В Москве один за другим открываются боксерские клубы для «белых воротничков»: выпустить пар теперь можно не только на беговой дорожке и тренажерах, но и в спарринге с профессиональным тренером
«Нос? Жалко, конечно, если сломают, — говорит инвестбанкир Алексей Поляков. — Правда, в молодости уже ломали, но это ничего, забывается. Удовольствие того стоит». На днях Поляков записался в боксерский клуб «Октябрь» — первый в России, входящий в международную федерацию White Collar Boxing, то есть бокса для «белых воротничков».
«Октябрь» специализируется только на боксерских тренировках и, по словам его владелицы Елены Маловой, рассчитан на топ-менеджеров лет сорока. Официальное открытие состоится только на следующей неделе, но уже сейчас поступило более пятидесяти заявок. О притоке новых клиентов говорят и в боксерских клубах Amsterdam Boxing Studio и «Путь боксера», рассчитанных на менеджмент среднего и высшего звена. А во внутреннем рейтинге популярности тренировок фитнес-клубов сети World Class это боевое искусство уже много лет остается самым востребованным. «Белые воротнички» массово надевают красные перчатки.
Вместо зубной щетки
White Collar Boxing появился в середине 1990-х в Нью-Йорке: в клубы, где тренировались профессиональные спортсмены (а в рамках социальных программ — дети из неблагополучных семей), решили пригласить клерков с Манхэттена и учить их боксу за деньги.
«К тому времени фитнес уже стал для “белых воротничков” рутинным занятием, как чистка зубов, — говорит Елена Малова. — А на ринге они почувствовали себя настоящими мужчинами. Боксерские клубы внезапно стали очень популярны. Лет через десять эта мода докатилась до Лондона. Теперь приходит к нам».
Прошлой осенью, не сговариваясь, в Москве открылись клубы Amsterdam Boxing Studio и «Путь боксера». А уже в этом году в «World Class Олимпийский» пришлось оборудовать второй зал — для занятий боксом. «Чтобы достичь каких-то успехов в карате, нужно заниматься годами, — объясняет руководитель направления “Боевые искусства” сетей клубов World Class и “ФизКульт” Евгения Костина. — Бокс проще, понятнее и потому популярнее».
По ее мнению, мода на бокс появилась около двух лет назад, после того, как поединки стали чаще показывать по телевидению. А около года назад к этому боевому искусству впервые стали относиться как к бизнесу.
«Я сам с детства занимался боксом, — говорит владелец Amsterdam Boxing Studio Дмитрий Зинкевич. — А недавно понял, что качественных условий для занятий боксом в Москве нет. Так возникла идея открытия клуба». Николай Уманчик, генеральный директор ЗАО ВНИИ «Нефтемаш», занимается спортом с детства. Но учиться кикбоксингу пошел только после открытия Amsterdam. «Я бы начал заниматься и раньше, но ведь не в школьном же спортзале?» — говорит он.
Пока Amsterdam для его владельцев, по их словам, скорее хобби — проекту всего 8 месяцев, но Зинкевич уверен, что в ближайшем будущем он превратится в успешный бизнес.
Банкир Алексей Поляков согласен, что такой клуб — хорошая бизнес-идея: места и оборудования для него нужно немного, и открыть его можно в любом подвале.
По словам Елены Маловой, стоимость оборудования квадратного метра ее клуба дороже, чем у зала для аэробики, но значительно дешевле, чем у тренажерного зала.
Выход энергии
«Некоторые считают: мол, гады-банкиры идут боксировать, чтобы показывать свою агрессивную сущность, — говорит Алексей Поляков. — На самом деле на ринге никто не будет выбивать противнику зубы. Бокс — это как йога: позволяет полностью освободиться от рутины в жизни».
Елена Малова рассказывает, что клуб «Октябрь» она создавала в расчете на менеджеров, которые привыкли посещать фитнес-клубы, но на беговой дорожке уже заскучали. «Жизнь у них тяжелая, адреналина много, агрессию нужно куда-то сливать, — размышляет Елена. — А на ринге с ними происходит то, что в без ринга происходило бы у них внутри. Но, конечно, в нашем случае бокс — это фитнес, а не драка».
Все опрошенные «Пятницей» московские боксерские клубы предлагают спарринг на ринге как альтернативу фитнесу: увлекательную, разнообразную, помогающую быстро сбросить вес и укрепить мышцы.
Вице-президент банка Credit Swiss Максим Кушнер собирается заниматься боксом два раза в неделю, совмещая занятия с другими тренировками. «Офисный стиль жизни не дает выплеснуть лишнюю энергию, — говорит Кушнер. — А ринг — отличная возможность и снять стресс, и получить физическую нагрузку: уже через полчаса чувствуешь себя по-хорошему уставшим».
Своими руками
«Как вас зовут? Ага, Павел. Вот посмотрите, — тренер Борис обводит взглядом группу новичков, — это Павел. У Павла есть печень, — Борис легко толкает ученика в живот, Павел сгибается, лицо его становится обиженным. — А вот теперь я сделаю это еще раз, уже сильнее. — Павел напряженно пятится, но Борис ловит его. — Ну, Павел, не волнуйтесь, у вас же есть пресс?» Павел явно в этом не уверен, но старательно напрягается. Рука тренера упирается в мышцы. «Вот видите: второй раз я ударить уже не смог. Значит, важна не сила удара, а его неожиданность», — делает вывод Борис. Все, кроме Павла, послушно кивают. В клубе «Октябрь» идет первое пробное занятие.
Поначалу групповая тренировка напоминает школьные уроки физкультуры. Пятеро взрослых людей бегают гуськом, отжимаются и перебрасывают друг другу мяч. После фитнес-клуба нагрузка кажется небольшой, но на следующий день мышцы ног и спины ощутимо болят.
«Теперь встаем на руки и на руках идем до противоположной стены. За щиколотки вас держит партнер», — командует Борис.
«А бег в мешках будет?» — спрашивает кто-то. Фотограф «Пятницы» ехидно улыбается, а я ловлю себя на том, что по школьной привычке халтурю, прекращая упражнение, как только тренер отворачивается.
Затем из колонок раздается рэп, начинается спарринг и становится интереснее.
В боксе важна не физическая сила, а техника, объясняет тренер: чтобы удар получился сильным, движение должно идти не от плеча, а от бедра. Я луплю в боксерскую лапу, которую держит тренер. Какая уж тут техника, не промахнуться бы. Впрочем, через пару минут процесс увлекает. Никакой агрессии действительно не возникает, тренировка воспринимается как игра.
Группа новичков постепенно самоорганизуется. Кто-то уже старательно бьет по груше, кто-то встает на беговую дорожку. Тренер гоняет по рингу офисного клерка. «Левой, левой сильнее!» — приговаривает он. На лице и фигуре клерка явственно отпечатываются ненормированный рабочий день, калорийные бизнес-ланчи и полтора года без отпуска, но бьет он настойчиво и упрямо.
Не только для крутых парней
По словам Евгения Треско, директора «Пути боксера», аудитория его клуба такая же, как у любого фитнес-клуба: менеджеры, бизнесмены, есть даже домохозяйки, отдельно — детская группа. Женщин пока не больше 15%, но количество их растет. Средний возраст посетителей — 25-35 лет. «Конечно, иногда приходят те, кто хочет научиться драться: может, однажды на них напали в подъезде или девушку не смогли защитить, — говорит Евгений Треско. — Но таких меньшинство. Впрочем, все наши клиенты — люди состоявшиеся, с высшим образованием. Такие обычно не умеют физически постоять за себя. Им бокс помогает справиться со страхом, синдромом жертвы. Наверное, им не придется использовать бокс для самообороны».
Клуб Amsterdam начал работать в сентябре, но до начала 2010 года был закрытым, занимались там только хозяева и их друзья. Даже теперь управляющий клубом встречается со всеми, желающими купить клубную карту. Есть люди, которым в членстве отказывают. «Одна из важнейших задач для нас — поддержание закрытой атмосферы элитного клуба, — объясняет управляющая клубом Екатерина Павленко. — К нам никогда не попадут люди, связанные с криминалом, слишком агрессивные и те, в чьей адекватности мы сомневаемся».
У новых клиентов клуба всегда спрашивают, почему они пришли в Amsterdam. Многие говорят, что хотят улучшить спортивную форму, похудеть, научиться давать сдачи, вспомнить детское увлечение. Но больше тех, кому бокс интересен просто как вид спорта.
Польза будет
Профессиональные боксеры не видят ничего плохого в том, что в их спорт приходят дилетанты. «Начав заниматься боксом, человек станет интересоваться его историей, героями, будет смотреть поединки, — считает двукратная чемпионка мира по боксу Наталья Рогозина. — На мои бои часто приходят те, кто занимается боксом просто для себя, ради удовольствия».
В Федерации бокса России считают, что профессионалами «белые воротнички», конечно, не станут, но свою пользу из занятий извлекут обязательно. «Бокс — спорт многофункциональный, — говорит вице-президент Федерации бокса, заслуженный мастер спорта Евгений Судаков. — Он помогает выработать хорошую реакцию, улучшает работу сердца, легких, повышает уровень адреналина в крови. И потом, бокс не входит в десятку самых травмоопасных видов спорта. Кроме разбитого носа, травм у нас обычно не бывает. К тому же если офисные клерки поймут суть этого вида спорта, они отправят заниматься им своих детей».
Обычное хобби
«Мы пробовали составить психологический портрет клиента, заказывающего индивидуальные тренировки по боксу, — говорит Евгения Костина. — Не получилось. Слишком разные это люди».
Как считает Евгений Судаков, боксер, пусть и любитель, человек точно не агрессивный. «Все недовольство и стресс он выплескивает на “грушу” или партнера, — говорит Судаков. — После этого в обычной жизни разозлить его невозможно. Работе это только на пользу».
Однако отношение рекрутинговых и HR-агентств к любви потенциальных кандидатов к боксу неоднозначно. По словам Ольги Ивановой, менеджера департамента финансового рекрутмента компании Antal Russia, фраза «увлекаюсь боксом» в последней строке резюме насторожит ее, только если кандидат придет на встречу с подбитым глазом или сломанным носом. «Многие “белые воротнички” занимаются скалолазанием, яхтингом, парапланеризмом. Если бокс — это обычное спортивное хобби и кандидат адекватен, я не обращу на это внимания. Скорее всего взрослый состоявшийся человек выходит на ринг не подраться, а научиться чему-то новому», — говорит Ольга.
Тем не менее психолог, бизнес-консультант компании «Экопси-консалтинг» Григорий Крамской уверен, что для сотрудника кадрового агентства увлечение соискателя — повод обратить внимание на уровень его агрессивности. Сами члены клубов объясняют, что тренировки позволяют им выплеснуть энергию. Однако Григорий Крамской уверен: ринг не избавляет от агрессии, а лишь позволяет найти ей красивое оправдание. К тому же в таких клубах люди привыкают к более агрессивному поведению. Иногда это действует положительно, и робкие клерки перестают бояться разговаривать с клиентами. Но при этом те, кому агрессия свойственна от природы, становятся менее гибкими и корректными.
«Многие “белые воротнички” в детстве и юности были зажатыми и боязливыми. Дорастая до определенного карьерного уровня, они понимают, что нужно преодолевать свои страхи и комплексы, — считает Крамской. — Это одна часть посетителей таких клубов. Вторая — это те, что были хулиганами, а теперь встроились в “офисный класс”, скучают и ищут способ оторваться. Раньше они прыгали с парашютом и садились на мотоциклы. Теперь одевают боксерские перчатки».
Впрочем, Евгения Костина из World Class не уверена, что мода на бокс в специализированных клубах продержится более трех-пяти лет. «Чтобы серьезный бизнесмен был предан только боксу? Сомневаюсь, — говорит она. — Чаще его сочетают с растяжкой, плаванием, то есть комплексом тренировок». С другой стороны, признает Евгения, только 5% клиентов World Class, однажды выбравших бокс, затем отказывались от него.
«Никто не будет на ринге выбивать противнику зубы. Бокс — это как йога: позволяет полностью освободиться от рутины в жизни»
Начать дискуссию