Маркетинг

Удойная сила

В конце 2007 года Россию неожиданно охватил «молочный бум». Цены на этот продукт буквально за несколько месяцев подскочили на 40%, а следом в отрасль рекой потекли многомиллионные инвестиции

ПОСЛЕ ТОГО КАК ВЕДУЩИЕ ПЕРЕРАБОТЧИКИ СНИЗИЛИ ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ, ПРОИЗВОДИТЕЛИ СЫРОГО МОЛОКА ОКАЗАЛИСЬ НА ГРАНИ РАЗОРЕНИЯ. «КОЛХОЗНИКИ» УГРОЖАЮТ ЗАРЕЗАТЬ ВСЕХ КОРОВ, ЕСЛИ ВЛАСТИ НЕ СУМЕЮТ ОСАДИТЬ КРУПНЫХ ИГРОКОВ.

В конце 2007 года Россию неожиданно охватил «молочный бум». Цены на этот продукт буквально за несколько месяцев подскочили на 40%, а следом в отрасль рекой потекли многомиллионные инвестиции. Желающих заработать на восходящем тренде оказалось предостаточно. Однако счастье, как это обычно с ним случается, длилось недолго. Уже летом 2009-го закупочные цены на сырое молоко в некоторых регионах рухнули на 15–40%. В результате 90% молочных хозяйств оказались на грани разорения. «Бизнес-журнал» попытался выяснить, что собираются делать в сложившейся ситуации предприниматели, вложившиеся в производство молока.

Молочные реки

По России потекли молочные реки. Но потекли почему-то совсем не так, как это явлено в народных сказках.

Минувшим летом жители Перми были весьма расстроены сюжетом, подготовленным одним из местных телеканалов. Героями материала стали молодые супруги. Два года назад они продали квартиру в городе, а вырученные средства вложили в развитие небольшой молочной фермы. Вот только пасторали не получилось. Вместо того чтобы с гордостью показывать журналистам ухоженных коровок, пощипывающих сочную травку, глава семьи Михаил с каменным лицом выливал перед объективом камеры собранное несколько часов назад молоко в сточную канаву. «Я хочу привлечь внимание властей к нашему положению, — объяснял Михаил свои действия. — Из-за произвола переработчиков мы вынуждены сдавать им молоко по восемь рублей за литр, в то время как только произвести его стоит одиннадцать с половиной!»

А супруги Фомины из Поволжья пошли на куда более решительный шаг. В июле они зарезали 80 своих коров. По словам фермеров, продажа мяса животных оказалась единственной возможностью хоть как-то расплатиться по кредитам, взятым на обустройство молочной фермы.

В целом, по данным Национального союза производителей молока, только с июня по август 2009 года в России под нож пошло не менее 200 тысяч коров. Их владельцы не нашли иной возможности свести концы с концами, кроме как продать дойных коров по ценам неразделанных туш.

Молочный ренессанс

Все это могло показаться кошмарным сном еще год назад, когда молочный бизнес в стране переживал истинный ренессанс. По данным Росстата, с января по май 2008-го молоко и молочные продукты в магазинах подорожали на 6,1%, а по сравнению с маем 2007 года — и вовсе на 35,4%. Потребители возмущались и призывали власти вмешаться, однако истинными виновниками оказались злокозненные старосветские чиновники. В июле 2007-го власти Евросоюза отменили экспортные субсидии на молочные продукты. Как следствие, в одночасье импортные товары оказались неконкурентоспособными на российском рынке. В частности, европейские сыры подорожали в среднем на 30%, а сливочное масло 82-процентной жирности, как легко догадаться, — на 80% и более.

ИНВЕСТОРЫ В 2007 ГОДУ ПОВЕРИЛИ В УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ МОЛОЧНОГО РЫНКА И ПРИНЯЛИСЬ ВКЛАДЫВАТЬ В ПРОИЗВОДСТВО МИЛЛИОНЫ. КАК ОКАЗАЛОСЬ, ПРЕЖДЕВРЕМЕННО

Зарубежные конкуренты выбыли из игры, что открывало перед локальными переработчиками молока небывалые возможности по захвату национального рынка. Однако сырья не хватало. В итоге ведущие перерабатывающие компании, в том числе «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк», изъявили готовность платить по 15 рублей за литр качественного сырого молока, хотя до отмены пошлин закупочная цена балансировала у отметки в 9–10 рублей.

«К началу 2008 года в России работала масса молочных ферм, рентабельность которых достигала 60–70%», — вспоминает о недолгом процветании исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов. Общий объем российского рынка молока по итогам 2007 года достиг 6 млрд долларов. Как следствие, по данным Росстата, потребление молочных продуктов в стране к началу прошлого года увеличилось до 270 кг в год на человека. Для сравнения: в 1999-м этот показатель составлял всего 215 кг.

Инвесторы искренне поверили в устойчивый многолетний рост молочного рынка и принялись вкладывать в производство миллионы. Так, колхоз «Племзавод Родина» из Вологодской области в январе 2008 года инвестировал 40 млн рублей в строительство новой фермы. На эти средства, половина которых — заемные, решено было приобрести передовые установки «добровольного доения» шведской компании «ДеЛаваль». Такие манипуляторы «помнят» анатомические особенности каждой коровы, что позволяет осуществлять дойку самым «приятным» для буренок способом. Покупка была не из дешевых. Но стоило ли скупиться, если индустрия уверенно росла, а рентабельность ожидалась просто-таки рекордная? Так в ту пору поступали многие.

— Тогда ни у кого не возникало и мысли, что всего через год фермеры начнут считать каждую копейку, а прежние инвестиции в производство покажутся непростительной роскошью, — грустно констатирует попросивший об анонимности директор одной из региональных «молочных» ассоциаций.

Молочнокислые обстоятельства

Ныне ситуация на молочном рынке развернулась на сто восемьдесят градусов. В силу сложившейся традиции летом (или, как говорят специалисты, в период «большого молока») закупочные цены на этот продукт обычно снижаются на 5–10%. Однако в прошлом сезоне падение составило уже 10–15%, а в некоторых регионах — до 30%. «В результате 90% молочных хозяйств оказались на грани разорения», — говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.

Еще более печальную статистику приводит гендиректор Союза животноводов Тенгиз Джапаридзе. По его словам, закупочные цены на сырое молоко с января этого года по начало осени снизились на 50%, до 7–9 рублей за литр!

Вот характерный пример. Как сообщили «Бизнес-журналу» на подмосковном племзаводе «Петровское», себестоимость литра молока здесь составляет 12 рублей, однако компания «Данон» закупает его по 8 рублей за литр. А ведь чтобы не работать «в ноль», чтобы обеспечить себя средствами для развития и модернизации производства, предприятию необходимо продавать свою продукцию хотя бы по 14 рублей за литр.

Аналогичные проблемы, к слову, испытывают и европейские молочные хозяйства. По данным Еврокомиссии, с августа 2008-го по август 2009 года закупочные цены на молоко в ряде стран объединенной Европы упали на 40–50%, до 18–20 евроцентов за литр. При этом себестоимость производства литра в Евросоюзе составляет около 33 евроцентов, а для обеспечения рентабельности молочных хозяйств закупочные цены не должны опускаться ниже половины евро.

Разбитая крынка

Так что произошло? Почему менее чем за год молочный бизнес, казавшийся инвесторам этаким сельскохозяйственным Эльдорадо, из более чем выгодной сферы вложения денег превратился в «кладбище инвестиций»? Опрошенные «Бизнес-журналом» эксперты называют несколько причин подобного развития событий. И главная из них — кризис.

«Начиная примерно с 2005 года мировая экономика переживала бурный рост, который сопровождался резким увеличением спроса на молоко, — комментирует Андрей Даниленко. — В мире наблюдался дефицит этого продукта, который объяснялся еще и тем, что многие страны Азии и Ближнего Востока приучали население к молоку с помощью различного рода социальных программ».

В самом деле, в Алжире еще недавно масштабные закупки молока проходили под лозунгами борьбы с бедностью, а в Саудовской Аравии, Китае, Сингапуре и Индонезии действовала программа «Школьное молоко». Однако кризис опрокинул и безжалостно разбил хрупкую крынку мировой молочной промышленности. По подсчетам отраслевого агентства DairyNews, за последний год объем душевого потребления молочных продуктов впервые за последние 10 лет сократился, а в целом обитатели планеты выпили на 1,7–2 млн тонн молока меньше, чем в 2007 году.

ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫЖИТЬ ДЛЯ НЕБОЛЬШИХ «МОЛОЧНЫХ» ИГРОКОВ ИЗ РЕГИОНОВ КРОЕТСЯ В ПОПЫТКАХ ОБЪЕДИНЕНИЯ И СОЗДАНИИ СОБСТВЕННЫХ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ

Россия, в дополнение ко всем известным кризисным передрягам, пострадала еще и от начавшегося перепроизводства. Спрос на молоко упал, однако ввод в строй новых ферм продолжался. Как следствие, переработчики оказались в сильной позиции, позволявшей настаивать на своем видении актуальных значений закупочных цен. Несговорчивым же фермерам объясняли, что желающих продать молоко по любым ценам ныне предостаточно.

Свою роль в ухудшении ситуации сыграла и экономическая интеграция с Белоруссией. «Демпинг со стороны производителей из этой страны крайне негативно сказался на российских фермерах, — утверждает исполнительный директор агромолочного комбината «Рязанский» Станислав Подоль. — Дело в том, что крупным переработчикам молока из России было выгоднее закупать соевое молоко в Белоруссии, а затем разбавлять его, в результате чего цена литра составляла всего 6 рублей».

Все это стало главной причиной начавшейся в июне прошлого года «торговой войны» между Белоруссией и Россией. Роспотребнадзор запретил ввоз около тысячи наименований молочной продукции с территории нашего западного соседа — и началось… Сегодня на молочном фронте между обеими странами царит хлипкое перемирие. Однако новый фронт «продвойны» может открыться в любой момент.

ФАС против

Нежданно-негаданно оказавшись в сложной ситуации, производители молока первым делом принялись обвинять во всех своих бедах переработчиков, которые-де слились в экстазе преступного сговора и установили неоправданно низкие закупочные цены. «Без такого сговора производителям, продукция которых занимает 80% магазинных полок в стране, не удалось бы обеспечить себе рост прибыли на 30–40%, в то время как 99% молочных хозяйств работают в убыток», — возмущается коммерческий директор агрофирмы «Трио» Евгения Уваркина.

За производителей молока попыталась заступиться Федеральная антимонопольная служба. Основываясь на информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области о снижении крупнейшими переработчиками закупочных цен, Управление ФАС по Московской области предприняло расследование в отношении компаний «Данон индустрия», «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», «Эрман» и «Кампина». В сообщении ФАС от 23 июля 2009 года утверждалось, что упомянутые компании осуществляют закупку и переработку около 90% молока, производимого на территории Московской области, — иными словами, полностью контролируют сбыт сырого молока. Кроме того, данные, представленные ФАС областным Минсельхозом, свидетельствовали: с декабря 2008 года четверка гигантов не только одновременно (вот ключевое слово!) снизила закупочные цены на молоко на 4–5 рублей (25–26%), но и «отказывается от заключения договоров с новыми поставщиками — производителями молока». Вдобавок в ФАС подозревали, что «установленная закупочная цена на молоко ниже уровня рентабельности его производства».

Против переработчиков были возбуждены дела сразу по двум статьям 135-ФЗ «О защите конкуренции» («согласованные действия на рынке по закупке и переработке молока на территории Московской области», а также «установление и поддержание монопольно низкой цены на закупку молока»). На фоне продолжавшейся летом и осенью склоки вокруг ключевых тезисов будущего закона о торговле сельхозпроизводители настолько умело создали себе имидж «пострадавших», что их «политические» шансы на успех и в этой тяжбе выглядели как никогда высокими. Однако заметных результатов этот демарш антимонопольного ведомства так и не принес. Не было выписано даже штрафов, предусмотренных за злоупотребление «доминирующим положением на товарном рынке» статьей 14.31 КоАП РФ1

— Ничего и не будет, потому что возможность сговора «на сырьевой теме» между двумя компаниями, не говоря уже о бґольшем количестве игроков, исключена, — уверен Владимир Лабинов (Молочный союз России). — К тому же у компаний значительно разнится ассортимент продукции, поэтому надобность синхронно регулировать цены отсутствует.

Не до жиру, быть бы живу

Вопрос о том, кто виноват в сложившемся положении, волнует сегодня региональных производителей молока куда меньше, чем поиск путей выхода из тупика. Сначала нужно выжить и как-то свести концы с концами. А охотой на ведьм можно заняться и позже.

Опрошенные «Бизнес-журналом» эксперты в один голос уверяют: у небольших игроков остался единственный шанс выжить — «вписаться» в государственную программу закупочных интервенций на молочном рынке. Суть программы: государство обязуется закупить у переработчиков значительные объемы молочной продукции (стерилизованного молока, сливочного масла и твердых сыров). Переработчики же обещают не снижать следующим летом закупочных цен для фермеров (за счет увеличения объемов продаж государству).

Много ли денег вливает федеральный центр, чтобы сохранить молочную реку в правильном русле? Более чем. Так, в ходе октябрьского совещания у первого вице-премьера Виктора Зубкова было заявлено о планах правительства использовать кредитные ресурсы Россельхозбанка в размере 2,8 млрд рублей на закупку сухого и стерилизованного молока, сливочного масла и твердых сыров общим объемом 300 тысяч тонн в пересчете на молоко. В свою очередь совладелец «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили заявил, что в 2010 году объем «молочных интервенций» может составить куда большую сумму: государство способно закупить продукцию в объеме, эквивалентном 2 млн тонн сырого молока.

Куда власти денут такое количество твердых сыров, масла и других продуктов переработки молока? Припасы будут направлены «для питания в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, организациям социальной сферы и спецпотребителям». Если учесть, что одна только программа школьного молока, по мнению экспертов, легко «потянет» на 750 тысяч тонн в год, то сомнений в способности властей распределить закупленные продукты не возникает.

Обещанные закупочные интервенции начнутся весной 2010 года. При этом, поддерживая собственных производителей, Россия не «изобретает велосипед», а идет в фарватере европейской торговой политики. Так, в начале октября представители 20 из 27 стран Евросоюза, на долю которых приходится в общей сложности 75% производства молочной продукции, высказались за то, чтобы европейским производителям в 2010 году из бюджета ЕС была оказана дополнительная помощь на сумму 300 млн евро. И это не считая более раннего обещания Еврокомиссии оказать каждой молочной ферме Евросоюза поддержку в размере 15 тысяч евро.

Другая возможность выжить для небольших «молочных» игроков из российских регионов кроется в попытках объединения, имеющих своей целью создание собственных перерабатывающих мощностей, что позволило бы снизить зависимость от монопольно низких закупочных цен, устанавливаемых крупными переработчиками. По этому пути, кстати говоря, уже идут европейские фермеры. Так, знаменитая фирма Valio, по сути, является не чем иным, как кооперативным объединением более 10 тысяч фермерских хозяйств Финляндии. И первые шаги в этом направлении в России уже делаются. В Липецкой области агрофирмами «Трио», «Виноградов» и Колхозом имени Ленина создано предприятие «Молоко Черноземья», которое планирует перерабатывать до 500 тонн молока в сутки. Завод строили на льготные кредиты Россельхозбанка и Сбербанка, а общая сумма инвестиций составила более 600 млн рублей.

Учитывая, что Минсельхоз РФ уже высказал предварительное согласие субсидировать строительство таких заводов, можно предположить, что число перерабатывающих предприятий, которые «вскладчину» попытаются строить молочные фермы, будет расти. Однако подобным заводам придется самим договариваться с ритейлерами о поставках продукции. Что это означает, читатели «Бизнес-журнала» прекрасно знают.

1. Размер штрафа в таком случае мог бы составить от 1% до 15% выручки за прошлый год.

Начать дискуссию