Маркетинг

Техника завоевания мира

Меня часто спрашивают, в чем состоят классические ошибки российских компаний, выходящих на западные рынки. С удовольствием ответил бы на этот вопрос, но не смогу.

РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ МОГУТ И ДАЖЕ ДОЛЖНЫ ПРОБОВАТЬ СВОИ СИЛЫ ЗА РУБЕЖОМ. УНИВЕРСАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ УСПЕХА НЕТ. ЗАТО МОЖНО ИЗУЧИТЬ ОПЫТ ТЕХ, КТО НЕ ТОЛЬКО НАСТУПИЛ НА МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ГРАБЛИ, НО И СУМЕЛ ИЗБЕЖАТЬ УДАРОВ ПО ЛБУ.

Меня часто спрашивают, в чем состоят классические ошибки российских компаний, выходящих на западные рынки. С удовольствием ответил бы на этот вопрос, но не смогу. Просто потому, что не имею достаточно подробной информации о деятельности других компаний. Кроме того, мне бы не хотелось выступать в роли этакого гуру, который все знает и готов всех учить. Однако свой опыт у меня имеется. И вот им я могу поделиться. Тем более что опыт этот во многом сводится, так сказать, к «общечеловеческому поведению».

Главное, чего не следует делать, собираясь покорять рынки зарубежных стран, — это полагать, что мы круче всех. И что во всем мире нас ждут и любят.

Все рынки давно поделены. На каждом из них есть свои игроки. Поэтому в новые страны надо выходить с улыбкой на лице и кланяясь.

Необходимо заводить друзей. Надо плотно общаться с прессой, доказывать оригинальность своих услуг и продуктов. На сформировавшемся рынке можно победить либо качеством, либо новым функционалом, либо оригинальным брендом, либо просто — ценой.

Казалось бы, все это — прописные истины. Однако мне приходилось встречаться с «нашими», которые были твердо уверены, что «всех закидают шапками» и «всех по− рвут». Впрочем, такие, как правило, очень быстро уезжали обратно. Возможно, им просто не хватило «шапок».

Однако это не означает, что следует опустить руки и не предпринимать подобных попыток. Напротив, ничего страшного в том, чтобы выходить на западные рынки, нет. Учите английский и не бойтесь!

Даже если ничего не получится сразу — не страшно. Главное — пробовать! Ведь потом, в старости, вы будете жалеть не об ошибках, которые совершили, а о том, что «не попробовали». Если ничего не делать, ничего и не получится. А если делать, то остается всего два варианта: либо вы проиграете, либо победите!

Что же касается нашей компании, то выход «Лаборатории Касперского» на рынки других стран можно разделить на три этапа: детски наивный, пассивный и активный.

Самым интересным был первый этап. Мы были как дети — наивны и чисты. Международная сеть компании возникла не вследствие каких−то продуманных и целенаправленных действий. Это только теперь выяснилось, что мы вели себя «правильно» с самого начала и интуитивно смогли избежать нескольких довольно серьезных ошибок.

Начнем с того, что мне с самого начала хотелось сделать международный продукт. В 1990–1991 годах — то есть еще до того, как наша компания стала самостоятельной, — я добавил к русскому интерфейсу в одной из первых версий нашего антивируса английский (признаюсь, довольно корявый). За что тут же получил критические замечания от коллег: «Зачем нужны меню и мышь, если используется командная строка1! И вообще, наличие интерфейса только портит антивирус!» Впоследствии выяснилось, что продукт, умеющий «разговаривать» на других языках, куда более конкурентоспособен на зарубежных рынках.

Кроме того, я вел довольно активную «общественную жизнь» — выступал на конференциях, печатал посвященные компьютерным вирусам исследования. В общем, «светился» как только мог. В результате нас заметили западные эксперты. И один болгарский специалист (тогда он работал в Германии) предложил выложить наш антивирус на сервер в Интернете для всеобщего обозрения. В итоге в 1994 году AVP, прототип Антивируса Касперского, в тестах Гамбургского университета взял первое место.

После этого в компанию стали обращаться мелкие предприниматели, которые хотели организовать свой бизнес, а также организации, предлагавшие свои услуги в качестве партнеров и дистрибьюторов. И вскоре количество наших зарубежных партнеров перевалило за первый десяток, хотя объемы продаж были практически нулевыми.

Именно в тот период нам удалось избежать одной очень большой ошибки. Мы не стали «выкачивать» из партнеров все деньги, соглашаясь на очень мягкие условия работы, причем вначале даже без особого контроля с нашей стороны. Надо признаться, у нас тогда не было ни сил, ни навыков, чтобы контролировать весь процесс продаж.

И если бы мы стали мешать партнерам, они просто перестали бы с нами работать. Отдельные честные иностранцы предупреждали, что наши условия партнерства слишком мягкие, что условия таких договоров легко позволяют нас обмануть. Но в то время мы не знали, как иначе раскрутить бренд. Договоры с партнерами тогда занимали одну страницу распечатанного текста. Причем половину площади покрывала формула вычисления «роялти» — отчислений нам как владельцам авторских прав. Я сам составлял эти договоры. И не жалею сейчас, что они позволяли партнерам без ограничений популяризировать наш продукт.

Таким образом был сформулирован главный принцип активности компании на международном рынке: партнеры могут и не приносить денег; главное, чтобы они работали на бренд компании. Так мы постепенно сделали себе имя не только в России, но и за рубежом. Случилось главное: нас стали отличать от других. Мало того, пошли разговоры о том, что русский антивирус «ловит лучше». А ведь это был период, когда компании из России воспринимались на западных рынках скорее негативно. И словосочетание «компьютерная безопасность из России» вызывало, мягко говоря, большое удивление.

В конце 1994 года международные продажи взяла на себя Наталья Касперская, которая довольно быстро навела порядок в дистрибуции. Да, мы продолжали работать с несколькими десятками совершенно неизвестных дистрибьюторов. Однако нас стали регулярно тестировать, включать в обзоры. Начала появляться система.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ КОМПАНИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ: ПОНАЧАЛУ ПАРТНЕРЫ МОГУТ И НЕ ПРИНОСИТЬ ДЕНЕГ. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ОНИ РАБОТАЛИ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ВАШЕГО БРЕНДА

Второй правильный шаг, который компания сделала для выхода на международную арену, состоял в том, что мы начали активно участвовать в международных выставках. И прежде всего организовали свой стенд на ганноверской ярмарке высоких технологий CeBit, который стоил тогда, в 1997 году, безумных денег. Однако мы верили: эти затраты необходимы.

Тогда же мы сформулировали для себя два других принципа, с опорой на которые следует «завоевывать мир»: надо раскручивать бренд, повышая собственную узнаваемость, но при этом иметь действительно достойный продукт, который реально может завоевать рынок. И этот продукт должен коренным образом отличаться от конкурирующих, обладать своей «изюминкой». Основные средства тогда, на первом этапе, мы вкладывали именно в продукт, в технологии, в сервис. Известна масса примеров, когда компании строят грамотную маркетинговую политику, делают продукт и свои торговые марки узнаваемыми, «надувают пузырь» — и затем стремительно исчезают, как будто их и не было.

Просто потому, что по большому счету предложить рынку им было нечего. Конечно, раскрутка технологий требует гораздо больше времени, проникновение на рынок идет медленно, из ниши в нишу. Сначала о тебе узнают «продвинутые», потом, по цепочке, — все остальные. Мы не спешили и шли именно таким путем. Оказалось, что и здесь угадали. При этом мы не просто «светились», а постоянно говорили о том, что наш продукт технологически лучше. Организовывали экскурсии в офис, в вирусную лабораторию — святая святых компании, показывали все, что можно показать. Хотя и не открывали главных технологических тайн.

В то время основной доход нам приносило лицензирование антивирусных технологий вендорам: они разрабатывали свои продукты на основе нашего движка. Эти доходы и стали основным источником финансирования нашей экспансии на иностранных рынках. Именно благодаря им мы смогли перейти к пассивному этапу освоения зарубежных рынков, специально выделив в компании отдел дистрибуции.

Это произошло в 1996−м. С того момента на протяжении практически десяти лет мы работали с людьми и компаниями, которые приходили к нам сами. Этот период даже можно сравнить с «плаванием по течению», обработкой входящих запросов. Тогда у нас не было ни человеческих, ни финансовых ресурсов для того, чтобы заниматься другими странами. Но как только появлялись какие−то деньги и находились партнеры, мы открывали очередной международный офис. Сначала в одной стране, потом в другой.

Можно сказать, что мы осваивали международный рынок «тычками», странами и регионами. Главный совет, который я могу дать компаниям, находящимся на похожем этапе развития, состоит в одном: не надо бояться открывать зарубежные представительства! Это огромный опыт, который позволяет подробно изучить, как правильно вести бизнес в каждой отдельно взятой стране.

Наконец, в 2004–2005 годах мы перешли к активной фазе — начали сами искать партнеров и открывать офисы где только можно. Была поставлена цель: завоевать мир. И цель эта подкреплялась детально разработанным, предельно четким планом. Для этого нужны серьезные деньги (которые наконец−то появились!) и опыт (который продолжает нарабатываться).

Но теперь и активный этап покорения земного шара заканчивается. Мы присутствуем уже на всех рынках. Что дальше? Следующий этап будет заключаться в том, чтобы усиливать наше присутствие, «наращивать мясо» там, где уже создан «скелет». А там, где «мяса» достаточно (как, например, на рынках Западной Европы), — укреплять и развивать мышцы. Это тоже очень полезно.

В завершение хочу уверить всех предпринимателей: международный бизнес — это настолько здорово и интересно, что заниматься им можно хотя бы из удовольствия, которое получаешь, реализуя возможность видеть и изучать этот мир!

1 То есть ввод управляющих программой команд непосредственно с клавиатуры. - Прим. ред.

Начать дискуссию

Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Интересные материалы

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.