Герминия Ибарра (Herminia Ibarra), профессор бизнес-школы INSEAD, говорит, что в последнее время MBA программы стали все чаще подвергаться критике. Многие обвиняют их в том, что они учат своих студентов неправильным финансовым моделям, не дают им достаточных навыков в сфере риск-менеджмента, перенасыщают рынок труда управленцами. То есть в целом MBA программы обвиняются в отдалении от реальности, в преподавании теории в отрыве от жизни. В результате, если верить критикам, все эти годы бизнес-школы готовили жадных до денег и недальновидных бизнес-лидеров, что в последствии и привело к финансовому кризису.
Насколько все эти утверждения обоснованы? В рейтинге под названием "100 самых лучших гендиректоров мира", опубликованном в Harvard Business Review в 2009 году, его авторы, Герминия Ибарра (Herminia Ibarra), Урс Пеер (Urs Peyer) и Мортен Хансен (Morten T. Hansen), профессора бизнес-школы INSEAD, оценивали эффективность бизнес-лидеров по нетрадиционным критериям. Акцент в этом исследовании делался на объективной оценке работы в течение долгого периода времени, то есть давалась оценка управленцам за весь период их работы в компании, а не за последний год или квартал. Данное исследование позволяет оценить, как степень MBA влияет на эффективность работы топ-менеджеров, если какое-либо влияние вообще существует.
Изначально планировалось, что в исследовании примут участие 1 999 гендиректоров ведущих компаний мира. Но из-за того, сведения об образовании многих бизнес-лидеров недоступны, количество участников сократилось до 1,109, что, тем не менее, вполне достаточно для объективного результата. Основными критериями для создания рейтинга стали такие параметры как возврат инвестиций акционеров и изменение рыночной капитализации за все время работы исполнительных директоров.
Менее трети бизнес-лидеров из этого сокращенного списка директоров компании из таких стран как Франция, Германия, США и Великобритания имеют в своем активе диплом МВА. Авторы исследования обнаружили прямую связь между наличием МВА и высокоэффективными результатами работы. В итоговом рейтинге те его участники, которые закончили бизнес-школу, в целом занимают на 40 позиций больше по сравнению с теми, у кого диплома МВА нет. Ровно половина из первых десяти лучших гендиректоров мира учились в бизнес-школах.
О чем свидетельствуют такие данные в отношении эффективности работы? Гендиректора без диплома MBA в среднем добились возврата инвестиций акционеров компаний в размере 81%, а выпускники бизнес-школ - 93%.
Еще один интересный факт: согласно исследованию, генеральные директора, имеющие диплом MBA, занимают свою должность значительно раньше, чем их коллеги, которые не получили образование в бизнес-школах. По этому показателю первые получили внушительное преимущество в 100 позиций рейтинга.
Итак, главный вопрос – почему диплом MBA эффективен? Скорее всего, бизнес-образование все-таки дает гендиректору больше преимуществ и улучшает эффективность его работы, особенно если он при поступлении на программу MBA уже имеет за спиной опыт работы в бизнесе. Но в чем же заключается главная польза MBA?
Для одних выпускников МВА - это возможность усовершенствовать свои умения навыки. Кроме того, бизнес-школы помогают студентам развить не только профессиональные, но и социальные качества. Для других MBA – это знак совершенства, ведь топовые школы отбирают лишь самых лучших кандидатов, а ведущие компании в свою очередь ищут топ-менеджеров среди элиты. MBA открывает перед управленцем двери в бизнес-сообщество, где он может завязать ценные знакомства, получить полезные советы и в будущем - многообещающую перспективу.
Начать дискуссию