Социологи и бизнесмены США бьют тревогу: согласно проведенным исследованиям, представители поколения, рожденного в конце 1980-х, в западной терминологии — поколения Y, не нацелены на самореализацию в работе, не отличаются трудолюбием и ответственностью, да еще и диктуют работодателям завышенные требования по заработной плате.
Если для молодежи 1980-х — 1990-х (поколения X) символом времени были перестройка, следующие друг за другом финансовые кризисы и появление Пепси, то сегодняшние выпускники вузов живут в мире относительной стабильности, Интернета, угрозы терроризма и глобализации.
«Они родились в новое время, в новых условиях, смотрят по-новому на жизнь, меньше себя ограничивают», — считает Любовь Осипова, директор по персоналу нижегородской компании «Техника в белом». — «Игреки» привыкли работать с информацией, привыкли к постоянному доступу к ней и изменчивому миру. Студенты вузов с удовольствием участвуют в программах по обмену, переписываются со сверстниками из-за рубежа и перепроверяют любые данные.
«Игреки» не признают авторитета старших, не спешат вливаться в корпоративную культуру и не особенно горят желанием взваливать на себя ответственность. Открытый мир предполагает не только новые информационные возможности, но и многообразие интересов, а работу превращает не более чем в способ заработка.
«Молодежь видит, что и корпорации разваливаются, и гарантированного пенсионного обеспечения она может не получить. Так какой смысл посвящать работе жизнь, если в один прекрасный момент это все может рухнуть?» — комментирует ситуацию Андрей Полунин, директор филиала ООО «Сумма Телеком» в Петербурге.
Отсюда и требование гибких графиков, возможности удаленной работы и смягчения правил дресс-кода. Но что еще хуже — стремление постоянно менять работу.
«Игреки» не готовы долгое время работать в одной компании, им интересны изменчивые перспективы. По моим оценкам, больше трех лет «игреки» в одной компании не работают, — говорит Татьяна Онилова, начальник отдела управления персоналом группы компаний «Балтийский лизинг».
Статьи и книги о поколении Y, выходящие за рубежом одна за другой, делятся на две категории: либо оптимистично предсказывают новое светлое будущее, либо предвещают повсеместный кризис. Но, так или иначе, немногие из российских исследователей, и тем более работодателей, способны отделить мух от котлет — действительные черты именно российского молодого поколения от мифов, навязываемых Западом.
Чего хочет поколение молодых? Как с ним работать и как его мотивировать? Какие цели лучше всего ставить и какие ошибки лучше не допускать?
Исследование журнала «Управление персоналом», проведенное с привлечением мнений экспертов из разных областей бизнеса, компаний по подбору персонала и социологов, а также успешных практиков по организации работы молодежи и ее мотивации — в следующем номере.
Начать дискуссию