Управление персоналом

«95% активов уезжают из офиса каждый вечер», — Джим Гуднайт, генеральный директор SAS

Бывший профессор американского университета сумел создать крупнейшую частную софтверную компанию, которая известна своим трепетным отношением к работникам. И те платят основателю SAS Джиму Гуднайту взаимностью: уважительно называют его доктором.

Бывший профессор американского университета сумел создать крупнейшую частную софтверную компанию, которая известна своим трепетным отношением к работникам. И те платят основателю SAS Джиму Гуднайту взаимностью: уважительно называют его доктором.

Это все еще коммерческое предприятие, но уже почти фантастическая утопия для сотрудников«, — написал журнал Fortune на рубеже веков. И присвоил компании SAS, производителю программного обеспечения, шестое место в списке фирм, где лучше всего работать. Прошло почти 10 лет. По итогам 2009 г. журнал поставил SAS уже на первое место среди самых притягательных для сотрудников компаний.

Но компания, созданная Гуднайтом, славится не только комфортом рабочих мест. SAS — крупнейшая частная софтверная компания. Гуднайт, владеющий 2/3 ее акций, утверждает: компания была прибыльна каждый год, с самого момента основания. Финансовые показатели фирмы не раскрываются. В прошлом году ее доход составил $2,3 млрд.

Журналистов Financial Times Гуднайт поразил своим спокойствием. Он встретился с ними по пути в Давос, завернув на собственном самолете ненадолго в Англию. На фоне боссов, озабоченных финансовым кризисом, провальными цифрами ежеквартальных отчетов и другими проблемами, ставшими повесткой дня в Давосе, Гуднайт выглядел совершенно невозмутимым. «Год назад я известил всех, что у нас не будет сокращения штатов. Наша прибыль могла оказаться мизерной, но по мне это было нормально, — говорил он. — [В результате] прошлый год стал вторым или третьим в списке самых прибыльных лет. Я всегда говорил, что если вы относитесь к людям по-особенному, то и они к вам относятся так же».

Американский рай

Преимущества SAS очевидны. Офисный кампус расположен в живописной местности неподалеку от столицы Северной Каролины, города Роли. Там на SAS работают 4000 человек, еще 7000 трудятся по всему миру. Компании принадлежат десятки гектаров земли с лесом, парком и фермерским хозяйством (коров и свиней выращивают не на продажу, а на обед сотрудникам). У каждого работника SAS есть свой кабинет — никаких общих залов с разделенными перегородками столами. Сотрудникам приносят бесплатные конфетки M&M's, на которые ежегодно SAS тратит десятки тысяч долларов. Компания содержит два детских сада для детей своих сотрудников, «академию» среднего образования, двух врачей (для своих — бесплатно, и это в Америке!). Есть спортивный зал, теннисные корты, футбольное поле, парикмахерская и даже театр. Чтобы сотрудники успевали всем этим воспользоваться, в компании установлена 35-часовая рабочая неделя.

«Среда, в которой работают люди умственного труда, должна способствовать тому, чтобы они лучше концентрировались на своей работе», — говорит Гуднайт. Он шутит, что 95% его активов уезжают из офиса каждый вечер, а его работа — поддерживать такую рабочую обстановку, чтобы люди возвращались на следующее утро. «С тех пор как я позволил делать всю работу другим, мне не очень-то многим осталось заниматься. Я нанимаю отличных людей и даю им начальника, — иронизирует Гуднайт. — Когда я почувствую, что не справляюсь с обязанностями хорошо, сам себя уволю».

«Но нельзя забывать, что стоит создать слишком хорошие условия — и ваш бизнес развалится», — говорит он.

Действительно, чтобы компенсировать «шоколадную» жизнь сотрудников, в компании установлены не самые большие зарплаты. Нет и опционных программ. После долгих колебаний в 2000 г. Гуднайт решил объявить об их введении. К тому времени цены на бумаги IT-компаний взлетели до небес.

«Эти интернет-новички ворвались на рынок и начали предлагать нашим сотрудникам совершенно немыслимые деньги, особенно специалистам по продажам», — возмущался Гуднайт. Охотники за головами сманивали на удвоенные зарплаты даже не самых звездных сотрудников. «Я чувствовал, что настало время вознаградить работников долей в бизнесе», — вспоминает Гуднайт. Раздражало его и то, что аналитики обходили SAS молчанием: «Они даже не взглянут в сторону частной компании!» Чтобы подготовить SAS к IPO, был нанят бывший топ-менеджер Oracle Андре Буасвэ. 10% акций предполагалось разместить на бирже, 5% пустить на опционы. К счастью для Гуднайта, интернет-пузырь лопнул. В 2002 г. в SAS был проведен опрос, 87% сотрудников высказались против выхода на биржу, и компания осталась непубличным бизнесом. «Это было одним из лучших стратегических решений в отрасли, — говорит профессор бизнес-школы Университета Северной Каролины Аль Сегарс. — [IPO] разрушило бы корпоративную культуру».

Как появилась SAS

Гуднайт родился 6 января 1943 г. в городке Сейлсбури (Северная Каролина). В 1961 г. он поступил в Университет Северной Каролины на факультет прикладной математики. В 1965 г. получил диплом бакалавра, в 1968 г. — магистра, а в 1972 г. — докторскую степень и стал профессором Университета Северной Каролины. Но еще на втором курсе он увлекся программированием и начал зарабатывать этим.

В 1965 г. Гуднайту надоело разрываться между учебой и работой и он решил сконцентрироваться на карьере. Посоветовавшись с невестой Энн Баггетт (они поженились в 1966 г., у них трое детей), он переехал во Флориду, устроившись программистом в General Electric. По словам Гуднайта, работа была увлекательная — он создавал систему связи с космическим кораблем Apollo, но условия были деморализующими: «Вас могли заставить объясняться из-за пятиминутного опоздания. Меня это возмущало, ведь я часто возвращался с работы за полночь. Программирование явно не считалось творческой деятельностью». Через год, после того как у тестя Гуднайта обнаружили рак, он вернулся в родной штат и возобновил работу в Университете Северной Каролины.

В то время университетских программистов в США часто загружали обработкой сельскохозяйственной и медицинской статистики (работу оплачивали минсельхоз и Национальный институт здоровья (NIH). Гуднайт объединил свои усилия с Энтони Барром, знакомым выпускником Университета Северной Каролины (тот успел поработать на Пентагон и вернулся в университет продолжать образование). И однажды они поняли: вместо того чтобы писать для каждого исследования отдельную программу, не лучше ли создать ПО, которое можно применять снова и снова? Так возникла их «Система анализа статистики» (Statistical Analysis System, сокращенно — SAS).

Но в 1970-е финансирование со стороны минсельхоза и NIH истощилось: пришедший к власти Ричард Никсон жалел денег на науку. Тогда партнеры убедили другие университеты, использующие их программное обеспечение, выплачивать им ежегодно около $5000 — чтобы продолжать разработки. Заодно партнеры начали поставлять свои решения фармацевтическим и страховым компаниям.

Гуднайта, по его признанию, в то время уже тяготила университетская служба — коллеги не разбирались в компьютерах, не видели в них проку и не позволяли подразделению по обработке статистики расширяться. В январе 1976 г. была учреждена SAS Institute — коммерческая организация по созданию и распространению программного обеспечения. Позже слово «институт» исчезает из названия компании. Но отказаться от университетских привычек, в том числе и титулов, оказалось выше сил основателей. К главе компании до сих пор принято обращаться «доктор Гуднайт», как к какому-то злодею из фильмов о Джеймсе Бонде, иронизирует USA Today.

К началу 1980-х дела компании пошли настолько хорошо, что она смогла приобрести около 80 га, на которых сейчас располагается ее кампус. Деньги были заняты у NCNB (позже — Bank of America). Через некоторое время ставки по кредитам на рынке взлетели до 20%, но банк честно держал ее на уровне 9% — примерно о такой ставке партнеры договаривались, начиная обсуждать сделку. В благодарность за то, что банкиры сдержали свое слово, Гуднайт ведет операции компании в основном через этот банк.

Кризис принес SAS хорошие новости. Бизнес по всему миру помешался на сборе и обработке данных — а именно эти вопросы в основном и решает компания. «В прошлом банки собирали займы в пакеты и рассматривали их как единое целое, — объясняет Гуднайт. — Теперь же они хотят разбить эти пакеты на составляющие и рассмотреть каждую задолженность отдельно <...> Сделай они это раньше, мы бы могли избежать многого из того, что принес этот кризис».

Штрихи к портрету

«Когда я был школьником, СССР запустил спутник. Это событие встряхнуло всю Америку, — вспоминает Гуднайт. — В школы всех уровней были вкачаны огромные деньги и ресурсы, чтобы поощрить изучение математики, науки и инженерного дела». Сегодня же самые блистательные молодые люди мечтают получить диплом МВА, стать банкирами и зарабатывать миллионы, тогда как инженерная и научно-исследовательская карьера рассматривается как тяжелая работа. А жаль, говорит Гуднайт. Он также любит произносить вдохновенные речи о пользе образования и необходимости смягчить жесткий визовый режим США — Гуднайт уверен, что Америка отпугивает молодых людей, готовых приехать в эту страну на учебу. «Около 50% докторов наук в нашей стране приехали за образованием из других стран, и как только они получают степень, мы просим их как можно быстрее покинуть Америку» — так он писал в журнале BusinessWeek.

КАК SAS УБЛАЖАЕТ РОССИЙСКИХ СОТРУДНИКОВ

Как рассказали «Ведомостям» в российском представительстве SAS, компания обспечивает сотрудников и членов их семей медицинскими страховками и страхованием жизни. Полностью оплачивает больничные, счета за мобильную связь (с конца 2009 г. ввели лимит на интернет по GPRS за границей). Частично компенсирует бизнес-ланчи в ресторанах. В офисе — набор бесплатного чая, кофе, сливки, молоко, каши быстрого приготовления. SAS также оплачивает образовательные курсы, например английского языка или актерского мастерства у профессора Школы-студии МХАТ.

Начать дискуссию