Управление персоналом

Прощание с идеалами

Сотрудники холдинга «МИЭЛЬ» уже осенью услышали от меня, что мы живем в новой рыночной реальности, в условиях которой просто необходимо менять свою ментальность и начинать — хотим мы того или нет — мыслить по-другому, по-новому, отбросив прежние взгляды на ведение бизнеса и пересмотрев прежнюю, докризисную систему ценностей и принятия решений.

ЧЕМ СИЛЬНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИДЕАЛИЗИРУЕТ БАЗОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ПРИ ВЕДЕНИИ БИЗНЕСА, ТЕМ ХУЖЕ ИДУТ ДЕЛА У ЕГО КОМПАНИИ. И ЕСЛИ ДО КРИЗИСА НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ «ИДЕАЛИЗАЦИИ» НИВЕЛИРОВАЛОСЬ РОСТОМ ВСЕГО РЫНКА, ТО СЕЙЧАС НАСТАЛО ВРЕМЯ ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА ПРЕЖНЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ.

Сотрудники холдинга «МИЭЛЬ» уже осенью услышали от меня, что мы живем в новой рыночной реальности, в условиях которой просто необходимо менять свою ментальность и начинать — хотим мы того или нет — мыслить по-другому, по-новому, отбросив прежние взгляды на ведение бизнеса и пересмотрев прежнюю, докризисную систему ценностей и принятия решений.

Но увы, даже самым продвинутым людям (в том числе и предпринимателям) свойственна стереотипность мышления. Поэтому многие не приветствуют, а то и вовсе отторгают необходимость перемен, что таит в себе множество опасностей для бизнеса.

Сложнее всего, по моим ощущениям, расставаться с идеализацией базовых общечеловеческих ценностей и понятий. Будучи возведенными в идеал, они подчас заслоняют рациональные бизнес-критерии и интересы, а в конечном счете очень сильно вредят бизнесу в любое, даже самое благоприятное время. А в нынешних непростых условиях могут и вовсе привести к краху самого устойчивого проекта. К идеализации того или иного принципа, метода, подхода, основанного на упомянутых базовых человеческих ценностях, приводят, как правило, вредные и опасные стереотипы мышления и поведения. Попробуем разобраться, какие опасности таит в себе идеализация и стереотипность мышления для бизнесмена.

Первое, о чем мне хотелось бы сказать, — это идеализация доверия. Безусловно, надо доверять тому, с кем работаешь. Но плохо, если доверие начинает доминировать над всем остальным и заслоняет подлинные критерии эффективности, когда фактор «кто» становится важнее фактора «что он умеет делать».

Идеализация доверия может как породить системную проблему внутри компании, так и существенно отразиться на ее внешней деятельности. Основной признак этой «болячки»: ключевые должности раздаются не по заслугам и умениям, а по степени близости к главному «телу», и все внутрикорпоративные отношения начинают строиться исключительно на доверии. Проявление же этой болезни во внешней среде трансформируется в потерю клиентов — отказ работать с теми, кто не доверяет тебе априори. Тот факт, что доверие или недоверие клиента — это следствие работы с ним, а где-то и повод за него побороться, исчезает из сферы внимания. Доверие становится определяющим моментом. Но в такой схеме клиентом «достоин» стать только тот, кто уже заранее доверяет компании. А любой сомневающийся выставляется за дверь.

Не меньше проблем таит в себе идеализация отношений. Она чем-то похожа на идеализацию доверия, но обнаруживаются и некоторые нюансы. Если в системе, построенной на идеализации доверия, у владельцев бизнеса и «приближенных» к ним еще остается хоть какое-то время на клиента, то в данном случае все векторы отношений направлены внутрь. Такой компании уже не до клиента, она напоминает большую семью.

Для такого типа компаний наиболее характерен прием на работу родственников, знакомых и т. п. Но что получается в итоге? Шаг влево, шаг вправо — и ты уже выходишь за границы корпоративных отношений и вступаешь на «территорию добра и зла», где важны прежде всего взаимоотношения между сотрудниками. Отношения подкрепляются статусом, основной целью ключевых людей в компании становится приобретение социального веса. В итоге происходит потеря клиентоориентированности бизнеса, что ведет к невозможности дальнейшего развития компании.

Третью опасность я определяю для себя как идеализацию общественного мнения. Не в том смысле, что оно всегда верно, а в том, что мы подчас просто не задумываемся, сколь доминирующую, определяющую роль оно играет в нашей жизни. Впрочем, здесь можно говорить еще и об идеализации «собственной скромности». Например, об отказе заниматься теми проектами, которые не получили массовой общественной поддержки, или теми, по которым мнение общества еще не сформировалось. Это приводит сразу к нескольким неприятным следствиям. Первое — несамостоятельность сотрудников, так называемая разделенная ответственность, а как итог — бездеятельность. Пока нет устоявшегося общественного мнения по какому-либо вопросу, тот, в чью обязанность входит принятие конкретных решений, попросту не способен этого сделать. Другое следствие: любое бизнес-решение начинает напрямую зависеть от социального одобрения. И наконец, самым печальным итогом идеализации общественного мнения я считаю невозможность инноваций. Инновации — это всегда удел меньшинства, следующего наперекор общественному мнению. Чем больше выбивающихся из общего хора, тем больше инноваций. И наоборот.

Не менее опасна, на мой взгляд, идеализация контроля над окружающим миром. Нет, я не против доверия или влияния общественного мнения. И уж тем более я не против контроля над процессом ведения бизнеса. Без этого невозможно строить дело! Но я против того, чтобы все эти явления или понятия возводились в абсолют. В этом и состоит, по моему мнению, пагубная суть идеализации.

Чем больше руководитель одержим идеей контроля, тем больше он стремится окружить себя теми, кто подвержен давлению авторитета. Последствия очевидны: уменьшение количества думающих сотрудников — это раз. Само понятие бизнеса девальвируется, бизнес как процесс подменяется управлением — это два. Из фокуса внимания выпадают интересы клиента, и не получается полноценной коммуникации между предпринимателем и клиентом — это три. И, наконец, стремление всем, всеми и всюду управлять невольно переносится и на отношения с клиентом. А клиент, как известно, преследует собственные интересы… И самое обидное — инновационные решения в такой среде не развиваются, потому что любая инновация происходит на фоне ослабления контроля.

Стоит вспомнить и об идеализации проверенных решений. Обнаружить это явление легко по таким признакам, как «зацикленность» на старых (или, скорее, прочно себя зарекомендовавших) способах ведения бизнеса. Ведь эти способы работали буквально только что, и еще не все поняли, что для сегодняшнего дня они не годятся. На мой взгляд, эта проблема весьма актуальна в наше время. Ведь сегодняшние решения должны быть принципиально иными, а мы по-прежнему опираемся на вчерашний день.

Конечно, я не призываю немедленно выдумать то, чего еще на свете не было. Но можно ведь и в опыте прошлого найти достойные решения! Например, на современном рынке недвижимости брокер не может работать по стандартам «докризисных» годов — такие стандарты сейчас просто не действуют. Те, кто сумел вспомнить опыт начала 90-х, перестроить свою работу, «сойти с потока» и стать вновь коммуникатором и психологом, успешно заключают сделки. А остальные остаются без клиентов и без сделок. В конечном счете идеализация проверенных решений ведет к неуверенности и недееспособности бизнеса.

Не меньше вреда приносит и идеализация образования, интеллекта. Увешанный всякого рода сертификатами и свидетельствами кандидат на вакансию — весьма распространенный типаж во все времена. А особенно сейчас, когда предложение сотрудников на рынке труда столь велико. Есть примеры, когда ориентация на «корочки», показатели IQ, количество прослушанных тренингов и полученных дипломов доходит до абсурда. Преклонение перед «корочками» заслоняет конкретного человека, мешает рассмотреть его реальные достижения и опыт. Бумажка есть — хорошо, мы возьмем тебя на работу, не обращая внимания на другие качества. Нет бумажки — свободен. Да уж. Прямо как в СССР. Все это ведет, естественно, к дефектам (иногда весьма серьезным!) в формировании команд, к попаданию в коллективы недееспособных и даже вредных сотрудников.

Отдельно следует остановиться на идеализации независимости. Речь о независимости в узком, локальном смысле. Если угодно, о мнимой независимости подразделения — департамента, отдела, любой другой бизнес-единицы — в рамках одной компании. Этим, кстати говоря, особенно грешат подразделения, деятельность которых не так сильно интегрирована в прямые процессы зарабатывания денег. Впрочем, и непосредственно формирующим прибыль бизнес-подразделениям это также не чуждо.

В условиях псевдонезависимости сам смысл бизнеса отходит на второй план, а идея общего развития девальвируется. Особенно в том случае, если речь идет о холдинговой многопрофильной компании. И, что самое важное, пропадает синергетический эффект от совместной и слаженной работы всех подразделений. В полном соответствии с законами действия центробежной силы все это ведет к ослаблению коммуникаций и — как следствие — к распаду компании как целостного организма.

Не хотелось бы заканчивать на пессимистической ноте. Но любая из перечисленных идеализаций созвучна сегодняшнему дню. И если внимательно приглядеться, то легко наполнить практическими примерами мое теоретическое повествование.

Вы спросите, каков итоговый вывод? Не терять себя, подумать, насколько адекватны реалиям те идеалы, которые живут в нас. Понять, какие из них тянут нас назад и мешают обрести тот драйв, те озарения, которые так необходимы, чтобы двигаться вперед в нынешних непростых условиях.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию