Motion.
Почему бы крупным операторам самим не применить тактику, взятую на вооружение «Дельта Мобил»? «Теоретически они могли бы это сделать, — отвечает Дайчик. — Но… что из этого могло бы получиться? У большого оператора особенная психология. Огромной компании неинтересно возиться с большим количеством мелких корпоративных пользователей. И вообще это очень трудный рынок. В случае с Blackberry приходится учитывать множество условий, накладываемых регулятором, в том числе касающихся криптографической защиты. Это огромное количество бюрократии, поверьте мне! И бюрократия эта не по зубам небольшой фирме. Если только у ее руководителей нет такого опыта хождения по инстанциям, как у меня. Вы будете смеяться, но и опыт фотографа оказался очень кстати. Если хочешь сделать хороший портрет, нужно расположить к себе человека. Так вот, в моем теперешнем бизнесе все точно так же. Не зря говорят: дипломатия — искусство возможного. В ходе переговоров очень важно понимать, до чего в итоге можно договориться».
Так кто же такой Лев Дайчик? Фотограф, бизнесмен, ученый? «Ни то, ни другое, ни третье, — улыбается он. — В душе я яхтенный капитан. Это то, что на старости лет должно стать моим образом жизни».
Начать дискуссию